Во ВГУЭСе прошел Всероссийский форум «Территория бизнеса — территория жизни». Здесь было несколько секций, мы побывали на той, где наградили самые интересные Дальневосточные и не только бизнес-проекты.
Среди награжденных было предприятие, продающее газели — специальные грузовики для бизнесменов. Как утверждают бизнесмены, в таких грузовиках можно и кинотеатр сделать, и батут поставить рядом, и вообще начать абсолютно любой бизнес.
Меня удивили две компании — одна клининговая компания, она предоставляет в Хабаровске услуги уборщиц для предприятий, хотя сейчас ноу-хау заинтересовались и обычные семьи. Вторая компания предоставляет услуги курьеров для ресторанов. За небольшой период времени они обзавелись тысячами клиентов.
Были и социально-ориентированные бизнесы. Например, компания, которая продает противопожарное оборудование и ставит противопожарные конструкции. Сначала компания специализировалась на предприятиях, теперь некоторые предметы для своих квартир покупают обычные семьи.
Порадовал сельскохозяйственный проект в Хасанском районе. Там обнаружили, что туристы часто жалуются на отсутствие объектов осмотра. Поэтому построили сельскохозяйственную ферму, которая, кроме натурального продукта дает возможность познакомиться с местной достопримечательностью. На одной из частей этой фермы каждый желающий может профессионально половить рыбу. Кстати, хасанцы решили сделать туризм в районе круглогодичным — здесь поставили оборудование для зимних видов спорта.
Еще один из социальных проектов — проект продвижения мозаичного искусства. Мозаику востребована везде — и в архитектуре, и среди детей. Как заявили авторы проекта, дети слишком привыкли к технике, и отучились что-то делать руками. Поэтому одно из направлений бизнеса — продвигать мозаику среди детишек.
Кстати, о технике, был проект робота. Как я поняла, одна модель уже создана. Робот планируется как присматривающий за детьми и стариками, однако, как считают авторы проекта, покупать дорогую игрушку будут изобретатели, институты и люди, интересующиеся техникой.
Но больше всего всех потряс проект детского центра в одном из районов Приморья. Взялась за него пожилая женщина. Она взяла задание на срок 8 месяцев. За это время она должна была отремонтировать и перестроить старый кинотеатр. Понимая нереальность замысла, банки отказывались давать ей деньги для проекта, спонсора у нее не было. Женщина продала две свои квартиры, она и ее знакомые взяли кредиты на большие суммы, в итоге на первый этап ушло несколько миллионов.
Центр открыли без ввода в эксплуатацию — его пришлось добиваться через суд. Зато сейчас и женщина, и ее знакомые гасят кредиты, потому что центр стал приносить доход. Когда ее спросили, как она умудрилась справиться с нереальным заданием, она ответила, что о нереальности этого знали в администрации, знали все, но она этого не знала, поэтому и справилась.
Константин Богданенко, совладелец компании DNS, ведущий данной секции согласился дать расклад по бизнес-ситуации в Приморье.
– Какой проект Вам понравился?
– Мне понравилась идея с роботом, но тут у меня более профессиональный интерес. Понравился клининговый проект из Хабаровска. Клининговых компаний много, но этот проект хорошо подан, видно, что девушка, которая им занимается, реально им болеет. Меня поразил проект детского центра «Чайка». Количество преодоленных сложностей просто поражает. Чтобы его сделать, нужно обладать недюжинными способностями, настойчивостью и много чем.
– На встрече с Шемилиной вы сказали, что Москва не обращает внимания на Дальний Восток при принятии законов...
– Да, говорил, мы находимся очень далеко. Это естественно. При написании законодательства, всегда есть те, кому эти законы не подходят, другой вопрос, стоит учитывать эти интересы или не стоит. На Дальнем Востоке очень мало населения. Если не будет конкретного лоббиста, который будет защищать интересы Дальнего Востока, конечно, и не будут учитывать наши интересы.
– Миклушевского признали одним из лучших лоббистов России...
