Об этом кричит Спасск с 2012 года, когда на так называемом городском полигоне по захоронению бытовых отходов случилось первое ЧП – тотальное загорание хаотично сваленного мусора.
Когда перестанет гореть городская свалка? Почему каждый день она постоянно дымится? Утром, проезжая по федеральной трассе Владивосток – Хабаровск (так называемый, полигон расположен в естественной придорожной лесополосе), все дышат едким и противным запахом. А в ветреную погоду удушливый дым наползает на посёлок СТА – окраину Спасска, и по «розе ветров» несётся ядовитый смог на город. Куда смотрят защитники нашей природы? О чём думают местные власти?
Эти вопросы регулярно задают горожане и депутатам, и чиновникам администрации нашего многострадального городка. Те обещают изменить ситуацию, но всё остаётся по-прежнему, причём угроза остаётся!
Процитирую один из ответов.
«На Ваше обращение администрация городского округа Спасск-Дальний сообщает, что возгорание полигона твердых бытовых отходов ориентировочно (!!!) произошло 14 апреля 2012 года. Арендатором полигона ТБО по договору аренды муниципального имущества № 609 от 15.08.2011 с ООО «Капитал» в лице управляющего Кохан С.А. был сделан вызов в 20-й отряд Федеральной пожарной службы по Приморскому краю. Для тушения очага возгорания на территорию полигона ТБО пожарная охрана не выехала.
Начальником отдела благоустройства и природопользования администрации Спасска Кузьминым С.В. были сделаны неоднократные обращения в 20-й ОФПС по Приморскому краю по тушению возгорания по средствам телефонной связи, которые были оставлены без рассмотрения. Расчет для тушения пожара прибыл на полигон ТБО спустя семь дней (!!!), вследствие чего пожаром было охвачено более 50 процентов (!!!) площади размещения ТБО.
В связи с большой площадью возгорания полигона ТБО расчеты прибывшей на тушение техники (две единицы) отказались тушить очаг возгорания.
Арендатору ООО «Капитал» в лице управляющего Кохан С.А. начальником отдела благоустройства и природопользования администрации Спасска были указаны мероприятия для эффективной борьбы по тушению возгорания (отсыпка изоляционного слоя грунтом на территории карт первой и второй очереди, опашка минерализованной зоны вокруг полигона ТБО, складирование вновь привезенных твердых бытовых отходов на территории, огороженной от возгорания, закрытие доступа для дальнейшего возгорания).
Прокуратурой г. Спасска-Дальнего совместно с администрацией городского округа проводится разбирательство по факту возгорания и наказанию винновых лиц. По состоянию на 12.09.2012 выполнена отсыпка и тушение карты второй очереди, и с 17.09.2012 приступают к отсыпке карты первой очереди, ведётся подготовка котлована для сбора вновь привезенных твердых бытовых отходов».
Судя по продолжающимся возгораниям свалки наши «эффективные менеджеры» нужных мер не приняли, так что Спасск может задохнуться в любой момент, и это – не журналистский вымысел, а страшная реальность, когда жизни десятков тысяч людей висят на волоске!
Как известно, в 2019 году в России стартовала мусорная реформа. Создан «Российский экологический оператор» (РЭО) – руководитель Илья Гудков. Его задача – контроль деятельности региональных операторов по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО).
Краевое правительство внедрило новую систему обращения с отходами позднее – с 1 января 2020 года, так как воспользовалось годичной отсрочкой, чтобы «подготовить полигоны и точки раздельного сбора мусора, утвердить продуманные тарифы для населения и юридических лиц», – уверяло ИА PrimaMedia. В Приморье появилось очередное КГУП (краевое государственное унитарное предприятие) – Приморский региональный оператор. Однако сразу что-то пошло не так. Новая структура озаботилась лишь рассылкой квитанций.
– Региональным оператором не подготовлены маршруты сбора мусора, бездумно проведены конкурсы по выбору транспортных компаний, не созданы контейнерные площадки, не уточнена база абонентов, – публично негодовал губернатор Олег Кожемяко.
Всё это привело к справедливому недовольству жителей Приморья.
А как обстоят дела в Спасске?
