фото

Ряд руководителей творческих коллективов Уссурийска вместе со своими воспитанниками покинули муниципальное учреждение культуры

В 2018 году в Уссурийске случился массовый исход хореографов и вокалистов из муниципального учреждения культуры. Причем не только так называемого обслуживающего персонала, но и деятелей культуры, известных на весь город и далеко за его пределами.

Сие событие произошло вскоре после реорганизации МАУК «Молодежный центр культуры и досуга «Горизонт», к которому были присоединены Центр культуры и досуга «Искра» (он находится на сахпоселке) и Дворец культуры «Дружба» (находится на Слободе).

Реорганизация привела не только к оптимизации численности работников, но и к изменению их условий труда, что неминуемо привело к недовольству работников. А затем, и к их исходу. Впрочем, об этом они расскажут сами.

Ирина Пахомова, руководитель образцового ансамбля танца «Фантазия»:

– Мы люди творчества, а не ремесленники, и не надо нас загонять в жесткие рамки, в которых будет указано, что мы обязаны работать в строго отведенный промежуток времени. Мы не можем так работать и фактически так никогда не работали.

С 1 сентября 2018 года нам указали, что рабочий день теперь будет фиксированным с 10.00 до 19.00, с обеденным перерывом с 13.00 до 14.00. Это очень неудобное время для проведения занятий дополнительного образования. Дети учатся в школах в две смены, и мы должны подстраиваться под школьное расписание.

А у нас занятия на протяжении уже 27 лет начинались в 9.00 и заканчивались в 21.00. При этом график работы был плавающим. Нас обязали работать с переработкой рабочего времени до 22.00-23.00 часов ежедневно, но производили оплату труда только за восемь часов работы. С 1 ноября нам пошли навстречу, вернув режим гибкого графика рабочего времени. Но для этого нам пришлось писать в администрацию УГО, убеждать противоположную сторону в лице управления культуры в своей правоте, дважды встречаться с главой администрации Уссурийского городского округа.

Второй вопрос касается детей, которые занимались у нас на платной основе. Каждый месяц только наш коллектив приносил муниципалитету за счет оказания платных услуг за проведение занятий от 40 до 50 тысяч рублей ежемесячно. Половина этой суммы возвращалась мне в качестве зарплаты, по договору. Это была существенная прибавка к моему заработку, который составляет 20-24 тысяч рублей.

С сентября по ноябрь 2018 года под моим руководством занималось 42 человека на платной и 50 – на бесплатной основе, на две штатные единицы по положению об Образцовых коллективах.

С 1 ноября «платников» больше нет, все дети теперь занимаются бесплатно из-за того, что стало возможным работать по плавающему графику. Соответственно моя зарплата упала вдвое. Прекратились поступления в бюджет в МАУК «МЦКД «Горизонт», чем был нанесен удар и по самому этому учреждению культуры, в том числе нет дохода от филиала ДК «Дружба». В связи с этим мы опасаемся, что ДК «Дружба» будет признан убыточным, и здание выставят на торги. Этого очень боится весь микрорайон Слободы, который может потерять единственное культурное место, где имеют возможность заниматься наши дети.

Я работаю совместно с балетмейстером, и в настоящее время под нашим руководством занимается свыше 90 детей. В конце марта состоится отчетный концерт нашего ансамбля, после чего мы вынуждены будем оставить у себя только 50 детей, именно столько детей положено на наши ставки, а с остальными 42 воспитанниками вынуждены будем расстаться.

Но как бы тяжело мне ни было, из Дворца культуры «Дружба» я никуда не уйду. Здесь я работаю с 1992 года, еще, когда «Дружба» принадлежала Уссурийскому локомотиворемонтному заводу. Пережила много директоров, переживу и нынешнего.

На мой взгляд, с приходом случайных людей в культуру и социальную сферу положение ухудшилось. Чтобы можно было говорить о возрождении культуры в нашем городе, необходимо, чтобы на их место пришли профессионалы, которые знают, что культура – это не школа, в культуре есть своя специфика работы, которая позволяет проводить городские мероприятия на высоком профессиональном уровне, а не как сейчас, для отчета годового плана.

За творческие успехи коллектива в дальневосточных, международных, краевых и региональных конкурсах и фестивалях, нашему Образцовому ансамблю танца «Фантазия» в декабре 2018 года было присвоено звание Заслуженного коллектива Приморского края.

Светлана Уклюдова, руководитель образцового хореографического ансамбля «Акварель» и студии восточного танца «Абаль»:

– То, как поступили со мной, могу назвать одним словом – позор. С 2003 года я работала в Центре культуры и досуга «Искра» руководителем хореографического коллектива «Акварель». В 2009 на базе учреждения мною был создан еще один коллектив-студия восточного танца «Абаль».

