фотоМосква раздаёт сельскохозяйственные земли Приморья китайцам, выживая с них местных земледельцев.

В конце января Российское информационное агентство «Новости» распространило сообщение: «Правительство РФ расширило границы ТОР (так называемая, «территория опережающего развития» – авт.) «Михайловский» в Приморье.

В границы ТОРа включены восемь земельных участков, на которых потенциальным резидентом – ООО «Дальселькор» – планируется реализация инвестиционного проекта – строительство предприятия по выращиванию, переработке и фасовке риса и сои. Расширение ТОР «Михайловский» привлечет более 3,26 миллиарда рублей частных инвестиций. Совокупные поступления в бюджеты всех уровней до 2029 года составят более 410,6 миллиона рублей».

Казалось бы, вот оно, светлое будущее!

Однако многих жителей Спасского района это сообщение вогнало в ступор, ибо оправдало их худшие опасения.

Ещё прошлым летом в Сосновке, Лебедином (сёла так называемого Новосельского куста – своего рода «ожерелье» вокруг озера Ханки) жители рассказывали о нашествии людей на джипах, которые вели топосъемку, о целях её загадочно молчали, зато пытались подсовывать какие-то документы на подпись старикам. Те, ссылаясь на слепоту и немощность, ставить свои закорючки отказывались, по опыту 90-х зная: если тебя пытаются обаять заезжие дяди в малиновых пиджаках, – это не к добру. Цвет пиджаков сменился, хозяева их, похоже – те же.

А ещё местные жители жаловались на китайцев. Фуры их разбивают и без того хлипкие сельские дороги, химикатами они пичкают рисовые чеки без меры, и эти яды смывают с водой в каналы и Ханку. Просачивается эта гадость и в грунтовые воды, попадая в питьевые колодцы и скважины.

Именно этим объясняют сосновцы резкое увеличение онкологических заболеваний. В этом селе умирают уже не от старости – от рака…

Откуда, скажете, китайцы?

Есть тут ООО «Примселькор» – местная, как бы, фирма, руководит которой Башир Китиев, но он – всего лишь наёмный менеджер. За ним стоит гражданин КНР. Капитал – китайский, рабочие – тоже. При таком-то переизбытке собственных рабочих рук – зачем китайцам местные рисоводы, оставшиеся без дела после ликвидации знаменитого когда-то Новосельского совхоза-миллионера? Так что «рабочие места», которые обещает Минвостокразвития, – блеф. Как, впрочем, и русские наименования растущих, как грибы после дождя, сельскохозяйственных фирм и фирмочек.

«Блокадный хлеб» – голодным, земля – китайцам?

Есть такая новая фишка у российских чиновников – раздавать в честь 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне «блокадный хлеб». Чтобы народ не только мужество ленинградцев осознал, но и прочувствовал, как его правительство балует.

Я, например, на свою честно заработанную за пятьдесят с лишком лет пенсию могла бы купить 572 буханки самого дешёвого хлеба. Да «бы» мешает. Из 14400 рублей надо вычесть ещё 5000 на ЖКХ, плюс лекарства (хвори-то уже одолевают), плюс всякие там мыло, порошки, зубная паста, обувь, одёжка. Не так всё и радужно получается. А ведь у меня пенсия – приличная (это мне в Пенсионном фонде объяснили), могла быть куда меньше…

Вот я и думаю: может, «блокадные» 175 граммов хлеба – это нам намёк?

Но – не хлебом единым жив человек. Вот и мне, потомку первых переселенцев на Зелёный Клин, не по себе оттого, что мою малую родину столичные «эффективные управленцы» с элитной недвижимостью за рубежом перекраивают под собственные интересы, не принимая нас в расчёт.

Им здесь не жить, а Приморье – лакомый кусок для могущественного соседа – Китая. Земля здесь благодатная (как говорила моя бабушка, посади оглоблю – вырастет яблоня). А главное – её много.

Нам говорят: земля используется местными «лентяями» наполовину, а «продовольственная безопасность страны» диктует нам новые правила игры.

И твердят нам об этом уже два десятка лет!

За двадцатилетие китайская провинция Хэйлундзян поднялась, будто на дрожжах, небоскрёбами и заводами. А дрожжи эти – наши, российские! Мы по-прежнему гоним в Китай лес -кругляк. Для того, чтобы убедиться в этом, не надо корпеть с лупой над официальными отчётами. Достаточно постоять у железнодорожных магистралей, по которым день и ночь гремят составы с приморской древесиной. А ещё везут в Китай металлолом (порезали на него уникальные производственные линии, корабли и цеха), электроэнергию… «Россия – щедрая душа!»…

И с продовольственной безопасностью – всё не так, как надо.

