Приморские депутаты просят правительство РФ для поддержки лесопромышленных предприятий разрешить экспорт необработанной древесины дуба и ясеня
Об этом 26 октября сообщил ИНТЕРФАКС - ДАЛЬНИЙ ВОСТОК.
«Просим поручить отраслевым федеральным органам правительства РФ… внести изменения в действующее законодательство и предусмотреть временную, до конца 2023 года, возможность экспорта необработанных лесоматериалов диаметром более 40 см из дуба и ясеня», – говорится в тексте обращения, размещенного на сайте ЗакСа. Такое решение, по мнению депутатов, позволит поддержать предприятия лесного комплекса, а также привлечь дополнительно в бюджетную систему Российской Федерации порядка 300-400 млн рублей экспортных пошлин.
Информация
к размышлению.
С учетом теневого экспорта древесины и пиломатериалов, необоснованных санитарных рубок, ежегодный ущерб с учетом недополученной прибыли в лесопромышленном комплексе составляет около 1 трлн рублей. Это значительно выше официального дохода отрасли (61 млрд рублей в год). Таким образом, лесные богатства России превратились в проклятие для бюджета, хотя должны были стать его спасением.
Губернатор на заседании ЗакСа сообщил депутатам, что ситуация в лесопромышленном комплексе ухудшается.
«Мы эту меру предлагаем в силу того, что возникла крайне сложная обстановка в лесопромышленном комплексе… Решения о запрете экспорта (кругляка – авт.) приняли до 24 февраля, после 24 февраля многое очень изменилось, появились санкции, недружественные страны, куда запрещен экспорт», – сказал Олег Кожемяко.
В обращении краевого ЗакСа отмечается, что в связи с санкциями экспортеры продукции лесопромышленного комплекса Приморского края полностью переориентировались на рынок КНР.
В марте состоялась видеоконференция между регионами Дальнего Востока и провинциями Хэйлунцзян и Гуандун. На ней обсудили перспективы сотрудничества в лесопромышленном секторе и формирование новых партнерских связей. Не с этим ли связана инициатива Приморских парламентариев?
«С июля 2022 года цены на основные группы лесоматериалов на рынке Китая снизились более чем на 30 %... В сложившихся условиях большинство предприятий лесной отрасли терпят убытки, вынуждены сокращать объемы заготовки и переработки древесины», – поясняют авторы инициативы.
Как известно, президент России В.В. Путин на совещании по развитию и декриминализации лесного комплекса поручил ввести ПОЛНЫЙ запрет на вывоз из страны необработанных лесоматериалов хвойных и ценных лиственных пород с 1 января 2022 года.
Чтобы стимулировать деревопереработку, правительство России приняло ряд мер: поэтапное увеличение пошлин на экспорт круглого леса, квоты на вывоз березы, запрет на вырубку некоторых ценных пород деревьев. Однако, по экспертным оценкам, они пока не дали желаемого эффекта.
Информация к размышлению.
Общая доля кругляка в приморском экспорте составляет от 70 до 80 %. А если учесть браконьерские заготовки, то рубится и вывозится гораздо больше.
Круглый лес экспортируется и под видом обработанной древесины, когда предприниматели пишут в декларациях, что вывозят обработанный лес, хотя только снимают с дерева кору и обрубают сучья.
Специалисты понимают, что подобное использование лесных ресурсов неэффективно, что экспорт круглого леса не имеет долгосрочных перспектив.
Эксперты природоохранных структур беспокоятся, что лесосечный фонд в крае стремительно сокращается, и через 6-8 лет вывозить будет нечего. Делового леса в общей его структуре осталось не более 10%, тогда как экспорт за последние годы вырос вдвое, в основном, за счет вырубки ценных пород.
Сегодня в крае экспортом древесины занимаются около 200 организаций и компаний. По официальным данным, основными импортерами приморского леса являются КНР (около 50%), Япония (более 30%) и Южная Корея (около 20%). Ежегодно круглого леса вывозится на сумму 6,2 млрд рублей.
Между тем, лесозаготовители заговорили о, якобы, нерентабельности лесного бизнеса. Компании, вырубившие лес вблизи дорог и рек, углубляются все дальше в чащу, в связи с этим увеличиваются их расходы на единицу себестоимости продукции.
