Врио Губернатора Приморского края Миклушевскому В.В.
Председателю Законодательного Собрания Горчакову В.В.
Владимир Владимирович!
Письмо в Ваш адрес от 14.08.2014, касающееся поправок в Налоговый кодекс РФ, связанных с введением налога с продаж и налога на недвижимое имущество для плательщиков УСН, вызвало негодование у ряда предпринимателей.
Взяты за основу расчеты предпринимателей Торгового центра «Универмаг Центральный»:
1. Кадастровая оценка, по нашему мнению, слишком завышена, а это в свою очередь необоснованно сильно завышает налогооблагаемую базу. Помимо этого, в связи с ужесточением законодательства о пожарной безопасности, санитарных норм и правил резко выросла эксплуатационная составляющая. Большие (относительно большие) торговые центры вынуждены тратить много средств на поддержание зданий, систем, коммуникаций, прилегающей территории, необходимо иметь большой персонал, а это заработная плата и соответствующие налоги и т.д.
Только эти расходы вынуждают регулярно пересматривать размер арендной платы. Даже при 1% ставке налога на имущество юридических лиц налоговая нагрузка резко увеличивается. Это неминуемо приведет к тому, что организации, имеющие торговые центры будут вынуждены дополнительно повысить арендные ставки. Как следствие дополнительный налог «ляжет» в ставку аренды, арендаторы также переложат свои возросшие расходы на покупателей и будут повышать цены.
Причем повышение требуется очень значительное. Например, по торговому центру «Универмаг Центральный» при ставке налога на имущество в 1% годовая сумма налога будет соизмерима с годовой суммой налога, уплачиваемого торговым центром по упрощенной системе налогообложения. Таким образом, сумма налогов удвоится!!! При ставке 1,5% — увеличение в два с половиной раза, при 2% — сумма налогов увеличится в три раза!!!
В такой ситуации, с учетом рынка, для компенсации расходов на существенно повышенный налог, необходимо поднять арендную плату, как минимум на 11-12% и это при ставке налога в 1%!!! При 1,5% и 2% увеличить надо еще больше.
Пример. Налог на имущество
при ставке 1% — 1 000 000 руб.
при ставке 1,5% — 1 500 000 р.
при ставке 2% -2 000 000 руб.
Общая сумма налогов соответственно 2 000 000 руб., 2 500 000 руб., 3 000 000 руб.
2. Кадастровая стоимость считается со всей площади помещений в здании. В то же время не все площади используются непосредственно под торговлю или сдачу в аренду. Есть технические помещения, офисные, бытовые, туалеты, проходы и места для отдыха посетителей и т.д. Эти помещения не приносят дохода, но требуют к себе такого же, если не больше, внимания с точки зрения расходов на содержание. И собственники не вправе в принятом подходе к расчету налога на имущество что-то поменять, потому что все это регулируется уполномоченными органами. Пример: ширина проходом в торговом зале должна быть не менее трех метров и эту площадь нельзя занять торговлей.
Получается, что чем комфортней и удобней для покупателей будет торговый центр, тем больше налоговая нагрузка на квадратный метр торговой площади.
3. В связи с повышением налоговой нагрузки придется неминуемо повышать ставку арендной платы. В такой ситуации не все арендаторы смогут работать. Часть людей откажутся от своего бизнеса или будут вынуждены сокращать арендные площади. Все это приведет к тому, что у торговых центров снизятся доходы от основной деятельности, и сами предприниматели-арендаторы свернут бизнес, а это приведет к снижению налогов, которые считаются от доходов (УСН). В таком случае бюджет вряд ли получит дополнительные поступления. Тогда в чем будет смысл этого налога?
4. Многие торговые центры активно участвуют в благотворительности и благоустройстве прилегающих городских территорий. Они на виду и к ним часто обращаются люди за помощью. Социальные, спортивные организации часто получают помощь именно от предприятий торговли. В связи со значительным повышением налогов компании будут вынуждены эту деятельность прекратить. Если бюджет повышает свои доходы, значит, он и должен нести социальную нагрузку полностью.
На чем настаивают предприниматели?
Учитывая опыт Москвы, предлагают:
а) в статье «Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества» установить пределы площади недвижимого имущества как объекта налогообложения, с которого будет взиматься налог — свыше 5 000 кв. м. Иными словами, при наличии общей площади объекта менее 5000 кв. м. арендодатель не платит налог на имущество;
б) в статье «Налоговые ставки» в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым, определяется как их кадастровая стоимость, установить налоговые ставки в следующих размерах:
1) 0,1% — в 2015 году;
2) 0,2% — в 2016 году;
3) 0,3% — в 2017 году;
В такой ситуации все арендаторы смогут работать и вырастут налоговые поступления в консолидированный бюджет.
Лапушкин М.М.
руководитель НП «Лига предпринимателей»
Рисунок krasnoturinsk.bezformata.ru