В связи с варварским, считаю, истреблением лесов в крае, да и в стране, особенно последние 20 лет, ряд известных журналистов «АрсВест», экологов, общественных природоохранных организаций очень остро поднимают и обсуждают вопросы: как прекратить уничтожение богатейшей флоры края и богатейшего медоноса на планете — липы. Как заставить «лесных баронов» поумерить свои шакальи, по моему мнению, аппетиты?
Радикальных мер по наведению порядка в отрасли не предлагается. Видимо, кому-то нужен этот бардак?
Но вы поймите, товарищи-господа, что за награбленные на лесе миллионы вы не купите глоток свежего воздуха или воды. По-моему, придет такое время. Алчность помутила разум и застила глаза? Угробите леса в крае, на Дальнем Востоке, в стране — природа угробит и вас, и нас, народ.
И не спасут вас ни бункеры, ни межпланетные корабли. Потому что мы, «хомо сапиенс», моль по отношению к природе.
И наш удел, как бы ни прискорбно это признавать, приспосабливаться и жить в гармонии и согласии с природой, её растительным и животным миром, а не корчить из себя богов, лезть в генетику, куда собака свой нос не совала, и так далее. Надо быть просто человеком разумным.
Общественность давно уже понимает (власть имущим это понять бы), что сохранение лесов, экологии, в целом, это вопрос сохранения человечества. Об этом в прошлом столетии говорил писатель Леонов. Но мало их сохранить, они нуждаются в постепенном восстановлении.
На заре Советской власти была выработана стратегия охраны лесов от пожаров, достаточно жестокая, до смертной казни (есть такие данные в газетах 20-х годов прошлого столетия). Также были разработаны меры восстановления лесов путем ежегодных посадок молоди в местах вырубок по гарям.
Ряд институтов разрабатывали эту тему весь социалистический период. Сотни диссертаций, книг было написано по данной проблеме. Громадные фнансовые ресурсы выделялись государством на эти мероприятия. Ежегодно высаживались сотни тысяч деревьев для восстановления леса.
Но пускай хоть кто-либо из работников лесной отрасли, ученых, лесоводов, приведёт один факт хозяйственного использования рукотворного делового дерева. Потому что дерево — это не помидор, и срубленное — утрачено навсегда.
Не владею информацией, где и как в мире используется в хозяйственной деятельности искусственные насаждения в виде деловой древесины у нас в стране и в крае.
На мой взгляд, эти насаждения и ежегодные колоссальные финансовые и человеческие затраты ежегодно выгорают не только весной и осенью, но и летом, страна полыхает. А чего ей не полыхать?! Оптимизировали все возможное и невозможное в лесной отрасли и не только.
Всю страну оптимизировали и пытаются ещё и округлить, «правильным путем» идем, товарищи-господа, только толку — ноль, как я считаю. от пожаров леса гибнут больше, чем от варварского истребления. Но хрен редьки не слаще. Сгорают пяти - десяти - двадцатилетние насаждения, в первую очередь.
Я полагаю , что покушаюсь на устоявшиеся незыблемые догмы лесной отрасли, выработанные десятилетиями специалистами, учеными. Но, тем не менее, исходя из вышеописанного, предлагаю ученым, журналистам, экологам, лесоводам тему сохранения и восстановления лесов в крае рассмотреть в другой плоскости.
Думаю, необходимо восстанавливать леса не посадками, а заменить эту работу жесточайшей охраной лесов от пожаров. Все финансовые средства или хотя бы большую часть направлять на борьбу с пожарами в лесах.
А природа без нас, убогих, справится, что и где «посадить», хотя этот естественный процесс по замене одних пород деревьев на коренные займет больше времени, чем при искусственных посадках.
Мне неоднократно приходилось разговаривать с лесоустроителями, и почти все они придерживаются такогог же мнения.
По-моему, заниматься посадками — это мартышкин труд. Очевидно, не просто осознать, даже специалистам, такой расклад, но сохранение и восстановление лесов, по практике деятилетий, показывает, что сохранить леса от пожаров государство не может, как бы это ни прискорбно.
Считаю, особенно эта проблема остро проявилась с развалом СССР, когда «оптимизировали» лесничества.
Для озеленения городских территорий, пригородных санитарных зеленых зон, парков, защитных полос и так далее, посадки производить, конечно, необходимо. Они находятся в зоне быстрой досягаемости, в смысле защиты от пожаров и обслуживания.
А примеров естественного восстановления лесов, естественной рекультивации, если хотите, достаточно, опять же при условии их защиты от огня.
Посмотрите на безобразные отвалы на открытых разрезах в поселке Лучегорск, по Приморскому краю да и в стране.
Всё это за 10-15 лет зарастает буйным лесом, пускай и не таким ценным, как в тайге. А золоотвалы зарастают ивняком. Но ведь и это частично легкие планеты. Только давайте не жечь.
То, о чем я пишу, созрело в моем сознании не сегодня и не вчера. И не так легко и просто, потому и хочу поделиться своими мыслями с читателями, специалистами лесной отрасли.
© Арсеньевские вести, 1992—2022. Индекс подписки: П2436
При перепечатке и при другом использовании материалов, ссылка на «Арсеньевские вести» обязательна.
При републикации в сети интернет так же обязательна работающая ссылка на оригинал статьи, или на главную страницу сайта: https://www.arsvest.ru/