Организацию питания в школах, детсадах, интернатах и больницах предлагают передать региональным операторам, а полномочия по контролю качества и безопасности данной продукции – Россельхознадзору.
Предлагают реформировать систему социального питания таким образом, чтобы в принципе исключить вероятность попадания недоброкачественных, а значит, небезопасных продуктов на стол школьникам. Сегодня их процент при поставках продукции в соцучреждения остается высоким.
Мясо и молочка – лидеры фальсификации
С начала 2024 года сотрудники территориальных управлений Россельхознадзора отобрали и направили в лаборатории 2371 пробу поднадзорной продукции, поставляемой в соцучреждения. Из них в 435 пробах, а это порядка 18%, выявили фальсификат.
Чаще всего недобросовестные поставщики фальсифицировали мясную и молочную продукцию. «Из исследованных 2180 проб молочной продукции фальсификация выявлена в 388 пробах (17,80%). Доля фальсификации в мясной продукции составила 25,68%.

На что жалуются родители?
Вопросам организации питания в школах уделяется особое внимание. Но жалобы от родителей учащихся продолжают поступать. Самая распространенная – касается плохой организации питания. Об этом говорится в каждом третьем обращении (37%), поступившем в Народный фронт.
«Еще 31% родителей жалуются на некачественную еду и 15% – на плохой состав. Более того, внутри этих жалоб в каждой третьей-четвертой есть упоминание о том, что питание холодное. Дети отказываются есть холодную кашу или холодные первые блюда», – поясняет «ВиЖ» руководитель Бюро расследований Народного фронта Валерий Алексеев.
Среди других проблем, на которые обращают внимание родители, –длинные очереди в столовой и невозможность поесть в течение перемены. Нередки случаи выявления несоответствия в меню, заявленного на сайте и фактического, различий в стоимости, а также в наполнении тарелки для льготников и остальных школьников.
По словам Дмитрия Юрьева, в остальных сферах социального питания наблюдаются аналогичные проблемы. «Задача школ – учить, больниц – лечить, а не заниматься организацией питания», – добавляет он.

Что будем менять?
Для реформирования системы социального питания нужно подготовить ряд законодательных изменений, отмечает Дмитрий Юрьев. «Для начала – определить понятие социального питания. Его не существует в действующем законодательстве», – говорит он.
Далее необходимо создать единые правила для всех участников рынка. «Сейчас мы имеем разрозненный рынок с разными правилами игры и порядком доведения денег, кардинально различным наполнением тарелок даже внутри одного муниципалитета. Минпросвещения отвечает за обеспечение питания в школах и детсадах, Минздрав – за питание в больницах, Минтруд – за питание в домах престарелых и интернатах. Если появится определение соцпита, это позволит заключать региональные контракты не отдельно для каждой из этих трех сфер, а единый для всех», – поясняет эксперт. Сейчас в Совете Федерации создана рабочая группа парламентариев, которая разрабатывает законодательство о социальном питании.
Кроме того, на федеральном уровне необходимо разработать и утвердить стандарт единых требований к поставкам в соцучреждения, включая требования к производству специализированной продукции. Сейчас такие стандарты приняты в ряде регионов, и местные производители выпускают по ним полуфабрикаты для школ и больниц.
При заключении долгосрочных офсетных контрактов на срок от 8 лет бизнес был бы готов взять на себя обязательства по замене устаревшего оборудования в школах. «Бизнес заинтересован навести порядок в этой сфере», – заявил Дмитрий Юрьев.