Случился в Китае коронавирус, закрыли границы – и овощи растут в цене!

«Приморские тепличные хозяйства не смогут восполнить дефицит, – сокрушается информагентство PrimaMedia. – Как заявил владелец одной из крупнейших розничных сетей «Реми» Дмитрий Сулеев, оптовые склады овощей в Приморье уже пустые… Рынок отреагировал повышением цен примерно в два раза. Приостановка поставок из Китая неизбежно отразится на наличии перцев и огурцов. Весь перец шел из Китая.

Поставки картофеля и лука мы можем постепенно переориентировать на Беларусь, помидоры могут привезти из Сибири, но на огурцы цена взлетит существенно. Когда это произойдет — пока непредсказуемо, с каждым днем цена будет выше и выше».

После закрытия границ с Китаем депутат ГосДумы, бывший глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко призвал обеспечить Дальний Восток продовольствием:

– Нужно обеспечивать жизнедеятельность этих регионов, потому что они вплотную завязаны на Китай. Прежде всего, это касается самых необходимых продуктов.

Выходит, за двадцать лет так называемой «перестройки» сумели только разорить хозяйства и сёла, лишив живущих там людей элементарного соцкультбыта?

Страна – та же семья. И разумный хозяин не покупает любовнице шубу и бриллиантовое колье, если у жены с детьми нет куска хлеба на столе…

Всё – на вынос?

– Приморским сельхозпроизводителям приходится нелегко, – считает заместитель председателя Приморского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Алексей Губарев. – Например, в 2019 году, несмотря на погодные катаклизмы, на экспорт из Приморья отправлено сельскохозяйственной продукции на 1,2 миллиарда рублей. В реальности основной объем экспорта приходится либо на федеральных игроков, работающих в Приморье, либо на компании с иностранным капиталом. То есть объемы экспорта есть, но бенефициары здесь точно не приморские компании. Понятно, что экспортные пошлины на эти товары есть, но они очень небольшие. А если говорить о налогах с этой деятельности, то они не остаются не то, чтобы в Приморье, но даже в стране!

Как показывает практика, если за российской компанией не стоит «материнская» китайская компания, экспорт сои в Поднебесную практически невозможен. В принципе, у российского предпринимателя, решившего поставлять сою в Китай самостоятельно, по эту сторону границы проблем не будет: ни с подготовкой собранной культуры, ни с оформлением необходимых документов, ни с транспортировкой. Проблемы начнутся по ту сторону границы. Если, конечно, поставкой сои не занимается китайская компания, работающая на территории Приморского края.

– Полностью самостоятельный ориентированный на экспорт продовольственный бизнес в самом Приморье, на мой взгляд, практически невозможен, – утверждает Алексей Губарев. — Любые попытки местных предпринимателей, среди которых есть и «делороссы», ни к чему не приводят. Чисто приморские аграрии просто не выдерживают конкуренции. Определенные шансы есть только у предприятий с историей, имеющих сложившееся управление и связи.

По мнению Алексея Губарева, агропромышленный сектор Приморья сейчас находится не в том положении, чтобы быть «заточенным» непосредственно на экспорт.

– Как мне кажется, изначально приморским сельхозпроизводителям следует обеспечить потребности населения своего края, может быть, населения Дальнего Востока в целом. Для этого, прежде всего, нужно оптимизировать внутреннюю логистику, достичь достаточной эффективности сельхозпредприятий, добиваться того, чтобы продукции было много, чтобы ее можно было отправлять хотя бы в соседние регионы. А потом уже можно говорить про экспорт, – считает Губарев.

Пока же власть не очень-то поворачивается лицом к местному производителю. Фермеры работают на свой страх и риск. Проблемы начинаются, как правило, после сбора урожая. Кому и куда продать с трудами выращенные картофель, овощи, сою? Переработчики-монополисты сбивают цены. Остаются опять же китайские перекупщики.

