Александр Сергеевич Пашко ТОР "Надеждинская"

Со мной, думаю, согласится абсолютно любой здравомыслящий человек: сегодня мы по уши увязли в мусоре. Кошмар!
В городе, может, не так сильно бросается в глаза либо, как выражаются разведчики, за много лет глаз замылился. Но вот на периферии, в том же пригороде – ступить негде. На асфальте и на траве, на дорожках и на обочине справа и слева, вдоль автострады Владивосток-Хабаровск, по всему морскому побережью(!), в парках, возле магазинов, больниц, школ…
Поедешь ли в сторону Сиреневки, Кипарисова или на 10-й километр за Соловей-Ключом – мерзкие следы варваров сплошь и рядом. Пошёл за грибами, казалось бы, в такую лесную глушь забрался. Красота! И вдруг – на тебе: гора Монблан из мешков и полиэтиленовых пакетов, пластмассовых и металлических вёдер, кружек и тарелок, бутылок пустых и, представьте себе, полных просроченными фруктовыми соками. Чуть отдельно валялись, 46 штук насчитал.
А в последнее время всё чаще натыкаюсь – не где-нибудь, как, например, в шкафу со стеклянными дверцами или в двух шагах от входа в краевую библиотеку имени Горького во Владивостоке – а в том же лесу. Развалы книг вперемешку с отбросами, целые собрания сочинений: русская классика, иностранные детективы, мемуары; один раз и копаться не понабилось – «Солдатский долг», книга воспоминаний Маршала Советского Союза Константина Рокоссовского нарисовалась, ни грамма не потрёпанная и с чистой обложкой. До чего мы дожили!         
Ещё больше расшевелил и добавил в мусорную тему эмоций старожил села Вольно-Надеждинское, пчеловод и донельзя неравнодушный человек Александр Пашко. Александр Сергеевич, как и узкий круг его сторонников, до мозга костей «зелёный», в смысле, неукротимый защитник природы и экологии. Зачадила ли безбожно дымовая труба асфальтового завода успешного предпринимателя Мушарапова; прорвало ли в очередной раз канализационную трубу, уложенную на станции Надеждинской под железнодорожным мостом 1915 года постройки; обнаглели ли вконец «лесорубы», добравшиеся и до медоноски-липы, – Александру Сергеевичу до всего есть дело.
Живёт по другую сторону от железнодорожной станции в бывшем казачьем посёлке Чичаговский. Кто не знает, посёлок этот за два месяца до Октябрьской революции (2 сентября 1917-го) возвысили в статусе, и он получил название станица Вольная. Смекаете? Первая часть сложного топонима Вольно-Надеждинское.
Но дело не в этом. Где больше свалок мусора, на той или на другой стороне райцентра? И там, и там полно. Просто вокруг Вольной пока ещё больше леса и перелесков.
– Лет 20 назад как-то ещё терпимо было. Сорили, но не так часто и не так бессовестно. Сегодня, когда нас опоясывают сотни дач горожан, стало невыносимо. Смотрю, идёт человек. Вижу, что дачник, без машины, идёт на пригородную электричку. В руках, кроме даров со своего сада-огорода, чёрный пакет. Поравнялся с кладбищем и – пакет летит в кучу. Хорошо, если в одно место. Чаще всего дачники идут и бросают мусор куда попало. Кучи мусора растут. Это у дороги в окрестностях районного кладбища. А возьмите дорогу в сторону Давыдовки.
– Имеешь в виду ту самую Давыдовку (это я для читателей), про которую после постановления правительства 25 июня 2015 года власти все уши прожужжали: готовилась замена прославленной нашей Владивостокской кондитерской фабрике, там якобы собирались новую фабрику строить?
– Да-да, та самая полузаброшенная деревня. Насчёт фабрики у прожектёров что-то не сложилось. И сейчас там тоже кучи мусора растут. Ещё бы! Дачников  сегодня в разы больше численности населения Надеждинского района – примерно 100 тысяч дачников против 40 тысяч постоянного населения. Поражает, как некоторые из богатеньких: выстроит себе шикарный 3-хэтажный коттедж, а выход канализации замаскирует скальным грунтом и – «концы» в воду… Чуть не забыл. У нас же и свои, надеждинские дачники имеются, и я, извините, хочу ещё выяснить: сколько их местных, и кто из них больше гадит – городские или местные дачники.
В моём детстве всё было понятно. Хоть подростки, хоть наши папы-мамы, в лес если пошёл – нарви букетик красивых цветов, щипай молоденький луговой щавель, собирай грибы, ягоды, дыши хвойным ароматом, радуйся природе, пользуйся её дарами. А городские пацаны, бывало, нагрянут – всё равно что половцы на Киевскую Русь: валили деревья, жгли, палили всё вокруг, не брезговали и воровать с огородов сельчан. И мы, мальчишки, встречали их соответственно: били нещадно, отправляли восвояси. Сегодня я уже не могу одних владивостокцев ругать: горожане – варвары, хуже того – свиньи, а наши местные гладкие да пушистые? И свои такие же.
– Согласен с тобой на сто процентов. У нас уже теперь второе, наверное, воспитывается поколение с мусором в голове. И телевизор с интернетом – провокаторы в этом и помощники.
– Дикая несуразица! Никто мусорными свалками не хочет по-настоящему заниматься. Ни в городе, ни в районе. Я близко общаюсь с председателем районной административной комиссии Сергеем Верхолюком. Нормальный мужик. Заступил на должность в начале года, готов был горы свернуть. А недавно в разговоре со мной не выдержал Сергей Семёнович, взорвался: «Кошмар! Не успеваю ничего сделать. Мне бы хоть одного человечка в штат – не могу оторваться от этих бумаг!»
По его словам, и хвалёное горожанами «райское» место Де-Фриз захлёбывается в несанкционированных свалках. И в Тавричанке повадились валить мусор прямо в то место, где дамба для снабжения посёлка водой. Спасу нет! Сам глава Тавричанского поселения Константин Плотников караулил, поймать хотел  негодяев… Да хоть бы и поймал, что им эти 2-3 тысячи штрафа. Как мёртвому припарка.
А пойди спроси у Станислава Прохорова (глава администрации Надеждинского сельского поселения – П.Т.), чьи это свалки за линией, городских дачников или наших? Не угадаешь, пока за руку не схватишь. Я, кстати, ловил некоторых: стыдил, пугал (понарошку) 300-тысячными штрафами. Иногда помогало.
В общем, я хочу продвинуть разумную мысль. Надеждинский район так и будет барахтаться в отходах, пока не придёт помощь со стороны. Город должен у нас тоже заниматься мусорными свалками.
– Логично, Александр Сергеевич, ещё как логично! Наш с тобой район – территория опережающего развития, ТОР «Надеждинская». Причём, самая первая в Приморье.  Впереди планеты всей! Плюс мы входим в объединение Свободный порт Владивосток. И вместе с городом составляем Владивостокскую агломерацию.
Узнал в районной статистике у Валентины Ошняковой почти точное соотношение численности населения района и городских дачников… Кстати, и сама должность Валентины Степановны, смотри, как длинно сейчас, по-современному, именуется: Главный специалист-эксперт (руководитель) отдела государственной статистики в городе Владивостоке (с. Вольно-Надеждинское) Приморскстата.
На 01.01.2019 численность населения Надеждинского района 38 тысяч 451 человек. А дачных участков в районе 63 тысячи. То есть даже с учётом брошенных, –  комментировала Валентина Степановна, – район, в особенности в выходные дни, увеличивается людьми ориентировочно раза в три.

