фото

В конце прошлой недели произошло вроде бы знаменательное событие с сомнительными последствиями. Я имею в виду переговоры в Минске насчет мира/перемирия в Украине. Не во всей Украине, понятно, а на территории так называемых ДНР и ЛНР.

Двое государственных лидеров, Обама и Меркель, сновали туда-сюда. То в Москву, то в Киев. То они звонили Обаме (Меркель звонила), то Обама звонил Путину. О чем они говорили меж собою все это время – точно никто не знает. Так, догадки и «инсайд», можно ли всему верить – неизвестно. Но, в общем, в результате, так сказать, в Минске 12 февраля произошли переговоры в так называемом «нормандском формате»: Путин, Меркель, Олланд и Порошенко. Ну и, конечно, Лукашенко как гостеприимный хозяин.

Была у меня возможность посмотреть переговоры (точнее, вокруг переговоров) в прямом эфире, но я решила, что овчинка не стоит выделки, учитывая, что с Москвой у нас разница в 7 часов (мы живем раньше), не говоря уж о Минске, и я легла спать. Оказалось, что это было мудрое решение: 13-го, когда я включила компьютер, переговоры все еще продолжались. Переговорщики еще не выходили к прессе и ничего не говорили. И вообще переговоры продолжались более 14 часов!

Разумеется, в Твиттере к моменту моего подключения уже родилось немало шуточек по поводу столь длительных переговоров: «Переговоры в Минске продолжаются: у Меркель разрядился телефон, Лавров выходил покурить, а Путин – позвонить»; «Путин занял твердую позицию: подряд на восстановление Донбасса должен получить Роттенберг»; «В Минск приехала комиссия Книги Рекордов Гиннеса для фиксации самых длинных переговоров с Россией в одном зале, без предварительных заявлений»; «Лукашенко демонстративно потягивался, зевал, говорил «завтра утром на работу», а гости все не уходили и не уходили...»; «Переговоры в Минске напомнили мне фильм Рязанова «Гараж». Сидят всю ночь. Еще бы ключ от зала спрятать и не открывать, пока не договорятся». Ну и так далее…

События вокруг происходили. Переговорщикам возили кофе на тележках и, вероятно, закуски. Достоверно известно, что Лукашенко угощал Ангелу Меркель драниками. (Это белорусское национальное блюдо из картофеля. Поскольку у меня в роду белорусов не было, о существовании драников я узнала лет пять назад, а попробовала еще позже. Покупала я их в магазине – замороженный полуфабрикат. Последнее время он куда-то исчез, и я решила недавно спросить продавщицу. Оказалось, этот полуфабрикат поставляли нам американцы, так что больше можно не искать. Причуды глобализации!)

Время от времени из переговорной кто-то выходил, и скучающие журналисты гадали: навсегда или покурить. Однажды прошла уборщица, и все снова стали гадать, что происходит.

Тем не менее событий вокруг хватало. Только происходили они не с переговорщиками, а с журналистами. Ну представляете: такая толпа журналистов из разных изданий, из разных стран, и находились они там в общей сложности 17 часов – как тут не произойти событиям? И героями, конечно же, были наши, российские журналисты. Что-то в последнее время с ними (с нами?) произошло. О правилах забыли, о репутации – тоже. И «как слово наше отзовется» не задумываются. Отзывается, как правило, на авторе слова.

Два случая были с телевизионщиками и вопросами не вовремя. Принято же задавать вопросы лидерам стран, да и вообще участникам переговоров во время так называемого «подхода к прессе». Это может быть перед мероприятием, в перерывах или (как правило) после. Но нашим правила не писаны!

В самом начале, когда лидеры стран проходили в помещение для переговоров, вдруг журналист «России-24» прокричал президенту Украины свой вопрос, на который односложно не ответить. Порошенко вопрос проигнорировал, а журналиста вывели.

Второй случай был более красочный. Переговорщики куда-то перемещались и опять же не собирались общаться с прессой. Но тут выскочила журналистка ВГТРК и попыталась задать вопрос не совсем понятно кому. Непонятно – потому что до конца проговорить вопрос и указать адресата ей не дали: какой-то шустрый охранник (скорее всего, гостеприимного хозяина) ловко зажал ей рот и прижал девушку к груди. Ка-а-ака-а-ая картинка!

фото

Тем не менее, эти два случая – спорные. Ну да, неуместное рвение журналистов. Но зажимание рта, хоть и нежное – это как бы… Раньше такая картинка хорошо бы пошла под рубрикой «Их нравы». Посмотрим, что будет сейчас.

