фото

Губернатору Приморского края О.Н. Кожемяко

Олег Николаевич

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края на днях распространило уведомление о проведении публичных консультаций по материалам, обосновывающим изменение границ особо охраняемой природной территории краевого значения – памятника природы «Лиман реки Раздольная». Консультации проходят с 28 сентября по 27 октября 2020 года.

Проведение консультаций по изменению границ региональной ООПТ ведомством, специально уполномоченным на осуществление государственного надзора и обеспечение режима специальной охраны региональных ООПТ, вызывает ряд вопросов у природоохранной и научной общественности края. И направить эти вопросы мы вынуждены Вам, поскольку за региональные ООПТ в правительстве края отвечают два ведомства – Минприроды и ООС и министерство лесного хозяйства и животного мира, подконтрольные разным вице-губернаторам.

1. Согласно краевому закону от 11 мая 2005 года № 245-КЗ с поправками от 24 июля 2019 г., основанием для изменения границ ООПТ может стать «исключение из границ ООПТ части территории вследствие утраты природоохранного значения».

Заключение о такой утрате и ее причинах, включая неадекватное исполнение уполномоченным ведомством своих обязательств по охране данной ООПТ, может быть сделано лишь по результатам комплексного обследования охраняемой территории силами межведомственной комиссии с участием природоохранной и научной общественности. Заключение комиссии должно содержать обязательный анализ причин утраты природных ценностей ООПТ и стать основанием для привлечения к ответственности лиц, виновных в неэффективной охране территории, если таковые будут выявлены в ходе обследования. Кроме того, комиссия должна оценить возможность восстановления утраченных ценностей ООПТ и определить основные направления необходимых для этого мероприятий, которые уполномоченное министерство должно организовать с целью соблюдения требований ст. 3 краевого закона.

2. Материалы обследования данной ООПТ, представленные МПРиООС на публичные консультации, ни в коей мере не соответствуют требованиям закона и описанной выше легитимной последовательности действий министерства. Прежде всего, обследования проведены ведомственным институтом Росрыболовства – Тихоокеанским филиалом ВГБНУ ВНИРО-ТИНРО, и уже потому не могут считаться комплексными с экосистемной точки зрения.

Кроме того, цель этого обследования – обоснование необходимости изменения границ ООПТ – прямо противоречит природоохранным задачам министерства и содержит очевидные признаки коррупционной зависимости МПРиООС от заказчика изменения границ, ООО «Акватехнологии», который предпринимает уже вторую попытку, по сути, уничтожить ценный природный комплекс.

3. Пояснительная записка к материалам обследований, очевидно, в силу заинтересованности исследователей в изъятии части территории из охранного статуса для запуска промысла, изобилует ложными утверждениями, подтасовками, умолчаниями и противоречиями. В частности:

«В качестве транзитного коридора Тавричанский лиман могут использовать представители биоты: сахалинский осетр (занесен в Красную 2 книгу Российской Федерации), американский веслонос (в Красный список МСОП), японский морской судак и подкаменщик Черского – в Красную книгу Приморского края».

При этом ТИНРО умалчивает, что, по данным проф. В.А. Ракова, в лимане обитает 23 вида птиц из Красной книги МСОП, 29 – из Российской и 44 вида – из Красной книги Приморья. Кроме того, 93 вида птиц гнездятся на данной территории.

Согласно ст. 60 федерального закона об ООС: «В целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов… они повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания».

3. ТИНРО указывает, что «в настоящее время отсутствуют достоверные данные о проведенных экологических исследованиях видового разнообразия лимана реки Раздольная. Отсутствует перечень конкретных видов рыб и беспозвоночных, использующих лиман, как место для нереста. В паспорте памятника природы и кадастровом деле отсутствуют сведения о видовом составе уникальных объектов флоры и фауны, которые следует охранять».

Это , считаем, прямое обвинение со стороны ведомственного института в адрес природоохранного министерства, в течение долгого времени не исполнявшего своих функций по обеспечению режима охраны данной, а также, видимо, и других региональных ООПТ (яркий пример, по нашему мнению, заброшенная природоохранниками на 20 лет территория природного парка Хасанский).

4. В материалах утверждается, что «изменение границ ООПТ позволит улучшить экономическую составляющую промыслового района без вреда для окружающей среды». При этом отмечается: «Для улучшения состояния качества воды в объекте рекомендуется обратить внимание муниципальных образований на необходимость установки очистных сооружений сбрасываемых сточных вод, снижение уровня загрязненности вод, в соответствии с действующим законодательством».

Таким образом, признается, что загрязненность водных объектов обратима, и даже приводятся меры, которые для этого необходимо предпринять. В другом же случае загрязненность, как последствие антропогенной нагрузки, указывается как причина для изменения границ памятника природы и, как следствие, увеличение этой самой антропогенной нагрузки.

5. На странице 56 КЭО отмечено: «Современное состояние лимана, учитывая проведенные исследования, является умеренным». Таким образом, загрязненность водных объектов также не является причиной для изменения границ Памятника природы, а единственно может быть причиной для уделения этому вопросу более пристального внимания и разработки мер по улучшению состояния водных объектов.

6. Крайне лживо, по нашему мнению, звучит в материалах тезис о том, что при изъятии части ООПТ в хозяйственное использование компанией депутата ЗакСа Слепченко «Акватехнологии» население получит питательные и полезные морепродукты. Как известно, японская корбикула полностью поступает на экспорт.

Учитывая изложенное, просим пояснить, какое из министерств краевого правительства реально ответственно за обеспечение режима охраны краевых ООПТ, почему МПРиООС, вопреки своим полномочиям, проводит общественную кампанию с целью нанесения ущерба объекту своей охраны, и кто должен понести ответственность за эти нарушения действующего законодательства?

С учетом указанных нарушений закона, во избежание излишних протестных акций со стороны экологов, просим Вашей волей отменить противозаконное, считаем, мероприятие и провести проверку адекватности действий МПРиООС.

Анатолий Лебедев, председатель Совета ОО «БРОК», Заслуженный эколог РФ, член группы экспертов при ОС МПР РФ.

На снимке: Лесникова Марина Владимировна (партия «Яблоко») в пикете в защиту лимана 24.10.2020, г. Владивосток.

Фото Татьяны Демичевой.