Международный форум «Природа без границ» начинает работу во Владивостоке
Конституция РФ: гражданин РФ имеет право на чистую среду обитания.
«Промышленный рост Приморья тормозит устаревшая система борьбы за экологию»
Виктор Покотилов, бизнесмен
За 2013 год предприятия Приморья выбросили в атмосферу 180 тысяч тонн загрязняющих веществ – столько вмещается в 3 тысячи железнодорожных вагонов. Что еще? Загрязнение рек, озер и моря, в том числе нефтяными отходами. Вырубки лесов и пожары. Угольная пыль в Находке, Славянке, Владивостоке. Гибель рыбы. Загрязнение пляжей. Уничтожение городских парков, скверов и пригородных лесов Владивостока и т.д.
Примеров все больше. Но «Пыль в Приморье создает эрозия почвы, а не промышленность», — так сообщил бизнесмен из Славянки Виктор Покотилов на «круглом столе» (ПримаМедиа). Системы предупреждения и ликвидации экологических ЧП не существует в Приморье, — считают эксперты, а нефтяные сбросы и уголь в акватории Приморья погубят экологию и туризм края, — в этом уверены эксперты и жители.
«Устаревшая система борьбы за экологию» тормозит промышленный рост Приморья», — это мнение бизнесмена Виктора Покотилова, и.о. директора угольного терминала из Славянки.Той самой благословенной Славянки у теплого моря, жители которой выходили на митинги и жаловались на загрязнение воздуха и угольную пыль с угольного терминала. Они, жители, конечно не понимают трудных проблем бизнесменов, которым мешают и митингующие против них жители, и экологи со своими требованиями и протестами, и экологические экспертизы…
Виктор Покотилов — и.о. гендиректора ОАО «ММПТ» (это – угольный терминал) из Славянки.
Он считает, что именно экологи и экологические экспертизы мешают развитию бизнеса. Он уверен, что главными критериями такого «подхода» являются мнения неких «авторитетов», реакция населения и устаревшие нормативы проектирования промышленных объектов.
Он не одинок в своем мнении.
Мощнейшее народное движение 80-90 годов, начало нового века – за чистую среду обитания, за последствия гигантских строек, типа поворотов рек и строительства бумажных комбинатов на чистых водоемах Байкала, движение против строительства нефтепровода по Уссурийской тайге, внедрение более жестких требований к бизнесу, к чистоте вод, воздуха, земли вызвало недовольство бизнеса и постепенное фактическое сокращение прав экологов, экологического образования и т.п.
Недовольство бизнесменов звучит все чаще. Им, конечно же, мешают экологические экспертизы. Потому что им придется под них подстраиваться, как, например, вольным «угольщикам», что надеялись построить открытый угольный терминал в бухте Суходол, а, оказывается, строить придется закрытый и более дорогой… «Саммит под угольной пылью» пока не прошел…
Словом, по их мнению, экономическое промышленное развитие Приморья тормозят во многом именно экологи!
И хотя до высококачественного экологического контроля и требований к бизнесу, госпредприятиям, собственникам нашей стране еще очень и очень далеко, но бизнес считает иначе. А на то, что многие страны, развитые гораздо сильнее нашей (та же Южная Корея), переходят к «зеленой экономике» — их не волнует…
Виктор Покотилов — и.о. гендиректора угольного терминала ОАО «Международный морской перегрузочный терминал» в Славянке, сформулировал требования к экологам, мешающим бизнесу, и, видимо, к Конституции России, и к ее законам. Ведь требование Конституции России: чистая среда обитания!
Требования бизнеса к экологам звучало на круглом столе «Экология и бизнес: от противостояния к взаимопониманию» в преддверии Международного экофорума «Природа без границ».
Экологи и ученые вроде бы констатировали, что бизнес и власть «начинают слушать и слышать экологов Приморья», но бизнес недоволен. По мнению руководителя терминала ОАО «ММПТ», и не его одного, высокие издержки, которые вынужден нести бизнес от выполнения завышенных «субъективных», как они считают, требований, «рожденных» местными органами власти и управления, делают стоимость товаров и услуг заведомо неконкурентоспособной на внутреннем и на внешних рынках. А это для них главное! Какая тут экология, когда главное — уменьшение прибыли!
Потому бизнес против нынешней, по его мнению, громоздкой и неэффективной системы оценки воздействия промышленных предприятий на окружающую среду.
Но главное – против общественной экспертизы, как выразился В. Покотилов, «которая дополняется извращенными в целях и задачах общественными слушаниями и обязательно самостоятельной экологической экспертизой»!
Покотилов говорит: «Охраной окружающей среды в России заняты 14 ведомств. Административно-командные методы регулирования «экологичности» промышленности не способны реально снизить техногенные и экологические риски»….
Государство и бизнес преследуют одну цель – промышленное развитие страны и регионов. Но главное недовольство бизнесмена вызывает то, что Федеральное законодательство не просто сохраняет прежнюю систему, но главное – общественную экспертизу и общественные слушания! «Это не только затягивает сроки реализации проектов, но и требует достаточно серьезных финансовых затрат на эти процедуры», уверен руководитель угольного терминала в Славянке.
Вот! Именно это и есть главное: государство, стараясь соблюсти Конституцию, требует улучшения проектов и повышения их экологичности! А бизнесмен – все про личные финансовые затраты…
Особое недовольство вызывает выделение законодательно в отдельную процедуру экологическую экспертизу, которая, по его мнению, удвоила сроки получения заключений на проектную документацию. «Это порождает невыполнимость требований и, естественно, коррупцию, уничтожает стимулы даже к тем изменениям, которые сегодня возможны и достижимы», — считает бизнесмен. А, может, и вправду он нашел причину коррупции?! В защите природы? В экологии?!
По мнению Покотилова, вместо экоэкспертизы достаточно вести мониторинг, просвещать, учить, как делают «Фонд дикой природы» или WWF, а вот экоэкспертизы (да еще с серьезными специалистами) – вот этого не надо! А то вдруг появится у них «экстремистская направленность»! вроде как у «Гринписа», которая стала инструментом недобросовестной конкуренции, — отметил в завершение своего выступления бизнесмен и руководитель угольного терминала ОАО «ММПТ».