Опасный «бизнес» «Роскоммунэнерго»
Четыре года назад из сейфа санатория «Каширские роднички» украли 90 тысяч рублей. Директор «Родничков» Татьяна Романова, прежде чем обратиться в милицию, сообщила о ЧП своему руководству – в холдинг «Роскоммунэнерго» (именно этой сбытовой организации принадлежит санаторий). Оттуда последовало неожиданное предложение: сообщить милиции, что из сейфа украли не только деньги, но и векселя на … сто миллионов рублей…
От столь беззастенчивого предложения Романова категорически отказалась. С этого момента ее жизнь стала напоминать бег по раскаленным углям.
С Татьяной Романовой мы встретились в одной из улочек Старого Арбата.
- Дело не только в том, что я отказалась участвовать в криминальной авантюре, - рассказывает Татьяна. – Насколько я поняла, мне отводилась особая роль в неких сомнительных финансовых схемах холдинга. Не желая иметь ничего общего с делами «Роскоммунэнерго», я заявила о своем уходе из «Каширских родничков». Мне посоветовали не делать этого, а подписывать все, что от меня потребуют. Я отказалась. И тогда представитель холдинга нарисовал перспективы, которые меня ожидают. Сказал, что будут сфабрикованы документы с моими подписями и будут организованы угрозы в мой адрес. Это сделают для того, пояснили мне, чтобы отвести подозрения от холдинга. «А затем тебя убьют», - сказали мне. Я не поддалась на угрозы, ничего подписывать не стала, а из санатория все-таки уволилась.
Неуловимый аноним
- Почему в холдинге именно вас избрали жертвой?
- По образованию я экономист и юрист. Зачем посвящать в тайны кого-то еще, если под рукой уже есть достаточно квалифицированный человек, которым, как им казалось, можно управлять? Это с одной стороны. А с другой, видимо, я должна была стать именно тем человеком, на которого, в случае необходимости, вешают всех собак. Насколько понимаю, именно я должна была бы отправиться в места не столь отдаленные, если бы манипуляциями холдинга заинтересовались правоохранительные органы.
Когда Романову сломить не удалось, началось все то, что ей пообещал представитель холдинга. Прежде всего, банк, аффилированный с «Роскоммунэнерго», потребовал досрочно вернуть кредит, выданный для покупки квартиры. Романова вынуждена была в срочном порядке и задешево продать только что купленное жилье. Но не это оказалось самым неприятным. Ей по телефону, как и обещали, стали поступать угрозы. Звонили с разных номеров. Романова раздобыла их распечатку и попыталась вызвать тех, кто ей звонил. Но все номера оказались неработающими – они не принадлежали никому. Романова обратилась в ОАО «Связьинвест», полагая, что кто-то из сотрудников компании торгует базами данных. Но в «Связьинвесте» провели служебную проверку и исключили такой вариант. «Наличие в предъявленных Вами распечатках ОАО «МТС» нескольких входящих звонков телефонов с индексом 901, - написали в ответном письме компании, - можно объяснить применением злоумышленниками специальной аппаратуры и программ, которые позволяют производить перекодировку или подмену номеров с использованием технологий IP-телефонии. Определить источник анонимных вызовов, поступивших… на Ваши телефоны, техническими средствами ГК «Скай Линк» не представляется возможным».
Интересный ответ. Оказывается, ГК «Скай Линк» не обладает техническими возможностями определить источник анонимных звонков! Что же это за источник такой – могущественный и неуловимый?
Свидетель-мишень номер один
Прежде чем попытаться ответить на этот вопрос, проследим за действиями Романовой после увольнения и получения угроз. Она обратилась в Федеральную службу по финансовому мониторингу, которую в просторечии называют финансовой разведкой. Бывший член правления «Роскоммунэнерго» с бухгалтерской дотошностью и юридической аккуратностью проанализировала деятельность энергосбытового холдинга. И выходило, что многие финансовые операции здесь весьма сомнительны. Выездная налоговая проверка открытого акционерного общества «Вологодская сбытовая компания» установила массу нарушений законодательства. Некоторые из них оказались столь серьезны, что правоохранительные органы вынуждены были возбудить уголовное дело.
Именно после возбуждения уголовного дела Романова и почувствовала мощь людей, интересы которых задела. Каширская милиция (там находится санаторий «Каширские роднички») возбудила уголовное дело в отношении самой Романовой. Зацепка нашлась. В 2010-м департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу проводил проверку соблюдения экологических требований на территории санатория. Обнаружив нарушения, оштрафовал директора на 50 тысяч рублей. Романова уплатила штраф из кассы санатория, а затем, при увольнении, внесла свои 50 тысяч. Этот факт подтвержден бухгалтерской экспертизой.
