фото

Когда-то формула квартира-дача-машина почти равнялась советскому пониманию счастья. Теперь к дачам отношение более спокойное. Ведь дача – это еще и проблемы. Есть общие для всех дачников проблемы (например, дороги и охрана), есть более частные, у каждого свои.

Вот у дачников СНТ «Шахтер-2», например, основная проблема – игорная зона.

Не-не-не, они не в бухте Муравьиной, не на мысе Черепахи находятся, а вовсе даже в Артеме. Но так уж получилось…

НА ПОДСТУПАХ

В начале зимы этого года, в марте-апреле, пошел слух среди дачников «Шахтера-2», что рядом с их дачами пилят деревья. Сначала туда поехал дачник Аркадий Хамматов (по паспорту он Ибрагим, но будем звать его так же, как товарищи по СНТ), и ему сказали, что не-не-не, мы вас не трогаем, но вот, если что, телефон начальника.

Через несколько дней встретились Валентина Андрощук (председатель правления СНТ), Аркадий Хаматов и Наталья Бугаец (актив) с пильщиками деревьев. Главный пильщик, то есть представитель подрядчика «Мостострой механизация» (Москва) объяснил, что они (подрядчики) строят дорогу федерального значения Владивосток-Находка по заказу краевого департамента дорожного хозяйства (отдел капитального строительства). То есть не совсем дорогу, она пройдет в другом месте, а это – так, подъездные пути к строительству. Железнодорожные. То есть ваши дачи – не-не-не, под новую дорогу не попадают. Ну так, чуть-чуть, чтоб нам легче к основной стройке добраться.

А документы?

Э-э-э… Ну… Документы… Какие документы? Нас подрядили – мы исполняем.

Последовали жалобы. Краевой департамент сказал, да-да, подрядчику следует привести в законный порядок документы и строить дальше.

А НАМ ТАК УДОБНЕЕ!

Выяснилось практически сразу, что дорога, которую строят, должна вести в игорную зону. И построить игорную зону планировалось к саммиту АТЭС. После саммита прошло уже два года, а игорной зоны так и нет. Впрочем, нельзя сказать, что там конь не валялся. Конь там поваляться уже успел. И попилить тоже. Кого-то там арестовывали, кого-то меняли. Вроде планируют открыть заведение к 2015 году… Или к 2016? И когда откроют? И кого по дороге закроют?

Впрочем, это все отдаленные перспективы. А пока что закрыли дачи. То есть, несмотря на все отнекивания что «вас мы не тронем», однажды Аркадий Хамматов обнаружил, что плодородный слой с его участка снесен бульдозером. Понятно, что все насаждения, включая плодовые кусты и деревья, тоже пропали. А потом участок был засыпан грунтом – насыпь для железной дороги, как и обещали.

В общей сложности сейчас уничтожены дачные участки «Щахтера-2» №№ 6, 9,10, 11, 193 и 194 полностью, участки №№ 8, 14, 169, 170, 171, 172, 173 – частично. Теперь там насыпь для железной дороги, подъездная дорога уничтожена, проложена новая грунтовка, вода заливает все… А ведь в основном это участки – в частной собственности!

Аркадий Хамматов, как первый (или один из первых) пострадавший, обращался в милицию и прокуратуру. И вот что ответили ему из прокуратуры Артема (это разъяснение, как должно быть по закону):

«В ходе проверки установлено, что в целях реализации государственной программы Приморского края «развитие транспортного комплекса Приморского края на 2013-1017 годы» (далее – перечисление приказов, постановлений, распоряжений, статей Земельного кодекса) Департаментом дорожного хозяйства Приморского края ведется строительство автомобильной дороги Владивосток-Находка-порт Восточный.

В настоящее время земельный участок №6 (перечисление выходных данных участка) занят департаментом дорожного хозяйства Приморского края под строительство автомобильной дороги, то есть фактически произведено его изъятие для государственных нужд.

Вместе с тем, в силу абзаца десятого подпункта 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением объектов государственного или муниципального значения, в числе которых названы автомобильные дороги муниципального, регионального или межмуниципального, местного значения, при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

Исходя из положений статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Такое решение органом государственной власти не принято.

Согласно ст. 63 Земельного кодекса изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после: предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются земельные участки, равноценных земельных участков; возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках; возмещения в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.

Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, не позднее чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе путем выкупа земельных участков, должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков».

Такая длинная, но необходимая цитата. В прокуратуру Приморского края прокуратурой Артема был направлен проект представления об устранении нарушений действующего законодательства для внесения директору департамента дорожного хозяйства Приморского края.

