17 марта этого года комитет Законодательного Собрания по экономической политике и собственности одобрил законопроект, наделяющий правительство Приморского края правом самостоятельно принимать решения о необходимости проведения общественных слушаний при реализации градостроительных проектов.
Данная норма была федеральной, действовала с 2022 года как временная, что было как-то объяснимо: в условиях СВО вся система власти вынуждена переходить на жесткий режим «команда-исполнение». Демократические институты откладываются, хотя не совсем понятно, какое отношение могут иметь градостроительные нормы на Дальнем Востоке к СВО в Европе?
Но недавно, после жестких дебатов в Государственной Думе, эта норма была закреплена в Градостроительном кодексе (ГрК РФ) как постоянная, и, как утверждают наши депутаты, они просто обязаны привести краевой закон в соответствие с федеральным.
При этом в правительстве края считают, что публичные слушания и общественные обсуждения остаются обязательным инструментом при подготовке проектов и изменений генпланов и правил землепользования и застройки (ПЗЗ). Исключения касаются проектов комплексного развития территорий (КРТ) жилой застройки, предусмотренных стратегическими и программными документами.
Однако, после принятия закона Законодательным Собранием Приморского края, что произошло 26 марта, полагаем, при поддержке губернатора, краевое правительство может решать, в каком случае собирать мнения граждан, а в каком можно обойтись без этого.
Никаких уточняющих формулировок или оснований для отмены слушаний в новом законе нет, поправок к нему на сессии тоже не появилось, порядок не разработан, критерии не указаны.
С марта 2025 г., согласно ст. 5.1 ГрК, общественные обсуждения или публичные слушания должны проводиться как по проектам генпланов и ПЗЗ, так и при утверждении проектов планировки территории, ее межевания, правил благоустройства и выдаче разрешений на использование земельного участка или объекта капитального строительства.
Возможность отмены слушаний, которая реализована принятием законопроекта, по нашему мнению, создает серьезные риски новых конфликтов и социальной напряженности, особенно во Владивостоке и других городах края, которые регулярно возникают в местах точечной застройки и в районе новых жилмассивов на месте городских лесов и скверов.
На наш взгляд, помимо серьезных градостроительных ошибок при неучете мнения граждан, это может привести к огромным неоправданным затратам строителей в случае вынужденной корректировки проектов, реализация которых уже началась.
Озабоченные граждане, годами страдающие от пренебрежения властей их жизненными интересами, считают, что обязательность проведения общественных обсуждений и слушаний по любым градостроительным проектам, зафиксированная в Градостроительном кодексе и других разделах федерального законодательства, является важнейшей основой демократического устройства системы государственной власти в стране; она не может быть отдана на усмотрение региональных исполнительных органов, в рамках муниципальной реформы все чаще подменяющих собой муниципалитеты низового уровня, зависимых от авторитетных бизнес-структур и отстаивающих их интересы вопреки интересам граждан.
Думаем, людям, купившим место во власти, иногда можно не слушать граждан – переживут, но им стоит помнить, что опасно игнорировать Конституцию РФ, которая, вместе с президентом, гарантирует права граждан как единственных хозяев страны. О чем президент не устает напоминать чиновникам всех рангов.
ПКОО «БРОК».
Комментарий
председателя президиума регионального общественного движения по противодействию коррупции в органах государственной власти и органах местного самоуправления в Приморском крае «Хранители Закона» П.М. Довганюка.
«Единая Россия» в Приморском крае во главе с Кожемяко не остановится, пока окончательно не сделает нас абсолютно бесправными?
Уже забыли, как кто-то пытался ликвидировать ООПТ «Лиман р. Раздольная», как проталкивали проект закона, разрешающий упразднять ООПТ? На Второй Речке во Владивосткое уже на месте детского парка строятся высотки?
Кто является владельцами строительной компании, позанимавшей уже все возможные площадки для строительства высотных «человейников»?
А такие как бы депутаты, которые, как мальчики на побегушках, любую просьбу «высоких должностных лиц» беспрекословно выполнят, нужны?
Возможно, они специально нагнетают обстановку в крае для того, чтобы даже наш, давно притихший народ, возмутился?
Ссылаются на федеральный закон? А почему не опротестовали, считаю, антинародный закон на стадии его обсуждения в Государственной Думе?
И кому теперь претензии можно предъявить? Губернатору края Кожемяко? Этим как бы депутатам? А может тем, кто таких навыбирал?
Это письмо прошу считать моим протестом на принятие такого, считаю, антинародного закона и выражаю недоверие тем депутатам, которые проголосовали за этот закон.
Как понимаю, это все члены артии «Единая Россия», ЛДПР, «Справедливая Россия-патриоты-за правду», так называемые коммунисты во главе с Долгачевым, кроме Васюкевича?
После получения моего письма прошу председателя Законодательного Собрания Приморского края Волошко дать команду опубликовать фамилии тех, кто проголосовал за этот, считаю, антинародный закон.
Оцениваю команду губернатора Кожемяко и команду Волошко, как коррупционную.