Первый на Дальнем Востоке завод «DNS Лес» по производству OSB-плит готовится встать на якорь в «гавани» Свободного порта Владивосток
НЕДОЛГО МУЗЫКА ИГРАЛА…
Предприятие открылось в Спасске-Дальнем в июне 2020 года. Новое производство на месте заброшенного завода железобетонных конструкций возводили с нуля три года. В строительство вложено 1,38 миллиарда рублей.
Примечательно, что первым клиентом завода стала материнская компания – группа компаний DNS. OSB-плиты будут использоваться для изготовления СИП-панелей, из которых, в свою очередь, продолжится возведение коттеджей в посёлке Новый Де-Фриз в пригороде Владивостока.
- Когда мы начали заниматься строительством, то поняли: в регионе нет необходимой инфраструктуры. Все материалы приходится привозить из центральной России или из-за границы. Тогда решили создавать собственные производства в Приморье, - рассказывал журналистам президент группы компаний DNS Дмитрий Алексеев.
На новом предприятии планировалось ежегодно производить до 60 тысяч кубометров продукции – ориентированно-стружечных плит, которые используются для внутренней и внешней отделки домов, возведения перекрытий и укладки пола, изготовления СИП-панелей, тары и упаковки, корпусной и дизайнерской мебели. Руководство завода заявляло о намерении снабдить Дальний Восток и соседние страны АТР инновационным строительным материалом.
- Мы уже заключили более 20 контрактов со строительными компаниями и дистрибьюторами региона. Им выгодно покупать плиты в Приморье, так как они получают качественный строительный материал и при этом экономят деньги и время на логистике. Ведём переговоры с партнёрами из Азии. В перспективе до 50% продукции будем продавать за границу, – раскрывает планы директор «DNS ЛЕС» Никита Тимоходцев. - Сейчас это самое высокотехнологичное предприятие в сфере деревообработки в регионе.
Древесину переработчики закупали у приморских заготовителей. Получение собственных лесных участков позволило бы самостоятельно заготавливать сырьё и сделать цену на продукцию ещё привлекательнее.
- При этом мы гарантируем, что лес будет использован для производства продукции с высокой добавленной стоимостью. Я верю, что Спасск может стать центром деревообработки не хуже, чем Суйфэньхэ, – отмечал глава «DNS Групп» в 2020 году.
- Мы используем тонкомерную, неделовую древесину – к примеру, верхнюю часть деревьев или стволы с трещинами, сучками, дуплами. При полной загрузке завод потребляет в сутки около 400 кубометров, – отмечает очевидный плюс руководитель производства Виктор Чуркин.
- Мы хотим, чтобы наша продукция не только соответствовала ГОСТам и международным стандартам качества, но и стала самой экологически безопасной в стране, – добавляет важную деталь Никита Тимоходцев.
Производство полностью автоматизировано. За параметрами работы оборудования специалисты следят с пультов управления и могут внести необходимые корректировки удалённо с компьютера.
- Я надеюсь, что руководство завода продолжит внедрять передовые технологии и получит лесосеку, что позволит снизить себестоимость продукции, создать производство полного цикла, – оптимистично заявлял губернатор Олег Кожемяко при открытии предприятия.
Однако что-то пошло не так.
КАК ГРОМ С НЕБА
Резидент Свободного порта Владивосток компания «DNS Лес» планирует сократить сотрудников и в будущем, возможно, вообще остановит производство.
Об этом в ноябре 2021 года KONKURENT.RU сообщил глава «DNS Групп» Дмитрий Алексеев.
По его словам, расчёт на то, что государство откажется от вывоза древесины и сделает ставку на лесоперерабатывающие производства, не оправдался:
- За пять лет, что мы работаем, законодательство постоянно менялось, и понимания, что будет с отраслью, до сих пор нет. В этих обстоятельствах приняли решение (сейчас зима, низкий сезон) снизить производство. Остановится ли совсем завод? Не знаю, но не исключаю такой вероятности.