Свалка ТОР "Надеждинская"
Недавний тайфун напакостил и в Надеждинском районе. В частности, забил всякой дрянью пресловутую канализационную трубу под насыпью железнодорожного полотна, и следом через неё с одной стороны райцентра на другую хлынули потоки фекалий. Образно говоря, Надеждинская от всей души передавала Вольной горячий привет.
– Целый месяц текло! – констатировал Александр Сергеевич. – Бедная наша речушка окончательно превратилась в вонючку, жители улиц Вокзальной, Ленинской, Луговой затыкали носы. Никто из начальства и не пошевелился. Хотя бы русло речки прочистили. Как это сделал в посёлке Новый владелец фирмы – уважаемый Максим Якимов.
Пошёл я прямиком к главе района Рустяму Абушаеву: «Рустям Саитович, надо бы трубу поменять!» А он мне в ответ: «У нас впереди огромные перспективы. И на этот счёт имеется план… Надо немного потерпеть».
Я ему своё: «Хочу, чтобы там, под мостом, вместо нескольких всяких-разных обрезков поставили одну, но полиэтиленовую трубу». А как ты хотел, Александр Сергеевич, у районного руководителя, может, на самом деле «планов громадьё»? Открой июльский номер журнала «Окно в АТР» с объёмным фото Абушаева на обложке, там пятистраничное интервью с ним главного редактора журнала... И через всю статью красной нитью проходит мысль, насколько  уверенная поступь у этого целеустремлённого мужчины.
За дело Рустям Саитович взялся, что называется, с места в карьер. Цитирую журнал: «Хозяйство я принял с долгами, множеством других проблем. Заняв нынешний пост, я поменял пятнадцать одних только руководителей (в итоге штат районной администрации, против прежнего, прибавился на 20 человек – П.Т.)…
Вот передо мной дорожная карта. Расписано по годам: что, где, когда будет осуществляться… Буду я к тому времени главой района или нет, но задание должно быть выполнено, система – сработать».
А вот эта его патриотическая фраза выше похвалы. Не иначе кредо самого молодого главы в Приморском крае – «Возродить сильную Россию обязано моё поколение!» Так что, считайте, нам с главой здорово повезло.
– Ты как считаешь?
– Поживём – увидим. Но уже сию минуту надо принимать практические меры. И начать надо с малого. Распечатать и раздать, разнести, расклеить повсюду дачникам и не дачникам памятки с вот такими примерно фразами:


«Не бросайте мусор где попало!


Как вам не стыдно гадить в нашем общем доме!


Хочешь отдыхать в чистом месте – убирай за собой.


Люби себя как часть природы.


Один за всех – и все за чистоту!


На природу – с чистой совестью!»


Пётр Теляков,
Надеждинский район Приморского края.


На верхнем снимке: Александр Сергеевич Пашко.
Фото автора