18-19 октября во Владивостоке пройдёт ХII Международный экологический форум «Природа без границ».
Это – один из важных пунктов ЮНЕП – программы ООН по координации охраны природы на общесистемном уровне. Организаторы форума – федеральная служба по надзору в сфере природопользования и три министерства Российской Федерации: природных ресурсов и экологии, образования и науки, по развитию Дальнего Востока, а также администрация Приморского края.
За двенадцатилетнюю его историю в обсуждении экологических проблем Азиатско-Тихоокеанского региона участвовали тысячи учёных, бизнесменов, представителей власти, активисты общественных организаций.
Сегодня, кажется, всем ясно, что решение экологических проблем возможно только при объединении усилий органов власти, науки, бизнеса и общества. Однако в реальности, похоже, всё наоборот!
Под дымовой завесой слов
Под убаюкивающий аккомпанемент речей об опережающем развитии Дальнего Востока в Приморье насаждаются экологически опасные производства.
Находка задыхается от угольной пыли (крупные стивидорские компании ведут перевалку угля открытым способом), а Спасский район – от «ароматов» свинарников (таких мега-комплексов уже давно не строят нигде в мире!).
Наша газета неоднократно освещала проблемы строительства группы свиноводческих комплексов в ТОР «Михайловский». На двух уже действующих (в Прохорах и под Вишнёвкой) свинарниках до сих пор не решена задача разумной утилизации отходов. Свиной навоз третьего – четвёртого класса опасности сливается в лагуны-накопители, а затем…
Вот это «затем» – самое неприглядное. Частично навозная жижа запахивается на специальном поле, остальная – сливается по ручьям в Кулешовку, а река несёт заражённые воды в озеро Ханку – жемчужину Приморья. Именно здесь расположен международный орнитологический заповедник «Ханкайский».
Общественности с огромным трудом (серия пикетов, тома переписки с контролирующими и властными органами, поездка в Москву, на приём к президенту) удалось «выдавить» из бизнесменов-свиноводов обещания построить дополнительные лагуны и скорректировать технологию утилизации навоза. Однако воз и ныне там.
Зато быстро набирает обороты расширение производства. В районе Вишнёвки строится третий мега-комплекс на 83000 голов.
Тот самый, который обещал «приостановить» до решения экологических проблем на двух действующих свинарниках бывший ВРИО губернатора Андрей Тарасенко! Потом тема экологической безопасности свиноводства в Спасском районе выпала из риторики Андрея Владимировича. В своей предвыборной программе он больше о рынке сбыта, в первую очередь, о возможностях экспорта приморской свинины беспокоился, а не о том, насколько комфортно будет житься рядом со свинарниками не только сельчанам, но и горожанам: «роза ветров» направлена на Спасск, так что «ароматами» свиноводы радуют всех.
Лицемерие – норма жизни?
Руководители убаюкивают общественность, обещая «принять меры», – и не держат слова. Министры «засвечиваются» на международных экологических форумах – и благословляют размещение опасных производств…
А те продолжают неприкрытое, считаем, насилие над природой.
В марте нынешнего года, когда лагуны оказались переполненными после зимы, руководство «Мерси Трейда» (якорный инвестор ТОР «Михайловский») распорядилось слить их содержимое, объяснив это решение … производственной необходимостью(!). Типа, просим понять нас правильно…
После огласки и вмешательства общественности эти «титанические усилия» были оценены природоохранными структурами в 18 миллионов рублей штрафа. Даже для толстокожего свинского бизнеса – чувствительно, вот и пытается он оспорить его в судебных инстанциях, чтобы избежать наказания.
А тем временем сливы навозной жижи продолжаются.
Очередное ЧП
Общественный инспектор-эколог, староста села Вишнёвки Валерий Бочаров, только что написал экстренное заявление об очередном сбросе в речку содержимого одной из лагун ВРИО губернатора Олегу Кожемяко. Копии отправлены в Законодательное собрание Приморского края, в министерство развития Дальнего Востока и Приморское отделение Общенародного Фронта.