Эксперты считают, что одним из факторов могла стать невозможность получения собственных лесосек, на которые предприятие возлагало такие надежды.
- Процедура сокращения персонала – это более 160 человек - проходит в строгом соответствии с требованиями трудового законодательства. Помимо зарплаты за фактически отработанный период, работники «DNS Лес» в зависимости от формы трудоустройства получат компенсацию в размере от одной до трех месячных зарплат. А также, несмотря на сложную ситуацию, - новогодний бонус. Таким образом, предприятие обеспечит выплаты сотрудникам в большем объеме, чем того требует законодательство, - сообщили в пресс-службе компании.
Президент России В.В. Путин на совещании по развитию и декриминализации лесного комплекса поручил ввести ПОЛНЫЙ запрет на вывоз из страны необработанных лесоматериалов хвойных и ценных лиственных пород с 1 января 2022 года.
Чтобы стимулировать деревопереработку, правительство России приняло ряд мер: поэтапное увеличение пошлин на экспорт круглого леса, квоты на вывоз березы, запрет на вырубку некоторых ценных пород деревьев. Однако, по экспертным оценкам, они пока не дали желаемого эффекта.
ПРОЩАЙ, ТАЙГА?
Приморье входит в число регионов с наибольшим экономическим ущербом от нарушения лесного законодательства, в том числе от незаконных рубок древесины.
Согласно отчету Счетной четной палаты России, сообщает ИА PrimaMedia, в Приморском крае ежегодный ущерб лесному хозяйству составляет миллиард рублей.
Как утверждают специалисты, это связано с географической близость Китая, высоким спросом на ценные породы древесины на рынке, а также несовершенством законодательства и низким уровнем привлечения к ответственности.
«Черные» лесорубы зачастую не соблюдают пожарную безопасность в лесах. Так, за последние три года площади пожаров в Приморье увеличились в 24 раза.
«ЛЕС ДОЛЖЕН ПРИНОСИТЬ ВЫГОДУ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ»
Эту фразу произнёс Юрий Трутнев – заместитель председателя правительства РФ – полномочный представитель президента в ДФО - на совещании по стимулированию лесопромышленной отрасли на Дальнем Востоке, где обсуждалось предоставление квот экспортёрам леса и увеличение глубины переработки деловой древесины.
Интересно, насколько досконально знает Юрий Петрович ситуацию в лесу? Из московского окна вся Россия не видна…
Чтобы говорить об экономической выгоде, нужно в первую очередь ответить на вопрос: а есть ли ещё лес в Приморье, осталось ли что-то для вырубки? К сожалению, официальная статистика ответов на эти вопросы не давала. Отсутствие адекватной информации о лесах и подвигло ученых со свойственной им скрупулёзностью оценить состояние лесного фонда на территории Приморского края. Кандидат биологических наук, старший научный сотрудник ФНЦ биологического разнообразия Дальневосточного отделения Российской Академии Наук Ольга Ухваткина ещё в 2018 году сделала неутешительный вывод: уникальную Приморскую тайгу мы уже потеряли…
Почти 41% наших лесов вырублено полностью. Еще 40% территории – это вторичные леса и гари. 15% — участки, где отсутствует древесина достойного качества. И лишь 6% – ненарушенные леса. Они остались пока на территории заповедников и национальных парков. Пускают под топор и эти территории.
Ольга Ухваткина задаёт очень важный вопрос: готовы ли мы и дальше игнорировать уничтожение остатков нашего общего достояния в интересах небольшой группы бизнесменов от леса и азиатских соседей?!
Лесопилением и деревообработкой в крае занимаются около 250 предприятий. Более трети краевого объема производства пиломатериалов сосредоточено в крупных организациях.
И это не выпуск современной мебели или материалов для индивидуального строительства. Пока мы имеем примитивный распил на доски плюс фанера и шпон.