Третий случай самый яркий и самый бесспорный. Толпа журналистов бредет куда-то, тут все – и телевизионщики, и газетчики. Камеры у операторов на всякий случай работают. Мало ли что! Такое мероприятие не каждый день случается. Какой-то активный молодой человек (в смысле – очень активно руками машет и сам как-то передвигается туда-сюда) оборачивается к каким-то девушкам и говорит: «Девушки, давайте познакомимся!» И вдруг – «Гав-гав-гав!» Натурально лает, как собака, и бросается на девушек.

Оказывается, это журналист Lifenews. Позже он в свое оправдание говорил, что девушки его дразнили: называли его СМИ Lienews (для тех, кто забыл английский: Life – «жизнь», Lie – ложь). Может дразнили, а может и нет. На видео видно и слышно, как он лает, а вот как его дразнят – не слышно.

Ему так дорога честь Lifenews? Но после его странного поступка не удивлюсь, если Lifenews станут называть Lienews не от слова «ложь», а от слова «лай». Или просто «Гавньюс».

Во всяком случае, к финалу безумной ночи в Твиттере появился вопрос: «А правда, что чувак из лайфньюз залаял на украинскую журналистку, цапнул ее за ногу и сделал лужу? или это уже мифы минской ночи?» Коллега интересовалась, журналистка Ксения Ларина. Да уж… Журналист так защищал Lifenews, что дал повод коллегам, конкурентам, недоброжелателям и просто людям с юмором для безграничного стеба. Не надругаться над этим – себя не уважать!

А переговоры все шли и шли… А журналисты все ждали и ждали… Главное было – присесть где-нибудь, прислониться к чему-нибудь… в случае чего – разбудят. Некоторые еще шутили: «Представляем себе интервью украинского журналиста: «Я спал на полу КМДА, Дома Украины, Межигорья. Но лучшие полы – у вас в Минске». Ползли страшные слухи: «Переговоры продолжатся до тех пор, пока у Лукашенко не кончатся все запасы малинового варенья».

Когда переговоры перевалили за 12 часов, пошел слух, что вот-вот они закончатся, итоговый документ согласован на 80%. Журналистов запустили в главный зал, где планировалось публичное подписание договора о перемирии (или как он там у них назывался). Но время шло, и час и другой, а документ все еще был согласован на 80%.

Немецкие СМИ, кстати, немного рассказали, что было внутри. Ну так, описание со стороны. Ну про их Ангелу нам неинтересно, интересно другое. Путин и Порошенко, пишут немцы, в хороших отношениях: они друг с другом на «ты». Время от времени они разговаривали на повышенных тонах, время от времени выходили вдвоем, чтобы переговорить конфиденциально, и возвращались спокойные.

Ну… А Михаил Задорнов говорит, что американцы тупые! Что в этом случае сказать о немцах? Впрочем, немцам, наверное, простительно: ну не знают они тонкостей русского языка. Но принять вопли в стиле «Ты кто такой!» и «Пойдем выйдем» — это круто. Надеюсь, до мордобоя во время «выходов» «хорошо относящихся друг к другу» Путина и Порошенко не доходило. Но тогда почему они возвращались спокойные?

В общем, когда переговоры перевалили за 14 часов, журналистам объявили о перемене замысла: коллективного подписания итогового документа не будет, общего подхода к прессе не будет, Путин и Порошенко встретятся со своими «пулами», а Меркель и Олланд, возможно, дадут совместную пресс-конференцию – своим.

фото

Сепаратисты, главы так называемых народных республик присутствовали в Минске. Но в переговорах они не участвовали – кто они такие, чтоб общаться с главами государств? Или, как заметил в Твиттере Алексей Венедиктов: «На переговорах о судьбе юго-востока Украины нет лидеров самопровозглашенных республик. Их интересы представляет РФ». И уточникл: «Захарченко и Плотницкого Российская делегация проинформирует о принятом решении. Их согласия не требуется».

Они, кстати, заартачились сначала: не будем подписывать. Но их убедили, что надо, Федя, надо. Говорят, что Путин убеждал. Но, скорей всего, чины помельче. Песков или Сурков (его-то к переговорам допустили). В результате итоговый документ подписала только «контактная группа»: бывший президент Кучма, представитель Европы Тальвини и двое непризнанных глав непризнанных республик. А переговорщики «нормандском формате» не подписали ничего. Ни Путин, ни Порошенко, ни Олланд, ни Меркель. То есть, как выразилась в Твиттере RIP_Новости: «По итогам многочасовых переговоров мы договорились ни о чем. Соблюдать договоренности никто не собирается. Это важный шаг в урегулировании».

Сразу после минской опупеи со всех сторон раздались крики: Путин всех переиграл! В чем именно? А вот.