То есть дорожные строители уничтожили участок (и не один) просто так, без всяких решений-постановлений.

Вспоминается, кстати, история со строительство дороги как раз к саммиту. В один прекрасный (или не прекрасный – как посмотреть) строители вторглись на территорию Ботанического сада и уничтожили участок – то ли для прокладки труб, то ли для расширения дороги – подробностей уже не припомню. Ботаники возмущались: как же так, без предупреждения, там же уникальные растения! Некоторые владивостокцы их упрекали: чего теперь возмущаться, сами виноваты, надо было договариваться. И тут владивостокцы не правы. Договариваться можно с тем, кто готов договариваться. У строителей же слова «договариваться» вообще не было в лексиконе!

И здесь та же история: нам надо – и мы построим, а на вас плюем.

Всякое событие, особенно нарушение закона, не получившее наказания, произошедшее один раз, имеет тенденцию повторяться, превращается в прецедент. Вот оно и повторилось.

Милиция, конечно, не нашла оснований для возбуждения уголовного дела. И вообще, вам надо – вы и обращайтесь в суд.

Ну, обратились. И вот что решила судья Артемовского городского суда К.В. Кириенко:

«Истцом заявлено ходатайство о принятии мер по обеспечению иска в виде приостановления строительных работ на земельном участке, при этом в судебном заседании, состоявшемся 23.0602014, последний пояснил, что в результате строительных работ его участок полностью засыпан землей – над ним возведена насыпь, то есть дальнейшее проведение работ большего вреда имуществу истца причинить не может.

На основании изложенного, суд отказывает в удовлетворении ходатайства о принятии обеспечительных мер».

Железная логика. Участок уничтожен – так зачем суетиться, что-то там приостанавливать. Все, проехали! Пусть строят.

В ПОИСКАХ ВЫХОДА

фотоДачники судились, естественно, в Артеме.

И вдруг Владивосток потребовал перевести судебное заседание сюда, поближе к краевой администрации. Администрация Артема ведь не передавала дачные участки краю? Не передавала. Ну и все. Пусть край отвечает. В Первореченский суд, чтоб к департаменту дорожного хозяйства поближе

Повестки из Первореченского суда в Артем, естественно, приходят с запозданием или вообще не приходят. Но есть телефон!

В общем, состоялось предварительное судебное заседание. Потом назначено следующее, заседание по существу. Потом оно перенесено на более поздний срок. Потом состоялось, но снова предварительное.

А что делать? Нужды документы из администрации края, а их, судя по всему, до сих пор нет. Как судить? Кого судить? Что решать?

В администрации, в департаменте дорожного хозяйства, тоже, конечно, размышляли. Сделать документы задним числом? Не прокатит, всем уже известно, что их не было и на начало истории, и в ее продолжении. Извиниться и выкупать загубленные участки? Денег жалко! Тем более что сейчас с деньгами проблема.

О! Эврика! Вот же замечательный образец, всем пример – наш президент!

Он же говорил, что в Крыму наших военных не было, это все местная «самооборона» купила форму и оружие в военторге!

Правда, на днях он признал, что это были наши военные… Да наплевать, первое слово дороже второго.

И в Артем летит бумажка от департамента дорожного хозяйства: это не мы! Нас там нет, на ваших участках, это не мы строим!

Замечательная отмазка. И все та же история: если создан случай произошел, он становится прецедентом и может повториться. Вернее – не «может», а повторится.

Ну да, некоторые вспоминают старую латинскую пословицу: Quod licet Jovi, non licet bovi, или по-русски – что позволено Юпитеру, то не позволено быку. Ай, ерунда: при чем здесь древний Рим, у нас XXI век на дворе. У нас такие быки, что тоже могут себе позволить.

А как же закон?

Ну сказанули… Какой закон?

НАС ТАМ НЕТ

И вот наконец в суде дошло собственно до дела. И что же департамент?

Мы у Артема землю запрашивали, говорит. И не налагалась она на ваши участки. Так что никакого изъятия и никакой компенсации не будет.

Кадастровый план? Не, не видели.

Письмо из прокуратуры? Не, не видели.

Из полиции? Не, не видели, ничего не было из полиции.

Мы строим в другом месте.

А железная дорога? Какая железная дорога? Которую на ваших участках построили? Не, не знаю. Это не мы. Зачем она нужна – не знаем.

В общем, в департаменте дорожного хозяйства, как говорится, дурака включили.

А вот с этим осторожней бы. Предупреждал же когда-то Высоцкий: «А вдруг кому-то маска дурака понравится, и он ее не снимет!»