Следуя в Хабаровск и обратно, я почувствовал себя и графом, и босяком.

Путешествуя по железной дороге, можно представлять себя аристократом или, наоборот, бедным человеком. При этом сам по себе ты не меняешься, меняется отношение к тебе компании-перевозчика. Почему это происходит? Все дело в стоимости поездки. Разница между тем, кем ты будешь - «принцем крови» или «босяком» составляет несколько сот рублей, которые бы ты отдал либо недоплатил за билет, чтобы воспользоваться комфортом и уважительным к себе отношением.

На днях ездил с детьми прогуляться по Хабаровску. В конце концов, это единственный, кроме Владивостока, действительно крупный дальневосточный город, в котором есть где погулять и что посмотреть. Отправиться решили поездом. В купе. И при покупке билетов ориентировались на удобное для нас время отправления и прибытия, а не на цену билетов, тем более что разница в их стоимости была относительно невелика. Незнание того факта, что оказывается разница в цене серьезно влияет на предоставляемый пассажирам комплекс услуг, нас и сгубила.

В столицу соседнего региона из моего Уссурийска ехали в фирменном пассажирском поезде «Океан», курсирующим между Владивостоком и Хабаровском. Поездка, проходившая ночью в течение около 8,5 часов, показалась если не чудесной, то очень близко к этому. Мягкие сиденья с изголовьем, обитые красивой материей, кондиционер, не позволявший изнывать от духоты, зеркало на двери в полный рост, дорожка на полу, занавески на окне и салфетка на столе, а под ним - две розетки напряжением 220 V. И везде - чистота и никакого намека на неприятный запах.

Утром - завтрак. На выбор - молочная каша или блинчики с ветчиной и сыром, булочка, пряник или пирожное и питьевая вода в бутылочке. Уже заправленная постель, которую не нужно было собирать после окончания поездки. Вежливый и услужливый проводник, общавшийся с тобой едва ли не как с графом. Что и говорить, впечатления от поездки были самые приятные.

Думали, что возвращаться будем, купаясь в таком же комфорте. Не тут-то было. Садились около 6-ти вечера. В купейном вагоне поезда «Советская Гавань - Владивосток» царил отвратительный запах. Жарко, душно, кондиционер отсутствовал, как класс. Освежиться можно было разве только водой. Потому что поток воздуха, поступавший через наполовину приоткрытую верхнюю часть окна (похожую на форточку) совершенно не давал прохладу. Спасением стал дождь, поливший через два часа пути, а также наступавшая ночь. Они и принесли свежесть.

В купе на окне отсутствовали занавески, равно как и салфетки на столе. Повсюду - на столе, кожаных сиденьях, верхних полках лежала пыль. Дверь купе закрывалась не до конца. Мерно и противно о кровать и дверь во время движения поезда стучала лесенка, по которой взбираются на верхнюю полку. Чтобы избавить себя от этого назойливого стука, пришлось между лесенкой и кроватью воткнуть полотенце. Розеток тоже, как и в «Океане», было две. Но не в купе, а во всем коридоре вагона. Еду не предлагали, она и не была указана в билетах. Но можно было у проводника попросить кипятка и приобрести у него по пакетику чая и сахара. Это удовольствие стоило 50 рублей. Впрочем, один кипяток обходился бесплатно. И пей, сколько хочешь. Хоть на этом спасибо.

Сам застилаешь кровать полученным от проводника комплектом постельного белья, и сам же в конце пути снимаешь его и сдаешь «хозяину» вагона. И неизменный табачный дым, тянущийся из тамбура и неприятный запах, преследующий тебя на каждой остановке и заглушаемый лишь во время движения поезда. В общем, все мы ждали только одного - скорее бы закончились наши мучения, продолжавшиеся немногим более 11-ти часов.

Все это удовольствие стоило 2001,5 рублей. За одно место для взрослых. С одного маленького ребенка взяли около 800 рублей.

Если вы думаете, что стоимость купейного билета поезда «Советская Гавань - Владивосток» значительно различается со стоимостью места в купе в поезде «Океан», то серьезно заблуждаетесь. В последнем его цена составляет 2723,8 рублей. Отличия в стоимости билетов немногим более 700 рублей, и такая ощутимая разница в комфорте. Впрочем, то, что предлагают в поезде «Советская Гавань - Владивосток» комфортом назвать решительно невозможно.

Но это не все. 2 тысячи рублей за поездку или 2,7 тысяч - в любом случае все это очень дорого, чтобы добраться до Хабаровска. Ночью. Когда спишь бОльшую часть пути. На мой взгляд, это невозможно высокие цены.

Может сравнение кому-то покажется некорректным, но я позволю себе его сделать. В Хабаровске мы остановились в хостеле «Кают-Компания», расположенном метрах в 80-ти от здания правительства Хабаровского края и площади Ленина. Это центр города. В комнате к нашим услугам помимо кровати, дивана были телевизор, бесплатный вай-фай. В общем помещении находились телевизор, холодильник, плита, место отдыха для взрослых и детей, небольшая библиотека. Само собой, имелись туалет, душ и даже фен для сушки волос. И все это за 2,1 тыс. рублей. В сутки. За комнату. Сравните это с теми 2 тысячами рублей за одно место в поезде «Советская Гавань - Владивосток».

Не знаю и, конечно, не могу знать, каким образом в АО «Федеральная пассажирская компания» рассчитывают стоимость билетов, но, на мой взгляд, они не стоят тех денег, что требуют от пассажиров. Скромнее надо быть с запросами дочерней компании ОАО «РЖД». И думать не только о том, чтобы взять денег с пассажиров и довезти их до конечной точки маршрута, но и чтобы им не было противно ехать в поезде.

Роман ВИНОКУРОВ