Лучше всего об этом расскажет сам Валерий Михайлович:
«2 октября от жителей Спасска я получил сообщение о том, что по Кулешовке идёт поток чёрной воды и плывёт мёртвая рыба. Я незамедлительно выехал к месту предполагаемого слива со свиноводческого комплекса (считаю, это стало системой и случалось уже не раз) и обнаружил, что в ручье Безымянном полно навозной жижи. Очевидно, «Приморский бекон» опять нарушил природоохранное законодательство и слил её на рельеф.
Я вызвал полицию и представителей рыбнадзора, которые зафиксировали этот факт. Сброс производился ориентировочно 29, 30 сентября и 1 октября. Слито примерно 15000 – 16000 тонн навозной жижи (содержимое одной лагуны), а ведь это отходы 3-го класса опасности! Команду мог дать, полагаю, только директор по производству Александр Дмитриев.
Руководство «Приморского бекона» утверждает, что целенаправленного слива в Безымянный ручей не было. В таком случае, думаю, налицо грубое нарушение технологического процесса внесения этого навоза в почву. Получается, жижу просто разливали по полю из шлангов, не запахивая, и всё это потекло в ручей и речку?
Я же считаю, что слив навозной жижи со свиноводческого комплекса «Приморского бекона» сделан вполне осознанно. Технология внесения её в почву очень трудоёмкая и предполагает двойную обработку почвы. То есть надо сначала внести жижу в землю, а затем пахать под зябь.
На комплексе же всего одна единица спецтехники, производительность которой не обеспечит внесение такого количества навоза. У меня есть расчёты и видеозаписи, как происходит этот процесс. Для внесения такого количества навоза должно быть минимум 5 единиц специализированной техники.
В этой организации нет необходимого количества техники для внесения навоза в почву в сжатые сроки, нет и достаточного количества (по объёму) прудов-накопителей навозной жижи (она должна выдерживаться в них минимум 6 месяцев), а имеющиеся находятся в неприглядном состоянии. Изолирующая плёнка на них постоянно рвётся. Наши предложения сделать эти сооружения бетонированными и крытыми отвергаются, контроля утилизации отходов производства практически нет.
Для доказательства я предложил взять пробы почвы на полях. В них, думаю, не окажется этого навоза. Чтобы запахать всю эту жижу, необходимо в два раза больше времени, а сроки ограничены. Вот поэтому, по моему мнению, и произошла эта экологическая катастрофа: ручей опять загублен, произошёл мор рыбы и гидробионтов в речке Кулешовке.
Необходимо провести тщательное расследование и найти виновников: кто отдал распоряжение на слив в ручей навозной жижи, кто исполнил преступный приказ, и довести информацию до собственников фирмы, а также поставить в известность Корпорацию развития Дальнего Востока и Минвостокразвития о недостойных методах работы якорных инвесторов ТОР «Михайловский»».
В заявлении-жалобе Валерий Бочаров потребовал принять экстренные меры для недопущения подобных нарушений. В частности, рассмотреть предложения Совета общественности села Вишнёвки по действенному контролю утилизации свиного навоза на предприятиях «Приморского бекона» (Вишнёвка) и «Мерси Трейда» (Прохоры), как со стороны государственных органов, так и общественности района.
«Два года мы обращаемся во все властные органы, встречались с собственниками этой организации. Нарушения продолжаются! Мероприятия «дорожной карты» по устранению нарушений по строительству, технологическому процессу и утилизации навоза не выполнены.
Считаю, что выбранный проект свиноводческого комплекса не отвечает требованиям законодательства РФ об охране окружающей среды, воздуха и утилизации отходов производства. Строить ТАКИЕ свинарники нельзя!
Концентрация группы свиноводческих комплексов на ограниченной территории в 250 – 300 гектаров – неразумное решение по нескольким причинам.
Во-первых, строительство спланировано (строится очередной свинарник) с наветренной стороны от города Спасска и четырёх сёл района. Уже при одном действующем комплексе город и два села страдают от зловония. Как прошла строительная экспертиза, почему не учли «розу ветров»?
