фото

Венесуэла закупает нефть у США – и это символ того, что в стране все очень плохо

Сотрудник государственной нефтяной компании Венесуэлы PDVSA:

Венесуэла – страна с худшей экономикой в мире. Обвал ВВП и инфляция за 200% сопровождаются обнищанием населения, страшным дефицитом предметов первой необходимости и полным отсутствием денег у правительства: ему нечем платить даже за печать местной валюты за рубежом. Символом состояния дел в экономике Венесуэлы стала закупка нефти у США; на соперничестве с Америкой строится вся местная пропаганда. Особенно абсурдна эта ситуация в стране, обладающей самыми большими запасами нефти в мире.

Венесуэла покупает нефть у США не впервые: об этом сообщалось еще в феврале 2016 года. Однако в середине сентября на товарные отношения между Штатами и Венесуэлой обратила внимание The New York Times; и в этот момент импорт американской нефти фактически стал символом происходящего в латиноамериканской стране. На публикацию откликнулись соответствующими колонками уже несколько изданий, в том числе Forbes.

Венесуэла обладает крупнейшими запасами нефти в мире. Доходы от продажи углеводородов составляют около половины ее бюджета. Большая часть нефти идет в США, которые, несмотря на большой прогресс в нефтедобывающей отрасли, пока не могут обеспечивать себя энергоносителями.

У значительной части венесуэльской нефти есть большой недостаток – она «тяжелая», ее непросто перерабатывать, она ценится на рынке меньше, чем «легкая». Чтобы продавать «тяжелую» нефть, Венесуэле приходится смешивать ее с «легкой». Раньше проблем с этим почти не было, но из-за кризиса в стране с добычей «легкой» нефти возникли сложности. Тут-то Венесуэла и решила закупить ее у США.

Многие очень зависимые от нефти страны ответили на резкое снижение цен повышением (или, по крайней мере, стабилизацией) объемов производства: пусть, мол, цены еще упадут, зато за счет доли рынка удастся хоть сколько-нибудь прикрыть дыры в бюджете. Венесуэла, наверное, тоже хотела бы так сделать, но не может – из-за многолетней политики национализации вся отрасль в стране оказалась в глубочайшем кризисе. Весной 2016 года добыча в Венесуэле упала до минимума с 2003-го.

Одна из иллюстраций этого кризиса – гигантское месторождение Эль Фуриал. До 2009 года его разрабатывал американский консорциум Wilpro, но потом правительство Уго Чавеса национализировало компанию. В итоге добыча нефти упала на Эль Фуриал с 398 тысяч баррелей в сутки (2009) до 198 тысяч баррелей (2015).

На Эль Фуриал, в частности, добывается столь необходимая Венесуэле «легкая» нефть. В целом, государственное венесуэльское предприятие PDVSA снизило добычу «легкой» нефти за последние шесть лет примерно вдвое, с 578 тысяч баррелей в сутки до 374 тысяч.

Чтобы восполнить дефицит «легкой» нефти, Венесуэла закупает ее в дружественных странах – России, Анголе, Нигерии. Штаты до конца 2015 года законодательно запрещали экспорт своей нефти; и в тот момент, когда появилась возможность купить нефть у американцев, Венесуэла ей воспользовалась – слишком далеко находятся «союзники» из России и Африки.

Meduza, фото: Carlos Garcia Rawlins Reuters / Scanpix / LETA.