25 октября – день таможенника РФ
Глубоководная бухта Троица залива Посьет Хасанского района Приморского края, где расположены порт и таможенный пост Зарубино, защищена от морского волнения и не замерзает, что позволяет вести круглогодичную навигацию без ледоколов.
Морской порт в бухте Троица является ключевым звеном международного транспортного коридора «Приморье-2» благодаря выгодному географическому расположению и транспортной инфраструктуре. Порт находится на стыке трех стран - России, Китая и КНДР. Отсюда кратчайший путь до Южной Кореи, Японии и других стран АТР.
В сентябре 2018 года открыта новая транзитная линия «Хуньчунь (КНР)–Зарубино-Нинбо (КНР)» в рамках международного транспортного коридора «Приморье-2». На китайском теплоходе из Зарубино в порт Нинбо отправлено 198 контейнеров с зерном кукурузы, общим весом 4940305 кг.
В порту четыре причала протяженностью 650 метров и разрешенной осадкой 8 метров способны принимать суда диной до 172 метров и шириной 26 метров, созданы зоны таможенного контроля товара. Планируется открытие транспортной линии для перевозки товаров из Китая в Японию через порт Зарубино. В рамках тестовых грузоперевозок по маршруту Япония-Владивосток-Зарубино-Хуньчунь уже осуществлено 2 пробных поставки.
Ехать из Владивостока до Зарубино часа три. Я была там проездом в далеком 1985 году. Тогда в порту Зарубино было очень много судов и какой-то повсеместной суеты. Ныне же тишина и размеренность, много пустых территорий, всего несколько небольших судов и кранов, что хватит пальцев на одной руке их пересчитать. Хотя таможня работает круглосуточно, в среднем в неделю обрабатывается 20 судов, по словам сотрудников таможни. Возможно, ночью подойдут ещё суда, и портовая деятельность будет поактивнее.
Вот видим у причала ржавый краболов с обнадеживающим названием «Оптимист», уже давно разменявший свой рабочий полтинник, но до сих пор в строю…
Крабы перемещаются живыми в контейнерах с морской водой на большегрузах через этот таможенный пост по автомобильной дороге в Китай. Так что, если при переходе границы с Китаем под стоящим в очереди рефрижератором увидите воду, знайте, что это не какая-то неисправность, а в нем перевозят живых крабов.
Нам, правда, не удалось в этот раз посмотреть на крабиков, так как очень долго закачивали воду шлангами прямо из акватории в специальные контейнеры на машинах для их перевозки.
Зато мы увидели, как болванки и слитки алюминия загружают с причала в сухогруз для отправки в Японию, Китай или Корею. Штабеля с алюминием прибывают по железной дороге из Сибири. За 9 месяцев 2018 года через порт Зарубино осуществлена перевалка 179742 тонн алюминия. Также вывоз пиломатериалов на экспорт, за 9 месяцев этого года 58238 тонн. В складе пиломатериалов пахнет настоящей тайгой, хоть целительные воздушные ингаляции принимай.
В большом холодильном комплексе поддерживается температура минус 25 градусов и хранится свежемороженая рыба, которая экспортируется в Китай рефрижераторами или вывозится по железной дороге на российский запад. Неподалеку от склада стоит ряд китайских рефок с китайскими водителями, ожидая таможенного оформления груза и загрузку товара в машины.
В порт Посьет нас не повезли, это и не планировалось делать. Он находится в 40 км от порта Зарубино. Там расположен терминал для вывоза угля. К великому сожалению, его перевалка идет самым дешевым открытым способом, что не может не сказаться на экологии. В настоящее время «Торговый порт Посьет» способен переваливать 8 млн тонн грузов в год, а после завершения модернизации его мощность возрастет в долгосрочной перспективе до 12 млн тонн.
Однако, думаю, все люди доброй воли должны потребовать прекращения варского уничтожения нашей уникальной природы и запрещения перевалки угля варварским способом – не в закрытых терминалах, а открытым способом, как сейчас это делается в Приморье.
А какая в Хасанском районе восхитительная естественная среда и природные богатства, одни гребешки чего стоят! Местные жители говорят, что их сейчас добывают черными, но и такие покупают и едят. Мы сами не пробовали, видели только рекламные щиты о их продаже на заборах за территорией таможни и порта.
В целом, мне очень понравились открытость и непринужденность в общении сотрудников таможни и порта с журналистами, как охотно они старались показать и рассказать нам все о своей деятельности. Однако первый раз вижу такую «негостеприимную» организацию десятичасового пресс-тура. Сами позвали в гости, и как-то забыли про это. Нам не предоставили даже обычной питьевой воды. Видимо, таможенникам не привыкать не думать о комфорте участников таможенных отношений, судя по их отношению даже к приглашенным ими самими журналистам, которые 6 часов провели только в пути туда и обратно, и еще часа четыре в таможне и порту. Предложили нам перекусить в кафе «Каравелла» рядом с портом Зарубино, где пришлось бы очень долго ждать приготовления блюд для такой большой компании и за свой счет, где цены довольно сильно кусаются, как в столичном аэропорту (здесь ведь тоже порт, только морской!) и по карману, очевидно, только для летчиков да моряков с таможенниками. Хорошо, что по пути есть спасительное для голодных и жаждущих село Барабаш, где думают о людях, где есть все для перекуса и на любой кошелек.
Современная цивилизация невозможна без заботы о человеке. Вот и Дальневосточная таможня поделилась своими успехами в ускорении и упрощении таможенного документооборота благодаря внедрению и использованию специальных компьютерных программ. Таможенные операции теперь все чаще проводят в электронном виде без предоставления бумажных документов и непосредственного общения с сотрудниками таможни. На сегодняшний день оформлено в электронном виде 530 судовых дел, из них 232 судовых дела на прибытие и 298 на убытие.
Одной из первоочередных задач для таможенного поста является внедрение и развитие таможенных технологий в рамках «Стратегии развития службы Российской Федерации до 2020 года», в целях сокращения времени нахождения грузов в порту, повышения конкурентоспособности портов Приморского края и развития территории свободного порта Владивосток.
Процесс оформления таможенных документов в электронном виде уже стал более комфортным для всех участников таможенных отношений и снизил коррупционные риски.
Кстати, мое внимание привлек большой стенд на стене в здании таможенного поста с громким названием «Информация по борьбе с коррупцией». Сотрудник таможни пояснил, что они обязательны в каждом таможенном подразделении. На мой вопрос: «И что, помогает?», – услышала только смех, говорящий сильнее всех слов.
А ведь без снижения уровня коррупции больших успехов в таможенном деле и развитии экономики в целом, думаю, невозможно достичь.
Ну, с днем таможенника!
Татьяна Демичева.
Фото автора