Всех потрясла история с больным раком контр-адмиралом Вячеславом Апанасенко, который выстрелил себе в голову после того, как жена в очередной раз не смогла получить для него морфин. В своей предсмертной записке он написал: «Прошу никого не винить, кроме Минздрава и правительства. Сам готов мучиться, но видеть страдания своих родных и близких непереносимо».
Когда смотришь на фотографию это подтянутого волевого человека, думаешь о том, как действительно надо было измываться над ним и над его семьей, чтобы такое произошло. Когда думаешь о тех людях, у которых нет родных, которые смогут без конца и края обивать пороги кабинетов, становится еще страшней.
Еще меня очень пугает, что виновные снова уйдут от ответственности, а значит, это все будет повторяться снова и снова. Я категорически не согласна с тем, что во всем виноват наркоконтроль и существующие законы. У нас нет проблем с законами, у нас проблемы с их исполнением. А не исполняются они из-за нашей юридической неграмотности, нежелании разобраться и настоять на своем.
Давайте выстроим всю цепочку по порядку: Есть Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Право на получение бесплатной паллиативной медицинской помощи гарантировано статьей 36 этого закона где сказано, что паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.
Статья 4 определяет основные принципы охраны здоровья среди которых: приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, а также доступность и качество медицинской помощи. Очевидно, что в интересы пациента не может входить совершение бюрократических кульбитов для получения того, что ему необходимо и положено по закону. Ну и конечно, если лекарства невозможно получить, то не может быть и речи о качестве и о доступности медицинской помощи.
Та же статья устанавливает ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья. В данном случае речь прежде всего идет о министерстве здравоохранения Москвы и о мэре Собянине, так как именно они отвечают за организацию медицинской помощи жителям Москвы.
В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона.
То есть никакой там приказ Департамента здравоохранения Москвы, который упоминался в СМИ, не может быть основанием для нарушения этого закона.
Кроме того существует перечень наркотических средств, психотропных веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681 и инструкция о порядке выписывания лекарственных средств и оформления рецептов и требований-накладных, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской федерации от 12 февраля 2007 г. № 110
Там и вправду много сложных правил и процедур, оформление множества бумажек. Но здесь встает вопрос: «А почему вся эта волокита, все эти трудности перекладываются на смертельного больного пациента и его семью, а не на медицинских работников и организаторов здравоохранения?»
Есть порядок оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению, утвержденном Министерством здравоохранения РФ от 21.12.2012 № 1343н. В этом порядке предусмотрено создание кабинетов паллиативной медицинской помощи. Кабинет паллиативной медицинской помощи должен осуществлять выписку рецептов лекарственных средств, содержащих наркотические и психотропные вещества.
В функции кабинета входит выписка обезболивающих препаратов. Почему на них не возложена функция сбора необходимых подписей? Почему это должен делать пациент или родственник?
Почему нельзя вменить в обязанности врача и медсестры заблаговременно выписывать рецепт, и, например, доставлять его на дом пациенту, или подготавливать его к приходу пациентов или его родных? И в конце концов, почему нельзя направить пациенту медицинскую сестру, которая приносила бы медицинский препарат с собой, делала укол и уходила, как это делают во многих странах мира?
А этого не происходит потому, что это все требует сложной невидимой организационной работы. Это не Олимпиада в Сочи, и не каток в Парке Горького. За этим нет денег и быстрых политических дивидендов. Поэтому если мы сами не будем требовать, никто ничего никогда по человечески не сделает. Поэтому не надо помогать чиновникам оправдываться, не надо входить в их положение, надо требовать, требовать и еще раз требовать то, что положено по закону. И если проблемы с выпиской лекарств перестанут быть проблемами граждан, а станут проблемами чиновников, они с большим рвением возьмутся за облегчение процедур, отчетности и т.д.
Очень надеюсь, что сайт www.fondzapros.ru, который я сегодня запустила в тестовом варианте, поможет отстаивать права в сфере здравоохранения. Сайт позволяет отправлять жалобы на систему медицинского обслуживания, а также получать правовые консультации в данной области. Жалобы составлены по наиболее частым обращениям граждан, которые поступили в адрес фонда за последние два месяца. Прежде всего, это жалобы на взимание платы, на организацию работы поликлиники, на нарушение сроков оказания медицинской помощи, на удобство и доступность медицинской помощи.
Список жалоб будет постоянно расширяться, а сами жалобы будут дополняться и совершенствоваться с учетом практического опыта и обратной связи с нашими пользователями. В том числе там есть жалоба на отказ в оказании паллиативной медицинской помощи.