Приморские лесопромышленники плачутся, что теряют рынки сбыта из-за падения мировых цен на древесину и жесткой конкурентной борьбы с экспортерами других стран. Какая уж там «жёсткая конкурентная борьба» – с примитивно обработанной доской и шпоном?!
- Увеличить объемы экспорта переработанной древесины – совершенно правильная задача, поставленная президентом. Но мое мнение — нужно идти не революционным, а эволюционным путем, — считает гендиректор ОАО "Тернейлес" Владимир Щербаков.
Эволюционный путь уже превратил человека в хищника, а уникальную Уссурийскую тайгу – в пустыню…
Любители лёгкой наживы не способны остановиться. Как хищники, отведавшие живой крови. Слишком большие деньги. Как правило, лесопромышленники укрываются от налогов, причём на законных основаниях (государство установило «инвесторам» льготный режим), в различных ТОРах, особых экономических зонах, а кое-кто - и в порту Владивосток. Никто не заставляет их высаживать лес взамен вырубленного, отвечать за бесчинства в тайге. И раньше-то, когда были леспромхозы и лесхозы, с восстановлением лесов порядка не наблюдалось. А теперь, при «диком» капитализме, - тем более…
Налицо - и «смычка» лесных «баронов» с отдельными представителями власти и природоохранных структур.
Амурской бассейновой природоохранной прокуратурой совместно с департаментом Рослесхоза в Дальневосточном федеральном округе и управлением ФСБ России по Приморскому краю была проведена проверка исполнения переданных полномочий в сфере лесных отношений министерством лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края (до 01.01.2020 — департамент лесного хозяйства).
В ходе её установлено, что руководством департамента в 2016, 2017, 2018 годах в нарушение пунктов 3, 4 ст. 447 Гражданского кодекса РФ, части 1 ст. 73.1, ст. 74 Лесного кодекса РФ без проведения торгов принимались решения о предоставлении коммерческим организациям земель Лесного фонда для заготовки древесины.
Следственным управлением Следственного комитета России по Приморскому краю возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 286 УК РФ.
«ЧЕРНЫЕ БАРОНЫ»
«Черные» лесорубы в Спасском районе нанесли ущерб природе на сумму около 1,5 миллиона рублей.
Если кого-то эта цифра не ужаснёт, уточним. Речь идёт только об одной выявленной незаконной рубке. И только в одном месте – в районе села Зелёновка. Ими выпилено 25 деревьев, причем не канадских кленов, а ценного красотой древесины ясеня, дуба и медоносной липы!
В Приморье давно уже сформировался опасный для тайги «симбиоз». Те, кому по роду деятельности доверено охранять общенародное достояние – лес, – нередко попадаются на пособничестве «черным» лесорубам.
Несколько лет назад сотрудники Спасского отдела полиции изъяли документы у одной Владивостокской фирмы, которая имела официальный выдел около села Нахимовка. Блюстители правопорядка были чрезвычайно удивлены, что лесоустроители выделили под рубку более 200 кубометров липы. Этот ценный медонос вообще нельзя изводить! Именно сюда, под Нахимовку, где раньше был плодово-ягодный совхоз, пасечники вывозили весной ульи.
Говорят, украденный в Спасском районе лес везут затем в другие районы на переработку.
«Черные» лесорубы налаживают взаимовыгодные отношения и кое с кем из «законных» лесозаготовителей. Те «по-братски» делятся разрешительными документами на провоз сортаментов.
Поймать за руку «черных» лесорубов трудно. А когда удается, дело разваливается в суде: «плывут» свидетели, отказываясь от показаний, опасаясь мести.
И опасения эти основаны не на пустом месте. «АВ» публиковали отчаянное письмо женщины, муж которой отправился на лесозаготовки и бесследно исчез.
Потом по СМИ прошла шокирующая информация: на «отлов» «лесных братьев» отправилась группа сотрудников полиции. На специальной машине. И тоже сгинула в дебрях Приморского края.
