Ну вот, закончился, прошу прощения, мундиаль – и все вернулось на круги своя. То есть оно начало возвращаться еще раньше, но робко, а теперь снова расцвело.
Госдума приняла закон о повышении НДС с 18% до 20% и так называемую пенсионную реформу, а попросту – повышение пенсионного возраста – в первом чтении и радостно, со вздохом облегчения ушла на каникулы. А перед уходом (или по случаю каникул) провела пресс-конференцию.
Ну вы знаете, пресс-конференция – это когда приглашенные журналисты задают вопросы. И сколько вопросов разрешили задать присутствовавшим на ней журналистам? Правильно: ни одного. А чего спрашивать, если и так все ясно?
Народ недоволен пенсионным ограблением… но и его никто спрашивает. КПРФ попыталось сделать так, чтобы спросили, но не получилось. Я референдум имею в виду. Не понравился вопрос Элле Памфиловой, нечеткий, говорит. И вообще: зачем спрашивать, квалификация не та. Элла имела в виду, судя по ее объяснениям, авторов вопроса и народ, но я сильно подозреваю, что на самом деле с квалификацией у других персонажей проблемы.
Официальное телевидение старается, разъясняет, как это здорово – работать до смерти… какой в это время начинается у людей жизненный подъем, творческий взлет, энтузиазм и т.д. Спрашивает в основном творческих работников – и это правда, и никто не врет, разве что слегка преувеличивают.
Последнее достижение телевизионщиков – Владимир Познер. В сетях вот Ксения Собчак в том же плане высказалась: вы что, хотите в 55 лет на пенсию? Почему вы так не любите свою работу? Ну, я бы тоже не прочь «поработать Ксенией Собчак», и не я одна такая. И мы бы даже любили эту работу!
Примерно то же говорит Александр Невзоров: «Познер, когда он говорит: «Я не понимаю, как в 55 лет кто-то не хочет работать», то, видимо, думает, что все работают познерами. Когда нужно просто прийти, поулыбаться, коньячку выпить, поговорить и уехать обратно.
Вообще, когда люди удивляются, что кто-то в преклонном возрасте не хочет работать, они забывают о том, что большая часть пашет на чудовищных предприятиях, в антисанитарных условиях, подвергаясь постоянному произволу со стороны работодателей.
И вообще: какое ваше собачье дело — хочет человек работать или нет? Дайте возможность пенсионерам выбирать самостоятельно. Если они могут работать — они будут это делать».
Тем не менее Невзоров тоже за пенсионную реформу. У него такой аргумент: «Я понимаю, как это мерзко и отвратительно. Всё же я — за». И вот почему:
«Пенсионная реформа — великолепный детонатор. Он, конечно, не взорвёт всю систему, но она произведёт некий взрыв, усугубит трещины, которые в системе уже существуют.
Нельзя думать, что система сама добровольно сдастся или сама себя изменит. Никогда такого не будет. Её необходимо умалять. Раскачивать, как лодку».
Ну, Невзоров сам себя называет пиратом и негодяем (он даже лекции читает на тему «Искусство быть мерзавцем»), так что его логика понятна. Он не слишком огорчается, что протесты (а они прошли по стране в прошлые выходные) оказались не слишком массовыми:
«Понятно, что протесты не состоялись и не состоятся. Но такое не прощают и не забывают. И для тех, у кого ещё сохранялись иллюзии относительно сегодняшней власти, эта ситуация просто необходима. Они должны её прочувствовать, они должны счесть её своей. Их отношение к режиму должно основываться на личном переживании.
Пока разговоры о пенсионной реформе представляют собой лишь размышления политиков — это ни на кого впечатления не производит. Только став личным переживанием, ситуация отрезвит людей».
Пока что – нет, далеко не у всех ситуация стала личным переживанием. К тому же – лето, жара, кто на море, кто на дачах – а дачи, с учетом грядущего лишения пенсий многих и повышения цен (в связи с повышением НДС) – условие выживания… Но – да, прав Невзоров, такое не прощают и не забывают. Впереди осень…
А кстати, что это наши власти так озаботились экономией на пенсионерах и повышением налогов (кстати, на днях премьер наш Медведев выступил с новой инициативой: ввести утилизационный сбор на велосипеды), зачем им вдруг так срочно понадобились деньги?
Экономист Сергей Алексашенко предположил, что это из-за того, что Путин (ну или правительство, что одно и то же) пообещал олигархам, попавшим под западные санкции, компенсировать их потери. А как глянули – не хватает… Экономика-то в упадке! Чтоб она стала расти быстрыми темпами, надо дать свободу – а это грех! Вот и кинулись сшибать копейки…
Не стала личным переживанием и ситуация с «экстремизмом», задержаниями, арестами и пытками. Нас же не трогают? Ну и ладно. Да, мы возмутимся словесно, но на митинг по этому поводу? С какой бы стати?
«Тайная свобода», о которой когда-то говорил Пушкин, уже не актуальна. Кстати, только что умерший писатель Владимир Войнович когда-то объяснял, что это такое – тайная свобода (речь о Балканах, Войнович ведь сербско-хорватского происхождения): когда на деревню налетали враги (бандиты или захватчики – неважно), заранее узнавшие о грядущем налете жители спускались в подземелья и скот с собой уводили.
Бандиты наверху бесятся, не обнаружив добычи, а люди сидят в душном подземелье, пропахшем человеческим потом и запахами животных и продуктов их жизнедеятельности, и усмехаются: как мы их обдурили! Мы свободны!
Он, кстати, Войнович, предсказал давным-давно нашу современную жизнь – «Москва 2042». То есть изначально это воспринималось как сатира, но вот – дожили. Как выбираться?
Марина ЗАВАДСКАЯ.