Во-первых, он пробил блокаду. После Австралии, Блисбена его никуда не приглашали, он стал, честно говоря, изгоем. А тут – приглашают, главы государств приезжают, звонят, разговаривают. Переиграл, точно.

Во-вторых, он ничего не подписал и никаких обязательств на себя не взял. Взяли обязательства (что следует из итоговых документов) – и Порошенко, и Меркель, и Олланд. А Путин – нет.

В-третьих, в этих документах нигде не записано, что российские войска есть на территории Украины. Нету их!

Ну и еще по мелочи, типа отмена очередного витка санкций и отмена поставок американского оружия Украине.

А давайте посмотрим подробнее.

Самые проигравшие, на самом деле, не Украина, как считают многие, а ДНР/ЛНР. Их просто нет в документах. Отныне они зовутся «отдельными районами Донецкой и Луганской области». А поскольку им должен быть придан особый статус, то теперь это ОРДиЛОсОС. Замечательная победа!

Далее. «Заключенные вчера в Минске договоренности доказывают, что Россия напрямую причастна к конфликту на востоке Украины, — пишет «Фонтанка.ру». — Об этом заявляют исследовавшие текст договора сотрудники Института внешней политики Финляндии. В договоре прописано, что тяжелое вооружение должно быть отведено от границ фронта. В этом пункте перечисляются подробно все виды вооружений, и в их числе упоминается реактивная система залпового огня «Торнадо-С».

 

По словам исследователей института, подобных комплексов вооружений нет ни у какой другой страны, кроме России. Если в конфликте применяются «Торнадо-С», то они могли поступить только из России. РСЗО «Торнадо-С» поступили на вооружение в 2012 году, и их не продавали за границу». Украина также, если исходить из документов, обязалась провести выборы в этом ОРДиЛОсОС – по украинским законам, естественно. Но тут уж представители ОРДиЛОсОС постарались, заявили сразу же, что никаких украинских законов, выборы они проведут по своим законам. Так что этот пункт вычеркиваем.

Отвод тяжелого вооружения на сколько-то там километров (неважно на сколько, я и запоминать не стала) – не состоялся и не состоится. Сначала товарищ Захарченко (представитель отдельного района Донецкой области) сказал, что пусть сначала они, а мы постреляем, и если они не ответят, то мы тоже отведем.

А Дебальцево как обстреливали, так и будем обстреливать, это же наша территория (замечательная логика в духе купцов писателя Островского: «Моя дочь! Хочу – с кашей ем, хочу – масло пахтаю!»). А в понедельник и военные Украины сказали: ну раз сепары вооружение не отводят, то с какой стати мы бы это делали.

Кстати о Дебальцево. Это название населенного пункта, а на самом деле речь идет о довольно большой территории. И вроде бы пункт стратегический, перекресток дорог на Луганск и Донецк. Эту территорию заняли войска Украины, а «ополченцы» ОРДиЛОсОС их оттуда пытаются выбить, взять в котел и, желательно, уничтожить. Бои там продолжительные, ожесточенные – и с переменным успехом. Котел никак не закрывается, хотя положение военных, конечно, сложное.

Кстати, на обстрелах со стороны «сепаров» неожиданно и катастрофически спалился фотограф Роман Сапоньков. Он поместил в Ютубе ролик, как эти самые «сепары» стреляют из пушек (это мое дилетантское название, специалисты называют это гаубицей), а он, Сапоньков, фотографирует выстрелы и – смеется. И еще один фотограф рядом тем же занимается.

Вменяемые люди, посмотрев ролик, тут же сказали: каждый выстрел – это возможные разрушения и возможная смерть, это не повод для смеха! Ну и урод этот фотограф ТАСС!

И буквально через несколько часов и ТАСС, и «Раша тудей» сделали заявление: это не наш сотрудник, он так себе, фрилансер, мы, было дело, покупали порой у него фотографии, а теперь – НЕ БУДЕМ! И не пишите, что он наш, это ложь! Второй фотограф, кстати, тоже под раздачу попал.

А санкции все-таки ввели. Ну так себе, запретили въезд в Европу (то есть ЕС) некоторым лицам, среди которых самый известный – Иосиф Кобзон. Теперь он не может посетить своих детей и внуков в Лондоне. И насчет непоставки американского оружия Украине – скорей всего, поставки будут. Все к тому идет.

И самое главное, что было продемонстрировано в Минске всему миру: «сепаратисты», «ополченцы» — это так себе, вроде петрушек. Серьезные люди с ними не общаются, ни на какие переговоры не зовут. Их интересы в Минске представлял президент России Путин. И этим он признал, что Россия – сторона конфликта.

Если это называется «Путин всех переиграл», то что тогда будет называться «Путин проиграл»?

фото