Да уж, так совпало. США и ЕС объявляют санкции, а тут еще и Третейский суд в Гааге решил: за раздербанивание ЮКОСа Россия должна выплатить бывшим его зарубежным акционерам 50 миллиардов долларов. Суд счел, что Россия нарушила Европейскую энергетическую хартию, и фактически признал банкротство ЮКОСа и последующую распродажу его активов экспроприацией.
Понятно, что платить сразу никто не собирается, есть еще возможность подать апелляцию, на которую дается 10 дней. А потом еще некоторое время (до 15 января 2015 года) «на договориться» с этими акционерами: может, удовлетворяться меньшими деньгами. Ну, насчет «договориться» - это вряд ли. Иск был подан в 2005-м году, и до 2009 Россия могла с акционерами договориться. Но, конечно, не захотела, и в 2009-м началось рассмотрение иска по существу.
Пока что Россия платить не хочет: деньги немалые (больше 10% от бюджета страны), а взять их неоткуда. Ведь бюджет расписан. И без этого иска правительство уже залезло в карман будущим пенсионерам и пустило эти деньги на Крым. По крайней мере, так говорит министр Силуанов.
Может ли Россия надеяться на успех апелляции? Сложно сказать. К тому же, Гаага находится в Голландии, а с момента крушения самолета с голландскими гражданами (в основном), сбитого над Украиной на территории ЛуганДона, прошло слишком мало времени, и общее мнение в мире что Россия приложила к этому руку. Доказать, что к крушению ЮКОСа Россия руку не приложила – проблематично.
Платить наверняка придется. Добровольно, судя по всему, Россия этого не сделает.
Тут следует вспомнить историю со швейцарской фирмой Noga, которая в 1991-1992 годах сотрудничала с российскими властями, поставляя в страну продовольствие.
Наша страна не хотела ей платить, в результате был наложен арест на зарубежные счета Внешэкономбанка, Банка России и внешнеторговых объединений (1993 год), российский парусник «Седов» (2000 год), российские самолеты на авиасалоне в Ле-Бурже (2001 год), коллекцию картин из Пушкинского музея (2005 год). Заплатить пришлось.
Арестовывать есть что. По оценкам экспертов, за границей находится немалая часть золотовалютных резервов ЦБ (по разным оценкам, около $500 млрд), причем в них входят и долговые ценные бумаги, выпущенные нерезидентами, и депозиты на счетах зарубежных центральных банков. А поскольку бывшие акционеры ЮКОСа весьма злы за банкротство своей компании и настроены решительно, арестов зарубежного имущества России не избежать.
Кстати, и товарища Каддафи неплохо бы вспомнить: 100 миллиардов долларов были заморожены на счетах Ливии в зарубежных банках во время экономической блокады режима.
Платить, конечно, будут не те, кто дербанил компанию, платить будут жители России. «Печально, что эта компенсация пойдет из бюджета государства, а не из карманов околовластных мафиози», — говорит Михаил Ходорковский. Он, кстати, в этом иске не участвовал, хотя победе экс-акционеров своей компании радуется. Радуются и остальные экс-акционеры.
Обычным гражданам России следует пересчитать копейки в карманах: скоро их станет меньше. Возможно, на все 50 миллиардов долларов. Но, как говорит Станислав Белковский в «Новой»: «Решение Гаагского суда — значительный финансовый удар, который Кремль нанес себе сам. Расплачиваться за него будут налогоплательщики. Поскольку многие из них проголосовали за Путина, то что же, за все в жизни надо платить, в том числе за лояльность президенту».
Социологи говорят, что рейтинг поддержки Путина в России достиг 85%? Ничем не могу помочь.