фото

Уже пять лет Дмитрий Носков – мой френд в Живом Журнале. Есть у меня ряд друзей из других областей России – надо же знать, чем живет страна не в наших краях. Главное, чтоб интересно писали. Носков – из Центральной России, из Поволжья.

Потом он вдруг засветился в политике… смешно засветился. Помните выборы мэра Москвы, в которых Навальный участвовал? И там еще кто-то пустил дезу, что в некой квартире ребятки Навального держат антисправедливские листовки? И кандидат от «Справедливой России» рванул туда с кучей сторонников-единоверцев и пилой-болгаркой?

Ну вот в этой толпе и был Дмитрий Носков, помощник, оказывается, депутата-справедливца Олега Пахолкова. Распилили дверь за несколько часов, никаких листовок против Левичева не нашли, получили скандал…

Навальный потом вытащил из соцсетей (то ли это был ВКонтактик, то ли Фейсбук) фотку Носкова с отдыха – в наших теплых краях отдыхал, то есть в Таиланде – весьма фривольного содержания. Фотка в общем доступе лежала, не подзамочная, смотри кто хочет. Никакой порнографии, ничего незаконного на фотке не было, но забавная. Не в музее Носков сфотался, а в совсем другом заведении.

Носков страшно обиделся, но что делать – не враги сфотали, сам же. Год примерно он в ЖЖ не появлялся. Потом понемногу отошел, снова стал время от времени писать. И вот недавно рассказал он в своем ЖЖ замечательную историю. Она не имеет отношения к Приморью… на первый взгляд. А на второй… Судите сами.

Дело вот в чем: завезли в Воронежскую область племенной скот из США – сначала 1167 голов, через две недели – 1952 голов из Австралии. Вспоминаете? Нет, не Воронеж, а Приморье? К нам ведь тоже завозили элитных коров – и оттуда же. И еще были у них, у коров, проблемы в Приморье. Скот элитный, и жрать они хотели тоже элитно. Или хотя бы просто жрать.

Итак, в Воронежскую область завезли 3119 голов крупного рогатого скота. Было это в 2012 году. Инвестиции в закупку, по оценкам экспертов, превысили 200 миллионов рублей. В Приморье коров завозили краевые власти, а у них – нет. Коровы принадлежали ООО «Таурус», входящих в группу компаний «Талекс». Впрочем, можно и не запоминать название, это излишние подробности.

Коров завезли – и оставили в чистом поле. В декабре 2012 года забеспокоились местные жители. Они сняли сюжет о «ледяном концлагере»: на улице минус 30, коровы в чистом поле, под открытым небом, ни еды, ни воды.

Тот самый справедливец Олег Пахолков, депутат Госдумы, отправил запрос в прокуратуру. Ему ответили, что по данным на 23 января 2013 года в результате неполноценного питания и нарушений условий содержания в хозяйстве пало 577 голов скота, что составляет 14,6 процента всего поголовья. Еще 500 животных находятся в состоянии истощения.

Тут и местная газета подключилась: у коров, говорит, стресс, а вообще «предприняты реальные меры к тому, чтобы свести гибель животных до минимума. Большинство же телок проходит акклиматизацию успешно».

И точно. Больше года о коровах ничего не было слышно – значит, жили себе. Где-то под крышей, вероятно, и еда с питьем были. Впрочем… В начале 2014 года мясокомбинат «Верхнехавский» (еще одна ненужная подробность), принадлежащий тому же сельхозхолдингу, что и коровы, сгорел. Короткое замыкание.

А осенью того же года оставшихся в живых 1200 коров отправили в чистое поле – но в другой район. Они и бродили по чистому полю в поисках еды и питья. В деревни забредали, на помойках питались. Сердобольные селяне пытались их подкармливать, но – многих ли подкормишь! По пойме реки под говорящим названием Ворона коровы разбрелись по трем областям. А коровы-то элитные! Породы абердин-ангус. Их ради мяса разводят. Мраморное мясо считается одним из подходящих для жарки стейков. Элитное мясо и не дешевое.

Ну что ж – раз бродят бедняги с мраморным мясом где придется, никому вроде бы не нужные… Значит – ничьи! Что-то вроде дичи. Предприимчивые граждане стали наезжать в места бродяжничества коров и сафари устраивать. Замечательная добыча!

А тут зима. Все снегом и льдом покрылось. Стали элитные коровы умирать. Кто на месте упал и издох, кто под лед провалился, пытаясь воду добыть, и утоп. Трупы объедали хищники, не брезгующие падалью – собаки, лисы… И вороны, конечно. Пока мороз был, приезжали и люди. Носков их мародерами называет, но, возможно, тут нужно другое слово. Наверное, как и для животных – падальщики. Эти люди срезали с трупов то самое элитное мраморное мясо – кто прямо на продажу, кто на фарш в колбасу и тоже на продажу. Хорошо, что мы живем не в Воронежкской, не в Тамбовской и не в Саратовской областях!

А потом началась весна…

Все растаяло, в том числе и элитные коровьи трупики. Которые, несмотря на элитность, воняют так же, как любые трупы. Трупы в реках, озерах, на полях, на околицах… Везде! И все активно разлагаются! А что будет, когда станет еще жарче?

Жители забили тревогу еще осенью-зимой, когда голодные коровы шатались по окрестностям. Писали тем, кто вроде бы должен отвечать за скотину. Чиновники либо не отвечали, либо врали, что все нормально, мы выезжали на место, пастбище огорожено, еда и вода есть… А что же сейчас?

И кстати, кто за это ответит? За зря потраченные миллионы на закупку элитного скота, за гибель поголовья, за разлагающиеся трупы на полях, за плавающие трупы в воде?

Ну да, Олег Пахолков – депутат Госдумы, ему отвечают. Что мясокомбинат сгорел от короткого замыкания. Что его работников отправили по домам за несколько дней до пожара. Что мясокомбинат был застрахован на 700 миллионов. И что коровы тоже были застрахованы на огромную сумму! Потому что страховка – одно из непременных условий для льготного кредита в государственном банке. Ну а что официальный сайт сельхозхолдинга обновлялся последний раз в июле 2014 года – для этого запросы не нужны, это и так видно.

Кого-нибудь наказали? Как?

Ну, за «ледяной концлагерь» 2012 года не наказали никого: нет состава преступления. А за 2014-15, за 1200 издохших коров – да, сотрудники прокуратуры нашли 2 (два) трупа коров, возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ (нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил). По этой статье предусмотрен штраф для юридических лиц от 10 до 20 тысяч рублей.

Между прочим, у меня, когда я читала историю странствий элитных коров в Воронежской области, возникло чувство гордости. За наш Приморский край. Наши-то элитные завозные коровы таким мучениям не подвергались! В наших реках их вздувшиеся трупы не плавали! У нас тоже, наверняка, чиновники нажились на этой авантюре – но не так демонстративно!

Вот уж точно, как сказал Иосиф Бродский: «Если выпало в империи родиться, лучше жить в провинции, у моря».

Марина ЗАВАДСКАЯ.

Фото Дмитрия Носкова

фото