Лес только считается общенародным достоянием. На самом деле он уже давно поделен «по-братски». И уцелеть в их волчьих разборках не каждому удается. Коренные жители Спасска помнят трагическую судьбу местного предпринимателя, которому удалось получить лучшие лесосеки района на несколько десятков лет. Не спасла его и усиленная охрана: мужчина был зверски убит, когда на территории своего предприятия сел в служебную машину.
Бывший руководитель отдела по борьбе с экономическими преступлениями Арсеньева, уезжая на другое постоянное место жительства, подарил мне собственную книгу. Про лесной передел. Автор тему знает не понаслышке: сам сидел в засадах, бродил по заснеженной тайге, вылавливая «лесных баронов», отыскивая их жертв.
Уж если такой человек говорит: «В лесу правит мафия. Все там повязаны. Люди делают деньги. Очень большие деньги!» - ему можно верить. Хотя и не хотелось бы…
РОССИЯ – ЩЕДРАЯ ДУША?
Следственный Комитет России по Томской области объявил в розыск одного из лидеров по вырубке лесов в Сибири, китайского «инвестора» Пэна Гоцина.
Его обвиняют в неуплате налогов в России (речь идёт о сумме свыше 30 миллионов рублей).
Именно этот китайский коммерсант является одним из крупнейших лесозаготовителей, который годами занимался вырубкой лесов в Сибири. Гоцин - основатель Асиновского лесопромышленного парка, возглавлял «дочки» китайской компании AVIC Forestry в России, которые занимаются крупной переработкой древесины в нескольких регионах Западной Сибири. Кроме того, он же возглавлял скандально известные АО «Рускитинвест» и ООО «Хонда-Сибирь». Одна компания заготавливала древесину, другая занималась ее переработкой.
В 2019 году Томская межрайонная природоохранная прокуратура обнаружила, что крупнейший китайский арендатор не занимался восстановлением леса. Речь идёт о сплошных рубках на площади 11,6 тысяч гектаров.
Это только один из случаев, который вообще удалось доказать! Проведение сплошной вырубки – это масштабное уничтожение биоценоза, сознательное разрушение экосистем, а, значит, является публичным актом экоцида! Нужно не пальчиком грозить, а заставить восстанавливать лес и заводить уголовное дело по статье «Экоцид» с наказание от 12 до 20 лет лишения свободы.
«ШВЕДСКИЙ СТОЛ»: ЖРИ, СКОЛЬКО ВЛЕЗЕТ?
Ситуация в лесной отрасли катастрофическая, и вовсе не для арендаторов. Как рассказывал в интервью ИА DEITA.RU кандидат биологических наук Александр Олифиренко, общенациональное достояние и так достается арендаторам почти даром, а лесозаготовки на Дальнем Востоке - бизнес сверхприбыльный. Общая сумма ежегодных доходов государства от платы за использование лесов в Приморье составляет около 400 млн. руб. При этом, по данным Государственного лесного реестра, ежегодно в крае вырубается около 4,5 млн. кубометров ликвидной древесины. И это только официальные данные! Значительная часть этой древесины представлена ценными породами. Рыночная стоимость этой учтённой вырубленной древесины, по разным подсчётам, составляет от 50 до 100 миллиардов рублей в год.
Получается, что государство и народ, являющиеся по Конституции собственниками лесных ресурсов, отдают их арендаторам дешевле, чем за 1% от их реальной стоимости?!
По мнению эксперта, в российских лесах царит шведский стол: плати за вход и жри, сколько хочешь. Корень зла - в фактической передаче всех полномочий по управлению и пользованию лесными ресурсами коммерческим предприятиям, ищущим лишь сиюминутной сверхприбыли любой ценой.
Всё, что нужно для выхода из катастрофического положения, - это просто выгнать арендаторов-лесорубов из леса, отметил ученый. Об этом сообщает "Рамблер".
Ольга Купчинская.
Спасский район.