Поинтересовалась об этом у начальника отдела транспорта и благоустройства управления жилищно-коммунального хозяйства городской администрации Виктора Александровича Голубцова:
– Раньше управляющие компании собирали с жителей деньги, «Капитал» обеспечивал вывоз мусора от контейнерной площадки до полигона по утилизации твёрдых бытовых отходов, арендатором которого и является. Теперь деньги с населения собирает региональный экологический оператор. И он же заключил договор всё с тем же «Капиталом», в функции которого выходит вывоз ТКО с контейнерных площадок на полигон.
Госдума РФ обсуждает изменения в федеральный закон «Об отходах производства и потребления», в частности, механизм раздельного сбора твердых коммунальных отходов (ТКО). Законопроект уже получил положительный отзыв Минприроды и Минэкономразвития РФ.
– Половина объема мусорного ведра – это вторсырье: пластик, стекло или бумага, которые можно легко перерабатывать. А мы выкидываем все это на свалку, не имея возможности отделить от остальных отходов. При этом российские переработчики завозят вторсырье из-за границы, – говорит автор законопроекта, член комитета Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды Александр Фокин.
По его мнению, запуск механизма раздельного сбора ТКО в два раза сократит объемы захоронения мусора, а также существенно изменит его структуру. Сейчас в России более 50% от общего объема ТКО приходится на упаковку различных товаров:
– Пластик разлагается столетиями, литиевые батарейки токсичны. Все это наносит непоправимый вред окружающей среде вместо того, чтобы стать важным элементом экономики замкнутого цикла.
Кое-где в Приморье установят мусоросортировочные комплексы. Например, в поселке Ярославский, соседнего с нами Хорольского района.
– Этот комплекс будет сортировать до 10 тонн коммунальных отходов – стекло, бумагу, картон, пластик, алюминиевые, жестяные банки – и отправлять их на переработку. Опасные отходы, такие, как батарейки, электроприборы, лампочки, будут вывозиться на соответствующие предприятия по утилизации. Оставшиеся отходы в прессованном виде утилизируются на полигоне в Уссурийске, – пояснил замдиректора Приморского экологического оператора Сергей Лазарев.
В течение года подобные станции будут установлены в Дальнереченске и в Пожарском районе.
Как сообщила заместитель председателя правительства Приморья Елена Пархоменко, к 2024 году утилизация твердых коммунальных отходов будет составлять до 13%:
– Комплексы заработают в отдаленных районах края, где никто всерьез не занимался утилизацией мусора, и зачастую он вывозился в ближайшие леса.
О Спасске, как видим, – ни слова…
Хотя Спасский полигон ТБО, превратившийся в громадную свалку, которая периодически «самовозгорается» и в один далеко не прекрасный момент может реально задушить ядовитым дымом город. Мы уже были на грани катастрофы в ночь со 2-го на 3-е ноября 2015 года…
Как говаривал незабвенный премьер Виктор Черномырдин, «не было, не было – и вот опять».
… В ночь на 1 августа жители Спасска проснулись оттого, что едкий дым заползал в открытые форточки и окна. Я выскочила на балкон. Ядовитый смог затягивал город. Как назло, летняя духота и – ни ветерка! Именно он спас нас в ноябре 2015 года.
Звоню в полицию дежурному с единственной целью – зафиксировать официально сам факт загорания полигона. Однако через несколько минут ко мне притопала парочка молодых парней в форме – записать показания в протокол. Так положено. Спрашиваю: что дальше? «Дежурный участковому передаст, когда тот на работу выйдет. Он и будет разбираться».
Пожар тушить надо, срочно! И это – явно не функции участкового.
Звоню в пожарную часть и МЧС. Один из руководителей службы, Михаил Николаевич Зюзь, как раз дежурит лично. Делится информацией: городская свалка загорелась накануне вечером. Выезжал туда лично. Люди работают – как я поняла, бульдозер пытается локализовать возгорание, нагребая на очаг землю. Заливать глубинные тлеющие слои мусора водой бесполезно, пожарники не раз пробовали. Горит-то на всю глубину мусорного слоя, а это – несколько метров.
А что же администрация города? Там есть конкретный человек, отвечающий за наше благополучие, – заместитель главы, курирующий полигон КБО. С трудом выясняю его сотовый телефон, набираю номер, представляюсь, извиняясь за поздний звонок: уже за полночь. Но рабочий-то день у чиновников ненормированный, верно? За это, если не ошибаюсь, им и к зарплате что-то капает.
