Похоже, что реализация проекта высокоскоростной железной дороги в России будет всегда весьма проблематичной. Ведь этому предшествует ряд факторов, в частности отсутствие налаженной отечественной индустрии. Например, в начале 2000-х годов был сконструирован ВСМ поезд, который в результате пилотного тестирования показал множество конструктивных недочетов.
Главными являлись: несоответствие работы отдельных узлов по временным и температурным параметрам, в результате чего во время движения таких поездов могли возникать внештатные ситуации. К тому же ряд экспертов отмечали, что поезд не отвечает нормам безопасности, по причине не стабильной работы магниторельсового тормоза.
Также подвергалось отрицательной оценке состояние систем жизнеобеспечения в вагонах, где, по всей видимости, недочеты образовались в результате ошибок еще на уровне проектирования, т.к. не была обеспечена требуемая герметичность вагона, к тому же качество как отдельных элементов, так и материалов было недопустимым по некоторым параметрам.
На текущий момент государство возьмет на себя более половины стоимости ВСМ. И, что характерно, на линии будут ходить поезда зарубежного производства, в соответствии с чем, их качественные эксплуатационные характеристики будут сформированы международными нормами. В России слабо развита промышленная индустрия, которая могла бы обеспечить внутренние потребности в высокоскоростных поездах, в связи с чем, скорее всего, в качестве производителя ВСМ поездов будут привлекаться, например немецкие концерны.
Ведь высокоскоростной электропоезд «Сапсан» был произведен немецким Siemens, который обладая долгосрочным контрактом на его техническое обслуживание, вполне вероятно, сможет собрать поезда и для ВСМ Москва — Казань.
Что касается зарубежного опыта, то, по оценкам экспертов, стоимость высокоскоростного железнодорожного сообщения в США между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско будет более чем 60 млрд. долларов. Однако глава американской компании Space X Элон Маск предложил свой проект высокоскоростной транспортной системы, оцениваемый всего в 6 млрд. долларов, где движущийся состав может достигать скорости в районе 1200 км в час.
По имеющейся информации стоимость реализации ВСМ Москва — Казань уже обойдется в более чем 1 трлн. рублей, что составляет более 30 млрд. долларов. При этом протяженность путей российской магистрали составит примерно 770 км, а американской — примерно 600 км.
Иван Андриевский, к.э.н.
Первый Вице-президент общероссийской общественной организации «Российский союз инженеров»