Коллективы активно работали и развивались, принимали участие во многих городских мероприятиях, во всех концертных программах МУК ЦКД «Искра», посвященных различным праздникам, завоёвывали призовые места на краевых, дальневосточных и международных конкурсах и фестивалях. Неоднократно мною осуществлялись крупные хореографические постановки с участием других коллективов города на общегородских массовых мероприятиях. С 1 сентября 2018 года, после реорганизации учреждений культуры в одно – МАУК МЦКД «Горизонт», все перевернулось с ног на голову. Руководством было принято решение сделать график работы для всех сотрудников, независимо от должностных обязанностей, одинаковым – с 10 до 19 часов, объясняя это тем, что так ВАС ЛУЧШЕ КОНТРОЛИРОВАТЬ!

Руководство не учло тот факт, что осуществлять работу балетмейстеру-постановщику качественно или вообще осуществлять при таком графике невозможно, так как во вторую смену дети в школах обучаются до 19 часов. И посещать занятия большинство участников коллективов могут лишь в вечернее время. Как оказалось, этот факт никого не волнует!

Так же не волнует и вопрос формирования групп! Здесь другая проблема. В связи с выше изложенными заслугами коллектива, руководителю с 2012 года была предложена ставка балетмейстера-постановщика МАУК ЦКД «Искра». Это позволило детям в каждой возрастной группе заниматься в муниципальной группе и иметь 50% скидку вторым детям семей, которые уже посещают ансамбли!

В муниципальную группу принимались с природными хорошими данными для занятий хореографии, из малообеспеченных и многодетных семей, т.е. социальной категории, не имеющей возможности оплачивать посещение занятий. Соответственно все эти дети были разных возрастов и способностей и распределялись по разным подгруппам.

По приказу руководства необходимо было сформировать одну муниципальную (бесплатную) группу, занятия в которой должны проходить непременно до 19.00. Это означало, что я должна была собрать всех детей, посещающих коллектив бесплатно: с 1-го по 7-е классы в одну группу. Методика преподавания хореографии в разных возрастных категориях кардинально отличается, поэтому это было сделать невозможно.

Ко всему прочему образцовый хореографический коллектив «Акварель» приносил в год доход автономному учреждению МАУК ЦКД «Искра» около 500 тысяч рублей внебюджетных средств.

Более того, почему-то руководство решило, что все им просто обязаны! Они могут в любое для них удобное время, как правило, в 16.00 часов, снять детей со школы, родителей, соответственно, с работы и организовать просмотр концертных номеров для платного мероприятия, причем не факт, что номер им подойдет по концепции.

Так же для руководства не стало проблемой отменить мероприятие, посвященное Дню города за день до праздника, в связи с погодными условиями. И опять же не важно, что трехкратно в плохих погодных условиях, в дождевиках дети репетировали, готовились и уже ждали это мероприятие.

Так же для них не проблема в будний день в 17.00 часов провести концертную программу, посвященную Дню Приморского края, и ничего что в зале 8 человек зрителей, а на сцене 250 человек артистов. Не поспоришь, рабочий день до 19.00 часов, нужно уложиться, хотите посмотреть концерт, уважаемые зрители, берите отгул.

И в заключение.

С сентября 2018 года мой график работы стал составлять 12 часов с одним выходным в неделю, и то, если повезет! Потому как каждую из 6 групп необходимо отправлять на конкурсы и фестивали один раз в квартал. Это огромный объем работы. На мою официальную просьбу, балетмейстера-постановщика и руководителя двух клубных формирований, сделать график работы гибким, ответ был один – это незаконно! КАК МЫ ВАС БУДЕМ КОНТРОЛИРОВАТЬ?

В таком графике я смогла проработать 2 месяца, затем силы просто иссякли, а учебный год только начался. Приняла решение и написала заявление на увольнение! Страшно было сообщить участникам коллективов и их родителям, но руководство это сделало за меня. В день подачи заявления через час на всех входных дверях учреждения были развешены объявления, где сообщалось об общем собрании коллектива «Акварель». Целью собрания заявлялось сохранение коллективов на базе филиала МАУК ЦКД «Искра».

На собрании присутствовали все сотрудники МАУК «Горизонт», начальник управления культуры, депутат городской Думы и заместитель главы УГО по вопросам социальной сферы. На собрании бурно обсуждалась моя заработная плата, повышающий коэффициент, также говорилось о каких-то неверных записях в журналах посещаемости. Прозвучало много разных вопросов, которые ранее мне, как руководителю, не задавались. Но вопрос о сохранении коллективов так и не был задан!

После всего изложенного, два образцовых хореографических коллектива, принимают решение покинуть стены центра культуры. Теперь дети микрорайона Сахарный поселок вынуждены ездить в центр города для продолжения занятий в коллективах.