– Я пока этого не вижу. Задача депутатов Государственной Думы – писать законы, лоббист там должен этим заниматься, а не губернатор. Губернатор осуществляет общую представительскую функцию региона.
– Вы можете назвать законы, которые явно не про Дальний Восток?
– Так неправильно было бы сказать. Я бы сказал, нет законов, которые бы стимулировали развитие Дальнего Востока. В целом, законы не плохие и не хорошие, они просто есть. Законы интересы Приморского края не учитывают.
– Но ТОРЫ, «Свободный порт Владивосток»... Какие преференции дают бизнесу эти нововведения?
– Об этом можно долго говорить.
– А компании DNS?
– Снижение налога на прибыль, уменьшение налога на доходы физических лиц, например.
– Кризис. С какими трудностями сталкивается DNS?
– Как и все. Товар закупается за границей за доллары, продается за рубли. Становится менее выгодно вести бизнес.
– Насколько?
– В зависимости... это не связано напрямую. Есть компании, которые напрямую транслируют курс доллара, вести бизнес становится менее выгодно в два раза.
– Есть ли компании, которые в связи с этим разбогатели? Я слышала, сельское хозяйство подняло голову, а кроме?
– Хорошо себя чувствуют те, кто себя здесь видит надолго, кто вкладывает деньги, те, кто стремится минимизировать влияние заграницы. В сельском хозяйстве доля иностраннного участия мала, хотя конечно техника по большей части, иностранного производства, ее надо обновлять, проводить сервисное обслуживание. Хорошо, что на юге России есть техника российского производства.
Регионы разные, во Владивосток везти технику стоит одних денег, в Москву — других.
– Наталья Зубаревич прогнозирует, что кризис будет лет пять, все грохнется и будет хуже перестройки. А у вас какой прогноз?
– Я ничего не прогнозирую. Надо просто работать и ничего не прогнозировать. На мой взгляд, это бессмысленно. Есть такие, которые конец света предрекают. И что нам его ждать? Я считаю, Наталье кто-то за это платит. Могут завтра зайти новые бизнесы, может через год, может через 10 лет. Рассуждать не стоит — просто надо работать. Это лучший выход из положения. Кризис сейчас как оправдание для многих неуспешных предприятий.
– Вы считаете, что кризиса нет?
– Это просто иллюзия, она состоит из понимания людей. Человек должен принять этот процесс. Да, сейчас сложнее зарабатывать деньги.
– В каких отраслях сейчас спокойно, а в каких очень плохо?
– Спокойно в сельском хозяйстве. Ну как спокойно? Там тоже есть внешние условия.
– Несколько советов от Константина Богданенко, как стать магнатом?
– У меня нет атрибутов богатства — нет собственного дома, яхты, машины крутой. Семья, дети — вот мое богатство. Ничего большого с собой не утащишь.
– Если человек хочет построить сеть, как DNS, что ему делать?
– Работать.
– И придумывать что-то надо?
– У нас много людей, которые что-то придумывают, и очень мало, которые что-то делают. Придумано очень много — надо брать и делать.
– Какие по характеру люди становятся успешными и какие успеха не достигают?
– Любые. В жизни многое зависит от случая. И в нашей цивилизации доля удачи становится все более важной. Я боюсь, что если сейчас запустить сеть DNS, ничего не получится, потому что чтобы что-то получилось, должно совпасть много факторов. Условия постоянно меняются, влиять на них невозможно.
– В связи с кризисом, что вы делали, чтобы быть на плаву?
– Мы это делали не в связи с кризисом, мы это делали всегда — вели работу по улучшению эффективности, для нас кризис не является точкой отсчета, как продолжали действовать, так и действуем.
– А что вы делаете?
– Мер много, но самое главное — идея: «Трать меньше, зарабатывай больше».
– Приходилось сокращать людей, менять поставщиков?
– Это приходилось делать всегда. Я не помню, чтобы из-за экономических нужд мы кого-то уволили. За 18 лет работы бизнеса, поставщики меняются постоянно — у нас их сотни.
Анастасия Попова.
Фото автора.