Интересуюсь, как дела на свалке. И с первых же слов понимаю: Павел Олегович Журавский давать мне какую-либо информацию не желает: «Я знаю, кто Вы такая». Звучит не очень оптимистично и где-то даже оскорбительно. Смысл: напишите ещё какую-нибудь гадость. Чиновник недвусмысленно намекает, что он, собственно, уже спит.
Будить человека, конечно, неприлично. Однако приходится, если к этому вынуждают обстоятельства. И если этот человек – ответственный чиновник, который обязан обеспечить безопасность жителей города и нормальное функционирование вверенных ему объектов.
Кстати, в ноябре 2015 года, когда вот так же горела свалка, руководство и города, и района видело радужные сны. И, зная о надвигающейся беде, явилось на работу точно к 9 часам. Война войной – обед по расписанию?
А ведь именно администрация Спасска отдала экологически опасный объект в частные руки – компании «Капитал»! Кстати, её руководитель Сергей Анатольевич Кохан в ночь на 1 августа вообще отключился от мира. Ни по одному телефону связаться с ним я не смогла. Стараюсь думать о людях хорошо, пока они не разочаруют. И надеюсь, что он был на вверенном ему объекте и руководил работами, а не просто не хотел общаться с назойливыми гражданами.
Кампания «Капитал» существует с 2008 года. Основной заявленный вид её деятельности – обработка и утилизация отходов. Обработка и утилизация!
Полигон по захоронению твердых бытовых отходов (так он первоначально значился в документации) создавался ещё до пресловутой «перестройки». Спасск обрастал бытовым и строительным мусором. С этим надо было что-то делать.
Городские власти обратились к районному руководству с просьбой предоставить место для полигона. Нацелились, было, на Нововладимировку: не очень далеко и удобно – в наличии в любую погоду проезжая трасса в сторону Арсеньева, однако местные жители встали колом: «Не позволим загадить нашу тайгу-кормилицу!»
Тогда бывшая глава района Жанна Петровна Саксина и предложила, скрепя сердце, нынешний вариант. Ведь полигон мыслили строить в несколько этапов. Планировалась сортировка и частичная переработка отходов. Остальное должно было утилизироваться по типу «слоеного пирога»: утрамбованный слой мусора, затем – земли, и снова – мусора. Это – гарантия от возгораний и загрязнения воздуха. (Видела такой полигон под Артёмом в районе посёлка Углового. Теперь и не догадаешься, что здесь когда-то была огромная свалка. «Слоёный пирог» закрыт сверху толстым слоем земли. А природа укрыла его травой, кустарниками и деревьями.)
Спасский полигон отдали в эксплуатацию муниципальному комбинату коммунальных предприятий. Его начальник Алла Николаевна Омелюк энергично взялась за дело, однако нагрянули 90-е годы, финансирование прекратилось, а полигон превратился в огромную, дурно пахнувшую свалку.
Теперь он в аренде у частника. Всезнающий интернет выдаёт такую информацию о «Капитале»: уставной капитал – 10 тысяч рублей. Пять сотрудников. Отсутствие имущества (!!!). Свалка – это же золотая жила! Выручка прошлого года – 29 миллионов рублей, при рентабельности продаж 49%. Неплохо, не так ли?
Мне несколько раз приходилось бывать на городской свалке. Страшное и опасное место! Несколько лет назад в сторожке обнаружили два расчленённых трупа – бывший начальник Спасского межмуниципального отдела МВД Вадим Викторович Трущенко по роду работы навидался всякого, но когда рассказывал на пресс-конференции журналистам об этом ЧП, голос его дрожал…
Я тогда, помню, подумала: значит, нет на свалке надёжной охраны, раз творятся такие злодеяния.
Как нет и грамотного, экологически безопасного обращения с коммунальными отходами.
Не пора ли всерьёз заняться проблемой, пока свалка не задушила город и окрестные сёла? Ведь там ничего не меняется, а, стало быть, она так и будет гореть…
А правительству Приморья вместе с Региональным экологическим оператором хорошо бы закрыть этот опасный объект, засыпав территорию слоем грунта, и найти для полигона другое место – с учётом «розы ветров» и передовых технологий утилизации, естественно.
Ольга Купчинская,
руководитель Спасского филиала регионального общественного Движения по борьбе с коррупцией в органах власти
«Хранители закона».
Спасск-Дальний – Спасский район Приморского края.
Фото автора.