Зато кругляк даёт быстрые деньги, скорый оборот капитала.
Надежды на то, что запрет на экспорт необработанной древесины заставит лесопромышленников заняться переработкой и позволит сохранить леса от тотального истребления, оказались эфемерными.
Предприимчивые же соседи из Поднебесной запретили вырубку собственной тайги. Но при этом построили на своей территории рядом с российской границей более 20 предприятий, работающих на переработке приморского леса. Более того, они начали создавать лесопильные производства на нашей территории, открыли в Уссурийске свою мебельную фабрику.
Между тем лесосечный фонд края ограничен, и это признают не только учёные. Особенно сильно истощились запасы ценных пород древесины: кедра, ясеня, дуба.
«ШВЕДСКИЙ СТОЛ»: ЖРИ, СКОЛЬКО ВЛЕЗЕТ?
Ситуация в лесной отрасли действительно катастрофическая, и вовсе не для лесозаготовителей. Как рассказал в интервью ИА DEITA.RU кандидат биологических наук Александр Олифиренко, общенациональное достояние и так достается арендаторам почти даром, а лесозаготовки на Дальнем Востоке – бизнес сверхприбыльный. Общая сумма ежегодных доходов государства от платы за использование лесов в Приморье составляет около 400 млн руб. При этом, по данным Государственного лесного реестра, ежегодно в крае вырубается около 4,5 млн кубометров ликвидной древесины. И это только официальные данные! Значительная часть этой древесины представлена ценными породами. Рыночная стоимость учтённой вырубленной древесины, по разным подсчётам, составляет от 50 до 100 млрд рублей в год.
Получается, что государство и народ, являющиеся по Конституции собственниками лесных ресурсов, отдают их арендаторам дешевле, чем за 1% от их реальной стоимости?!
По мнению эксперта, в российских лесах царит шведский стол: плати за вход и жри, сколько хочешь. Корень зла – в фактической передаче всех полномочий по управлению и пользованию лесными ресурсами коммерческим предприятиям, ищущим лишь сиюминутной сверхприбыли любой ценой.
«Всё, что нужно для выхода из катастрофического положения, – это просто выгнать арендаторов-лесорубов из леса», – цитирует ученого «Рамблер».
ДАЛЬНОВОСТОЧНЫЙ ЛЕС НЕ ПОЕДЕТ В КИТАЙ!
Об этом не так давно публично заявлял полпред президента в ДФО Юрий Трутнев. Однако сделал реверанс и в сторону деревообработчиков, предложив разработать дополнительные меры их поддержки:
«Нужно сделать так, чтобы запускались новые проекты, строились новые перерабатывающие мощности. Строительство лесных дорог – одна из существенных затратных частей таких инвестиционных проектов. Некоторую часть нагрузки может взять государство за счёт снижения налогов или других инструментов».
В России действует система приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, которая дает право на получение лесных участков ВНЕ конкурсов и аукционов по СНИЖЕННОЙ ставке. Помимо этого, государство ввело льготное финансирование проектов развития лесопромышленного комплекса, предоставляя кредиты по смешной ставке – от 1 до 3%. Всего в ДФО инвестировано около 41 млрд рублей.
ПРОЩАЙ, ТАЙГА?
Приморье входит в число регионов с наибольшим экономическим ущербом от нарушения лесного законодательства, в том числе от незаконных рубок древесины.
Согласно отчету Счетной палаты России, сообщает ИА PrimaMedia, в Приморском крае ежегодный ущерб лесному хозяйству составляет миллиард рублей.
Как утверждают специалисты, это связано с географической близость Китая, высоким спросом на ценные породы древесины на рынке, а также несовершенством законодательства и низким уровнем привлечения к ответственности.
«ЛЕС ДОЛЖЕН ПРИНОСИТЬ ВЫГОДУ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ»
Эту фразу произнёс Юрий Трутнев на совещании по стимулированию лесопромышленной отрасли на Дальнем Востоке, где обсуждалось предоставление квот экспортёрам леса и увеличение глубины переработки деловой древесины.
Интересно, насколько досконально знает Юрий Петрович ситуацию в лесу?
А вот: «На Дальнем Востоке сосредоточено 30% российских запасов древесины, но объём заготовки составляет менее 8% от общероссийского. Ежегодно на ДВ остаются невостребованными до 80% леса из допустимого для переработки объёма».
