фото

Сейчас всех волнуют цены на еду. Ну, может, не всех, но очень многих. Дорожает ведь! Она и всегда дорожала, но сейчас слишком резко. А почему?

Все говорят: это санкции! А мы добавим: и контрсанкции, а именно запрет на импорт еды и деталей еды из Европы, США, НАТО и далее по списку со стороны нашего правительства. Пусть, типа, они убытки потерпят.

Ну, они-то потерпят, конечно, а что потерпим мы, кто стоит перед колбасным прилавком и видит обычную колбасу, подорожавшую хорошо если всего на сто рублей? Вот сообщение прошло, что в Приморье импорт мяса составлял 60%, а колбасы – 100%... Тоже, кстати, лукавые цифры: не колбасы (ее местные фирмы делают), но некоторых ингредиентов для колбасы. Куры тоже подорожали, хотя уж кур-то…

Собственно, по этой причине «Михайловский бройлер» и решил пригласить на экскурсию по предприятию журналистов. И она состоялась 26 сентября.

Птицефабрика, на которую нас привезли (откликнулись на призыв, кстати, не очень многие, всего человек восемь), расположена в Артеме, точнее, в поселке Заводском, на огромной территории в 171 гектар, можно сказать, в лесу. Григорий Патрушев, гендиректор предприятия, который и проводил экскурсию, сказал, что они специально расположили цеха (их 59 на предприятии) на некотором расстоянии друг от друга и не стали вырубать деревья, чтобы, если в каком-нибудь цеху возникнет зараза, куры заболеют, на другие цеха зараза бы не перенеслась.

По этой же причине перед каждым цехом – ванна с формалином (выглядит как лужа), через которую проезжают машины, обеззараживая таким образом колеса.

Нам показали почти весь производственный цикл кроме инкубатора (там особый режим стерильности) и убойного цеха (на это незачем смотреть). Огромный, в несколько этажей цех комбикормов, управляемый одним человеком: компьютеры – это не только игрушки и соцсети. Огромный цех-ангар, где по полу бегают трехдневные желтенькие цыплята. «Клеточный» цех, где подросшие цыплята содержатся в клетках в несколько ярусов. Желтизна уже исчезла, и появилось несколько «мутантов» с черным, а не белым оперением. Черные цыплята, как объяснил нам гендиректор, никогда не вырастут до размера белых – такова их генетика. Еще один клеточный цех, где цыплят можно уже и курами назвать. И везде – сумрак (куры не любят яркого света), жара (куры любят тепло) и огромные вентиляторы (курам нужен свежий воздух).

И разделочных комплекс, где на специальных «плечиках» движутся ощипанные и потрошеные тушки. Путь у тушек длинный. Некоторых снимают в самом начале, суют в мешочки, заклепывают – и вот готовый продукт. Другие тушки едут дальше. В определенном месте их ждут резаки, и вот дерг-дерг – и дальше тушка едет без окорочков…

Если в цехах с цыплятами мы не видели почти никого (максимальная автоматизация), то в разделке-фасовке народу много. Всего же на фабрике работают 650 человек (надо 800).

Мы спросили у нашего экскурсовода, не предлагали ли работу на птицефабрике украинским беженцам (беженцы – модная тема, многие призывают оказывать им помощь). Предлагали, ответил гендиректор, они не согласны. Им нужна работа в теплом офисе и зарплата не ниже 50 тысяч.

Оно понятно: ехали-то они не в нашу реальность, а в телевизионную. В телике-то у нас все зашибись! А на деле – мы бы сами не прочь зарплату в 50 тысяч, да чтоб не напрягаться. В реальности же… У птичницы «Михайловского бройлера» зарплата 18-19 тысяч, у оператора чуть больше, а до 50 тысяч и у руководства не доходит. И работу не назвать легкой. Впрочем, и зарплату не назвать нищенской, так что ездят на работу и из окрестных сел, и из Владивостока (транспорт есть).

О проблемах «Михайловского бройлера» и ценообразования рассказывал председатель совета директоров Петр Кулаковский.

Рынок продуктов из кур у нас довольно плотный. Помимо «Михайловского бройлера» есть «Амурский бройлер», «Приосколье», а до недавнего времени были и украинские куры. Тут цену не задерешь! Это то, что на рынке и в магазинах. Были и американские окорочка (с них, как вы помните, все и начиналось). В больших магазинах, супермаркетах и гипермаркетах, встречаются куры и из более отдаленного зарубежья.

А ведь, чтобы вырастить куренка, нужно очень многое. И электричество (включая тепло, свет и все, что от электричества работает – все механизмы), и корм (зерно всевозможное, витамины), и массу прочих мелочей, не говоря уж о людях, которые всем этим занимаются.

Напомним, в прошлом году было наводнение. И в Приморье на севере, и вдоль Амура особенно. Смыло много чего, затопило еще больше. Килограмм картошки стоил в Хабаровске 100 рублей, а килограмм курицы – 85. Курам не нужна картошка, но нужны пшеница, кукуруза, соя… И ведь не объяснишь этим курам: зерно подорожало, подождите, мы закупим в другом месте дешевле и накормим вас на следующей неделе. Это знают все, у кого дома есть какое-нибудь животное – от мелкого попугайчика до огромного алабая. Они желают есть каждый день.

В прошлом году «Михайловский бройлер» пять раз снижал цены на свою продукцию несмотря на возросшие затраты. Конкуренция же!

В этом году исчез украинский конкурент – понятно почему. «Михайловский бройлер» повысил цены на свою продукцию до уровня 2012 года. «Мы нескончаемо рады!» — восклицает по этому поводу Петр Кулаковский. Наконец-то они работаю не в убыток, а если цена продержится до Нового года, то и выйдут «в ноль».

Вообще же прибыль в лучшие годы доходит до 4%, и это считается – огого!

А в магазинах наценка на курицу доходит, бывает, и до 60%. И повлиять на это невозможно.

— А что же делать? – спросили мы. – Как улучшить ситуацию?

— Сменить таблички на дверях! – отрезал Петр Кулаковский.

Уточняющие вопросы опередил Григорий Патрушев и разъяснил:

— Ну там – премьер…

Эх! Настанет ли такой день, что ситуация улучшится?