Александра Перебейнос, руководитель студии сценической речи «Таратория»:

– Все разрушили – это те два слова, которые характеризуют сейчас культуру Уссурийска. Тот же Дворец культуры «Дружба», где я работала продолжительное время, держится только на руководителях клубных объединений. Специалистов, насколько мне известно, там осталось мало.

Моя карьера в этом учреждении шла по наклонной – начинала заместителем директора и художественным руководителем, а уволилась, будучи руководителем кружка. И происходило это не потому, что я – якобы, непрофессионал и совершенно не разбираюсь в культуре. Как раз, наоборот, – у меня высшее профессиональное образование.

Полагаю, что всему виной – личностный фактор. Я предпочитаю говорить правду и не даю себя в обиду. И как следствие, впала в немилость к руководству управления культуры. В конце концов, вынуждена была уволиться из-за некорректного отношения и отсутствия профессиональной этики у противоположной стороны, как я считаю. И очень многие дети ушли вместе со мной.

Василий Сучков, художник-дизайнер, бутафор, педагог по вокалу, руководитель студии эстрадного вокала «Стелс»:

– То, что происходит сейчас – это худшее время на моей памяти для культурной жизни Уссурийска. Я в семь лет вышел на сцену, и до сих пор нахожусь в культуре. Работал в Камень-Рыболове, в Дальнегорске, последние 22 года – в Уссурийске. И почти двадцать один год вплоть до конца августа 2018 года был работником Дворца культуры «Дружба».

В те годы культурная жизнь там кипела. К Дворцу, принадлежащему тогда локомотиво-ремонтному заводу, отношение со стороны руководства ЛРЗ было самое трепетное. В массовых постановках, приуроченных ко дню железнодорожника, Новому году и другим праздникам, участвовали абсолютно все работники Дворца культуры, включая слесарей и уборщиц. Культура процветала не только у нас, но била ключом во всем городе.

В 2000-х годах во главе управления культуры администрации УГО стояла Евгения Ивановна Пробейголова. У нее профильное культурное образование, поэтому она была абсолютно нашим человеком. У людей из мира культуры Уссурийска было полное понимание с Евгенией Ивановной по всем вопросам. Сейчас такого и близко нет. Культурой руководят люди, прежде работавшие в сфере образования. Но как их научили когда-то быть педагогами, такими они остаются и поныне.

Из каждого Дворца культуры сделали комбинат бытового обслуживания, потихоньку заставляя брать деньги с тех, кто хотел там заниматься. Людей, приходивших посмотреть на мероприятия, стали называть клиентами, а нас, работников – обслуживающим персоналом, которые обслуживают население. А в прошлом году провели оптимизацию, уволив множество как раз из тех, кто и был обслуживающим персоналом, включая бухгалтеров, бывших руководителей Дворцов культуры.

Обещали не трогать работников культуры. Но, в частности, одному из них – занимавшемуся написанием сценариев для мероприятий, предложили перейти на работу, не связанную с культурной деятельностью. И он вынужден был уволиться по собственному желанию. Многим, и мне в том числе, пришлось уволиться в связи тем, что новые руководители проявляли непонимание, как складывается трудовой распорядок работников культуры и руководителей клубных формирований.

Я вообще не понимаю – как можно оптимизировать культуру? Она всегда была дотационной. Ведь культура – это духовная составляющая нации. Оптимизация души называется – ДЕГРАДАЦИЕЙ.

Самое плохое в этой ситуации то, что уходят специалисты, а вместо них приходит молодежь, которым еще учиться и учиться многие годы. Преемственность поколений разрушается. Руководители, возглавляющие культуру, видимо, считают, что по отчётности всё прекрасно. Провели мероприятие, поставили галочку, и хорошо. А то, что это мероприятие посетило условно три зрителя, для них неважно.

Еще недавно во Дворце культуры «Дружба» занималось от 700 до 1000 человек. Сейчас, насколько мне известно, – 300 - 400. Так что культура в Уссурийском городском округе «процветает и здравствует» И вы еще не знаете, что творится в наших селах. Бывал, видел.

Комментарии в администрации Уссурийского городского округа взять не удалось. В пресс-службе мне сказали, что совершенно не возражают, чтобы я поговорил с начальником управления культуры. В свою очередь данный руководитель предложил мне обратиться за комментариями в пресс-службу администрации УГО. Тем не менее, я не теряю надежды, что в администрации изложат свое мнение по вопросу массовых увольнений многих известных деятелей культуры Уссурийска из МАУК «МЦКД «Горизонт».

«Нам не нужен конфликт с администрацией УГО, – сказал в разговоре со мной Василий Сучков. – Мы творческие люди и должны работать для зрителей. Будем добиваться, чтобы нам давали площадки для выступлений, в том числе, на общегородских мероприятиях».

Роман ВИНОКУРОВ.

Фото автора.

P.S.:

Официальный запрос редакцией направлен в пресс-службу администрации УГО.