Работа региональных операторов изнутри
Региональные операторы при организации питания в соцучреждениях берут на себя обязательства по обеспечению качества и безопасности поставляемых продуктов. Гарантировать их можно только во взаимодействии с госорганами – Россельхознадзором и ветеринарными службами регионов, рассказал Тимофей Фионов, гендиректор ООО «Межрегиональная кейтеринговая компания», оказывающего услуги питания школьников в Мордовии. «На каждом нашем складе работает госветврач, который проверяет каждую партию поставляемой продукции. Также мы проводим строгий отбор поставщиков: перед заключением контракта обязательно выезжаем на производство, проводим аудит, сдаем продукцию на анализ в государственную лабораторию. При поставках больших партий производитель перед отгрузкой за свой счет сдает образцы на исследование. После того как продукция попала к нам, мы еще раз берем один образец и сами сдаем на анализ в рамках программы производственного контроля. По договору производитель обязан поставлять нам только качественные продукты. Но, даже если на каком-то из этапов происходит сбой, мы отследим его еще до того, как продукция поедет в школы», – утверждает Тимофей Фионов.
В ООО «А-Групп» пошли еще дальше и в 2020 году построили собственный комбинат по производству полуфабрикатов для школьного питания. На предприятии работают три госветврача, которые осуществляют прием животных, их первичный осмотр, а в дальнейшем и каждую партию товара. Комбинат позволяет решить вопрос с приготовлением еды непосредственно в каждой школе, где пищеблоки рассчитаны исключительно на доготовку, а не на полноценное приготовление еды.
С августа прошлого года компания подключилась к поставкам питания в школы Мариуполя. Опыт работы с полуфабрикатами позволил буквально за месяц выстроить систему питания. В планах – расширить поставки на всю область по мере возвращения детей в школы с дистанционного обучения.
Сейчас, несмотря на то что ответственность за школьное питание по-прежнему возлагается на директора, все организационные вопросы закрывает оператор. «Оператор занимается подбором персонала, его обучением, прохождением медосмотра, приобретением необходимой формы, оборудования, заботится о том, чтобы пищеблок соответствовал всем требованиям СанПиНа. При составлении меню дает рекомендации, учитывая все ограничения и требования, прописанные в нормативных правовых актах, помогает проводить мониторинги с обучающимися и их родителями, контролировать процесс качества приготовления школьного питания. Но самое главное – оператор готов к любому взаимодействию по улучшению услуги школьного питания», – уточняет директор учебного заведения.
Рычаги для наведения порядка
По словам Дмитрия Юрьева, изменения единого стандарта для исключения попадания фальсификата в соцучреждения недостаточно. Реформирование системы общественного питания должно сопровождаться строгим государственным контролем поставляемой продукции в аккредитованных лабораториях. «Информационные системы Россельхознадзора абсолютно точно должны быть подключены к системе поставок в социальные учреждения», – уверен он.
С этим предложением согласны и в Россельхознадзоре. Ранее руководитель службы Сергей Данкверт предлагал для решения этой проблемы внести изменения в законодательство и обязать учитывать при бюджетных закупках прослеживаемость сырья в электронных системах ведомства. Прослеживаемость продуктов «от поля до прилавка» обеспечивает система электронной ветеринарной сертификации «Меркурий». Она же контролирует полноту и достоверность цепочек перемещения продукции, а также пресекает оборот сырья и товаров сомнительного происхождения.
«Мы хотим, чтобы при оплате бюджетных закупок Казначейство России использовало нашу систему, которая передает информацию в том случае, если продукция не имеет прослеживаемости, чтобы платежи до выяснения обстоятельств были задержаны. Нужно не просто изымать продукцию, а делать так, чтобы она не оплачивалась», – пояснил глава Россельхознадзора.
По словам Сергея Данкверта, это серьезные рычаги, с помощью которых можно очень быстро навести порядок в существующей системе.
В Союзсоцпите предлагают ввести практику аккредитации поставщиков для соцучреждений. А в качестве примера использовать алгоритмы по аккредитации производителей, желающих экспортировать свою продукцию.
«Производственные площадки должны проверяться, прежде чем они получат право поставок», – не сомневается Дмитрий Юрьев.
Тех, кто попался на фальсификате продукции, нужно вносить в черные списки. Причем делать это не только в отношении компаний-однодневок, но и их учредителей. «Совокупность этих мер поможет нам выстроить систему недопущения поставок фальсификата в сферу социального питания», – резюмирует эксперт.