Во-вторых, один комплекс за сутки выдаёт 427 тонн навоза и навозной жижи. Для наглядности: это 7 железнодорожных вагонов. Если построят все шесть комплексов под Вишнёвкой, то ежедневно будет выдаваться 42 вагона навоза! Куда это «добро» девать? Есть совесть и здравомыслие у нашей власти и предпринимателей – так называемых «якорных инвесторов ТОР»?
На мой взгляд, эти необходимые качества в данной ситуации отсутствуют. Уже один такой факт наводит на мысль о коррупции в Министерстве и Корпорации развития Дальнего Востока, а также в бывшем руководстве краевой власти.
Третья причина – недостаток земли вокруг комплексов, необходимой для запахивания (заделки в почву) навоза. Её требуется в несколько раз больше. Вносить максимальную дозу (норму) невыгодно, так как много земли уйдёт под пары, уменьшатся посевные площади. При минимальной (оптимальной) дозе сеять можно сразу после внесения, но площадей требуется намного больше.
Четвёртая причина – опасность эпидемии. При заражении одного из свинарников будет уничтожено всё поголовье, как это случилось, когда на соседнем, Прохорском, комплексе выявили ящур. Это станет кошмаром для района, так как уничтожат свиней и в фермерских, и личных хозяйствах.
Вся мерзость заключается в том, что отсутствует современный технологический процесс утилизации навоза. Его просто убрали из проекта, взятого то ли в Дании, то ли в Голландии. Навозная жижа – не обеззараженная, зловонная – выливается в пруды-накопители и хранится под открытым небом. Испарения огромные (с 1 гектара площади – до 6 – 8 тонн в сутки!). О каком чистом воздухе можно говорить???
Однако и это не всё.
Мощные вентиляторы выдувают из корпусов ещё более зловонный, потому что концентрация больше, воздух – 600-700 тысяч кубометров за час! Чего только в нём нет! Сероводород, метан, аммиак, дибутикантан и так далее. Об этом нам пишут и чиновники надзорных органов власти. Но ведь проект прошёл государственную строительную экспертизу??? Как??? Мы считаем, в этом есть коррупционная составляющая.
Два года мы сопротивляемся и протестуем против грубых нарушений на комплексах под Вишнёвкой и в соседнем селе Прохоры.
Амурская бассейновая природоохранная прокуратура и Владивостокская природоохранная межрайонная прокуратура несколько раз проверили «Приморский бекон» и «Мерси Трейд». Минвостокразвития провело заседание по этой проблеме. Управление холдинга совместно с Министерством развития Дальнего Востока разработало «дорожную карту» по устранению нарушений. Проведён экологический аудит комплексов. Обнаружено много недостатков, даны рекомендации по изменению проекта, технологического процесса, как в корпусах, так и по утилизации навоза.
И кое-что делается. Закупается техника для внесения навоза в почву. Построен новый современный крематор, осушитель крови, началось применение микроорганизмов в корпусах. Мы продуктивно контактируем с генеральным директором холдинга А.В. Колотом. Однако до сих пор не решены несколько основных проблем:
Не подобрали (не нашли) площадок для 4-х свинокомплесов в других местах (поручение Минвостокразвития).
Нет 100-процентной утилизации навоза на комплексах.
Не принято решение об установке фильтров на всех вентиляционных установках в корпусах.
Пруды-накопители не забетонированы.
Можно долго говорить о безобразиях, которые творят свиноводы, считаем, при попустительстве власти и с её одобрения. И наша задача – заставить её и нерадивых бизнесменов соблюдать природоохранное законодательство и беречь нашу уникальную природу.
Об этом я и хочу рассказать на Международном экологическом форуме «Природа без границ»».
Такое решение принял Валерий Михайлович Бочаров – человек с активной жизненной позицией, сумевший сплотить группу энтузиастов, которая последовательно и бескомпромиссно борется за гарантированное Конституцией РФ право на благоприятную окружающую среду. Поддержит ли нас власть? Или главное для неё – «прокукарекать» на Международном форуме?
Ольга Купчинская,
руководитель Спасского филиала регионального общественного движения по противодействию коррупции в органах власти «Хранители закона».
Спасский район Приморского края.
Фото автора.