Чтобы говорить об экономической выгоде, нужно, в первую очередь, ответить на вопрос: а есть ли ещё лес в Приморье, осталось ли что-то для вырубки? К сожалению, официальная статистика ответов на эти вопросы не давала. Отсутствие адекватной информации о лесах и подвигло ученых со свойственной им скрупулёзностью оценить состояние лесного фонда на территории Приморского края.
Кандидат биологических наук, старший научный сотрудник ФНЦ биологического разнообразия Дальневосточного отделения Российской Академии Наук Ольга Ухваткина ещё в 2018 году сделала неутешительный вывод: уникальную Приморскую тайгу мы уже потеряли…
Информация к размышлению.
Почти 41% наших лесов вырублено полностью. Еще 40% территории – это вторичные леса и гари. 15% — участки, где отсутствует древесина достойного качества. И лишь 6% – ненарушенные леса. Они остались пока на территории заповедников и национальных парков. Пускают под топор и эти территории.
Ольга Ухваткина задаёт очень важный вопрос: готовы ли мы и дальше игнорировать уничтожение остатков нашего общего достояния в интересах небольшой группы бизнесменов от леса и азиатских соседей?!
Бывший руководитель отдела по борьбе с экономическими преступлениями Арсеньева, уезжая на другое постоянное место жительства, подарил мне собственную книгу. Про лесной передел. Автор тему знает не понаслышке: сам сидел в засадах, бродил по заснеженной тайге, вылавливая «лесных баронов», отыскивая их жертв.
Уж если такой человек говорит: «В лесу правит мафия. Все там повязаны. Люди делают деньги. Очень большие деньги!» – ему, думаю, можно верить. Хотя и не хотелось бы…
30 января PrimaMedia сообщило о контрабанде крупной партии пиловочника берёзы в Китай на сумму более 6 млн рублей. Оказалось, что указанный в документах производитель его не заготавливал. Возбуждено уголовное дело. Участнику внешнеэкономической деятельности грозит миллионный штраф или лишение свободы до трех лет.
«Я СПРОСИЛ У ЯСЕНЯ…»
Древесина ясеня очень красива и пластична в переработке. Она – идеальный вариант для производства мебели.
Дуб – это жёлуди, которыми питаются кабаны, а кабан – объект охоты тигров. Всё в природе взаимосвязано.
Если правительство РФ поддержит приморских парламентариев и разрешит экспорт кругляка дуба и ясеня, то, по моему личному мнению, Приморской тайге придёт окончательный конец. Уже сейчас из-за бескормицы массово выходят из леса тигры и медведи. Свою «лепту» вносят и браконьеры.
МАША + МИША
20 марта жители Зелёновки (Спасский район), собирая в окрестностях села сухостой, обнаружили среди валежника двух медвежат. На место был вызван представитель Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края – специалист-эксперт Дмитрий Суханов, который изъял сирот. Медвежат осмотрели специалисты Центра реабилитации и реинтродукции тигров и других редких животных «Тигр» и приняли решение оставить животных на доращивание.
Малышам дали имена – Маша и Миша. За лето медвежата подросли, набрали вес, освоили необходимые навыки выживания в тайге. Осенью специалисты Центра выпустили мохнатую парочку в тайгу. Перед тем, как уйти вглубь лесного массива, Маша и Миша, следуя природному любопытству, залезли на деревья. Оттуда они долго смотрели на людей и даже позировали местным фотографам.
В «МАСТЕРСКУЮ ПРИРОДЫ» –
С ПИЛОЙ И ТОПОРОМ
… Природа веками искала и устанавливала мудрый баланс. А когда он нарушался, стирала, как учитель с доски каракули двоечника, целые цивилизации.
Провидение вознесло на вершину пирамиды человека. Ему предназначалась роль этакого наместника Бога на Земле, мудрого хозяина планеты. И как он этим распорядился?!
© Арсеньевские вести, 1992—2022. Индекс подписки: П2436
При перепечатке и при другом использовании материалов, ссылка на «Арсеньевские вести» обязательна.
При републикации в сети интернет так же обязательна работающая ссылка на оригинал статьи, или на главную страницу сайта: https://www.arsvest.ru/