Казалось бы, никакого повода для возбуждения уголовного дела нет! Но милицейский следователь Ефремова посчитала иначе и объявила Романову в розыск.
Поскольку бывший член правления «Роскоммунэнерго», бывший член ревизионной комиссии ОАО «Вологодская сбытовая компания» и бывший директор санатория особого секрета из своего места жительства не делала, каширские оперативники попытались проникнуть в ее московскую квартиру и выкрасть ее. Говорю «выкрасть» потому, что у сотрудников милиции, как потом выяснилось, на руках не было никаких документов, на основании которых они могли бы задержать Романову и доставить следователю. Романова успела вызвать московскую милицию и та, примчавшись практически мгновенно, прогнала незадачливых коллег прочь.
Уголовное дело, возбужденное в отношении Романовой - тот мощный рычаг, с помощью которого, судя по всему, руководители «Роскоммунэнерго» пытаются воздействовать на главного свидетеля по делу о «Вологодской сбытовой компании». Надо полагать, дело это не ограничится лишь самой компанией. Как показывает опыт, в подобных случаях ниточки махинаций тянутся к различным аффилированным структурам, а это, в конечном счете, может обрушить весь холдинг. Поэтому свидетель номер один автоматически стала и мишенью номер один.
В бой идет каширское ФСБ
- Я обратила внимание на такую особенность, - заметила в разговоре Романова. – Как только в делах энергетиков начинаются активные допросы, обыски, выемки, мне звонит следователь и угрожает посадить.
О том, с какими силами вступила в противоборство Романова, говорит такой факт. Как-то к ней на Арбат пожаловал сам руководитель ФСБ Каширского района Юрий Гаврилин. Крупный чин госбезопасности уговаривал Татьяну отказаться от своих показаний, в противном случае обещал арестовать. Об этом эпизоде Романова вынуждена была проинформировать руководство Главного управления региональной безопасности Московской области.
Засветившийся на Арбате начальник ФСБ, дал серьезный повод заподозрить именно его службу в организации анонимных звонков Романовой с угрозами физической расправы. Ведь кто еще обладает практически неограниченными «техническими возможностями, в том числе с помощью специальной аппаратуры и программ… производить перекодировку или подмену номеров с использованием технологий IP-телефонии»?
Насколько мне известно, факт вмешательства начальника Каширского ФСБ в расследование дела в отношении структурного подразделения «Роскоммунэнерго» никем не изучался и его попытка «нейтрализовать» главного свидетеля никак не отразилась на его служебной карьере.
В обществе мало кто знает о существовании холдинга «Роскоммунэнерго», ныне более известного как «Межрегионсоюзэнерго». Это не «Газпром» и не «АЛРОСА». Но он занимает свою важную нишу в системе отечественного бизнеса. О его положении в иерархии российского предпринимательства можно судить по фигурам, которые имели (и, возможно, имеют) к нему самое тесное отношение. Например, одно время Совет директоров холдинга «Роскоммунэнерго» возглавлял сын влиятельнейшего управделами президента РФ Владимира Кожина. А держателем 90 процентов акций ООО «Консорциум Энергопромфинанс», аффилированного с «Роскоммунэнерго», значится бывшая супруга еще одного могущественного человека – бывшего заместителя руководителя администрации президента РФ, ныне - президента государственной нефтяной компании «Роснефть» Игоря Сечина.
Возможно, именно в этом следует искать завидную активность каширских правоохранителей в отношении свидетеля номер один по делу о финансовых безобразиях в холдинге «Роскоммунэнерго» и странное нежелание разбираться с теми, кто угрожал Романовой убийством. Дело в том, что еще три года назад Татьяна обратилась в местную милицию с заявлением: начальник службы безопасности холдинга Андрей Линкевич (кстати, бывший милицейский оперативник) угрожал физической расправой. С тех пор ее ни разу не допросили по ее заявлению. Наоборот, как утверждает Романова, сотрудники милиции ей самой угрожали, отказывались возбуждать уголовное дело.
Романова передала мне распечатку со своего компьютера – письма, которые время от времени ей присылает бывший милицейский оперативник. Я хотел, было, процитировать кое-что из его писем, чтобы ознакомить читателей с уровнем правосознания и нравственности бывшего офицера с юридическим образованием. Но речь Линкевича настолько пронизана скабрезностью, что ее не в состоянии смягчить никакие купюры. Единственная фраза без примеси мата и пошлостей, которую здесь можно привести: «Я тебя устраню как свидетеля!»
С Татьяной Романовой сегодня действительно может произойти все, что угодно.