У нас тут новый глава минэкономразвития – вместо Улюкаева, которого арестовали за двухмиллионную взятку – смехотворная сумма по сравнению с 8,5 миллиардов рядового полковника.
Население, кстати, по данным недавнего опроса (то ли «Левады», то ли ВЦИОМа) не верит во взятку, а верит в подставу. Если верить тому, что Улюкаева прослушивали чуть ли не полгода и Путин все знал, но не увольнял заподозренного министра – то все может оказаться еще смешнее…
Но вот на место Улюкаева назначен новый человек. Его зовут Максим Орешкин, он во главу министерства экономики пришел из министерства финансов (там он не был, конечно, министром). Вот как описывает его Олег Кашин:
«Детство без пионерского галстука, «Чип и Дейл спешат на помощь» по телевизору, йогурт на завтрак, банан в рюкзаке и толстовка с капюшоном вместо синей школьной формы; потом студенческая жизнь в Высшей школе экономики, пиво и лекции в «Билингве», стажировка в банке и досуг на концертах Земфиры или Prodigy – биографию нового министра Максима Орешкина можно реконструировать без архивных изысканий: молодые москвичи, вступившие во взрослую жизнь при раннем Путине, похожи друг на друга, как были похожи друг на друга герои «Ералаша» семидесятых или трудные подростки перестроечных времен».
Смена поколений, то да сё. Это замечательно! Многие в восторге, что назначили не силовика, не Глазьева, а нормального молодого специалиста. Кашин вообще считает, это демонстрацией того, что всякое мракобесие – это на публику, а в серьезных делах никакого мракобесия нет, потому что экономика – это не для дилетантов и мракобесов.
Но… Как обойтись в серьезном деле без «но»?
Следует учитывать, что назначили молодого Орешкина министром экономики, а выходец он из министерства финансов. А эти два министерства давно противостоят друг другу в очень важном вопросе. В вопросе о деньгах. Минфин заботился о бюджете и желал повысить налоги, а Минэк возражал, что высокие налоги убьют бизнес, он или разорится, или уйдет в тень и не будет налоги платить.
Теперь противостояние исчезло – вместе со старым министром. А новый министр против повышения налогов не возражает. Уже все, в том числе Путин, говорят о грядущем повышении налогов.
Вы не бизнесмены, вы просто обыватели, наемные работники или пенсионеры, и вам всё равно, что там с бизнесом будет? Ну, когда ваш любимый магазин закроется, а в другом неожиданно повысятся цены, вам будет отнюдь не все равно.
«Новый министр Орешкин – помимо того что скорее всего знаменует собой подмятие Минфином под себя МЭР и превращение экономического блока в «один большой Минфин» – попросту ХЛАДНОКРОВЕН к вопросу повышения налогов. Вот его прямая цитата на эту тему: «Дефицит бюджета НЕИЗБЕЖНО приведет к повышению налогов». Это Владимир Милов пишет, экономист, не входящий в правительство.
А вот что вам не все равно изначально – так это штрафы. Штрафы повышаются и будут повышаться, будут вводиться штрафы за то, за что вы и подумать не могли! Сейчас это уже приличная статья дохода – ну и как же ее не повысить? Вот Глеб Павловский говорит:
«Каждый имеет зону контроля в зависимости от аппаратных компетенций.
Но всё это – пестрая, фрагментарная система. Даже Дума что-то имеет: она не является парламентом, не является представительной властью, не является властью вообще, но ведь она принимает законы. И часть из них будет связана с построением штрафоотжимательной машины для населения. Она должна заменить бюджету нефть».
Помните, как Сергей Иванов говорил, что после нефти наш народ – наше второе богатство? Ну вот, с нефтью проблемы, значит, теперь надо доить второе богатство.
Кстати, статья Олега Кашина, очень комплементарная по отношению к новому министру Орешкину, имеет подзаголовок: «Как молодые профессионалы могут помочь Кремлю».
Да уж… Оговорочка по Фрейду.
Марина ЗАВАДСКАЯ, рисунок Леонида МЕЛЬНИКА.