Государство «крышует» крупный бизнес, а мелкий не принимает в расчёт. Яркий пример – пресловутый закон о ТОРах 2015 года. Он предоставляет так называемым «инвесторам» следующие льготы:

– 0% – налог на прибыль в течение первых 5 лет, 12% – на следующее пятилетие (в Камчатском крае налог на прибыль составляет 5%);

– 0% – налог на землю в течение первых 5 лет;

- 0% – налог на имущество в течение 5 лет и не более 2,2% в следующие 5 лет.

Льготная ставка страховых взносов для инвестиционных проектов, реализуемых в ТОРах, – в размере 7,6%.

Действует режим одного окна для инвестора.

Быстрые сроки прохождения административных процедур, включая получение разрешительной документации.

Любая проверка инвестора контрольными органами проводится только с согласия Минвостокразвития России.

Право управляющей компании на защиту резидента в суде.

Режим свободной таможенной зоны: не взимаются ввозные и таможенные пошлины, действуют быстрые и удобные таможенные процедуры.

Облегченный режим привлечения иностранной рабочей силы (в случае нехватки местной рабочей силы).

Предоставление земельного участка для реализации проекта.

фотоТакое «облегчение» для инвесторов (разобраться бы, кто в кого инвестирует, – бизнесмены в производство или государство в них, ведь именно на бюджетные, т.е. общенародные, деньги строятся для «якорных инвесторов» дороги, электросети и прочий соцкультбыт) привело к тому, что в Спасском районе размещаются мега-свинарники – экологически опасные объекты – без надлежащей государственной экспертизы проектов. Итог – отсутствие нормальной утилизации отходов.

Нам лгали про «продовольственную безопасность страны». Однако выяснилось, что мясо-то изначально планировалось на экспорт! Как публично признался владелец одного из «якорей» – «РусАгро» гражданин Израиля Мошковиц, выйти на международный рынок вряд ли получится в ближайшие годы.

И не получилось! Вместо экспорта – две вспышки ящура. И залитые свиными фекалиями реки и земли Спасского района…

Ну, и ещё один «плюс»: первоначальный ценовой демпинг уничтожил мелких местных производителей и в Спасском, и в Михайловском районе. Приехали…

Обитатели «высоких кабинетов» часто рассуждают о, якобы, «патологической лени» русского мужика. И нет ему никаких льгот, подобных тем, которые установлены для крупного бизнеса: ни дешёвых кредитов, ни налоговых послаблений. У многих фермеров и земли нет – в лучшем случае, она в краткосрочной аренде. Очень трудно пробиваться простому крестьянину снизу. Как ростку сквозь асфальт…

«Глаз узкий? – Пиши русский!»

Восемь участков земель сельскохозяйственного назначения в Новорусановке, Спасском и Хвалынском сельских поселениях одним росчерком пера отдал в аренду китайцам на 70 лет новоявленный премьер. 200 гектаров. Точнее – 19974440 (девятнадцать миллионов девятьсот семьдесят четыре тысячи четыреста сорок) квадратных метров. А наши деды и прадеды говорили: «Ни пяди земли врагу не отдадим!»…

Что такое аренда на 70 лет – ясно. Какое право имеют временщики распоряжаться НАШЕЙ землёй – общенародным, между прочим, достоянием???

Предвижу возражения: «Это же в аренду, а не в собственность!» Ну-ну, Екатерина Аляску американцам тоже на 49 лет отдала. В аренду. И где теперь Аляска?

Почему речь о китайцах?

Согласно данным ЕГРЮЛ, учредителем ООО «Дальселькор» является одно иностранное юридическое лицо – ООО «Лянтай» из китайской провинции Хэйлунцзян. Его доля в ООО составляет 110000000 рублей (100%).

Ради чего огород городили? Чтобы до 2029 года получить всего-то 410, 6 миллиона рублей налогов? Да в 2019 году только из краевой казны компенсировали свинскому бизнесу в связи с ящуром 600 миллионов!

Да, и, кстати, эти вожделенные 410,6 миллиона – во все виды бюджетов. Львиная доля, как всегда, достанется федерации.

Ну, а местным жителям достанутся загаженные химикатами поля и реки, непригодные для питья источники, разбитые дороги – и рак в качестве бонуса?..

***

За 2019 год Приморье потеряло около 7000 коренного населения. За время правления существующего режима с 2000-2020 годы край утратил без малого четверть миллиона жителей…

Ольга Купчинская, руководитель Спасского филиала регионального общественного движения по противодействию коррупции в органах государственной власти и органах местного самоуправления в Приморском крае «Хранители закона».

Фото автора.

Рисунок Hodor.lol