В Токсово возобновилось полицейское преследование активистов, борющихся с захватами берегов.
10 сентября, в четверг, в следственное управление Всеволожского УМВД для очной ставки вызван активист движения «Против захвата озер» Илья Пинигин. Очная ставка состоится в рамках возбужденного еще в 2018 году, но недавно возобновленного уголовного дела по ст. 115 ч. 2 п. «в».
Дело посвящено акции по демонтажу незаконных заборов на озере Лассылампи в Ново-Токсово, проведенной жителями 11 августа 2018 года. Это была рекордная акция по количеству участников – 70 человек.
До этого надзорные органы показали полную неспособность бороться с берегозахватами на Лассылампи: прокуратура прислала ответ, что забора-де не существует, потому что перед этим хозяева успели на два дня убрать его, зафиксировать это и поставить снова.
Терпеть эту наглость больше не было сил. 11 августа жители собственноручно спилили забор гендиректора «Первой мебельной фабрики» Александра Шестакова и председателя ТСЖ «Нежность» Владимира Мутохина.
Именно Мутохин все годы борьбы вел себя наиболее агрессивно: за год до того его сын Леонид и жена Татьяна, используя овчарку, напали на одну из местных активисток за то, что она посмела привезти на их берегозахват съемочную группу НТВ. Несмотря на то, что полиции были представлены все необходимые доказательства, включая фотофиксацию произошедшего, в возбуждении уголовного дела было отказано.
11 августа 2018 года Мутохины продолжали вести себя «в своем репертуаре». Владимир Мутохин пытался натравить на демонтажников все ту же овчарку. Его младший сын Евгений напал на активистов и сломал палец одному из них. В ходе потасовки он оказался в кустах, где поцарапался ветками.
Стоит ли говорить, что жалобы жителей опять были проигнорированы, а по заявлению Евгения Мутохина возбуждено уголовное дело? Он обвинял участников акции в том, что они напали на него и избили.
Впрочем, дело было приостановлено в декабре 2018-го: ни одно из видео, снятое в тот день (на акции присутствовали 3 телеканала) не показало состава преступления. Однако отомстить было нужно. Ибо впоследствии, под давлением токсовской администрации, надзорных и судебных органов, Мутохины все-таки вынуждены были освободить береговую полосу.
В итоге Мутохины добились возобновления дела, и сейчас следственные органы старательно ищут «виновного». На днях уже были допрошены Илья Пинигин и токсовские активисты Диляра и Александр Новопашины. Но, похоже, на роль «злодея», зверски избившего берегозахватчика, следственные органы определили Илью Пинигина.
Дело в том, что в прошлом у него уже был опыт участия в успешном (!) спасении природной территории от захвата ценой уголовного дела, возбужденного против него. В 2013 году он блокировал попытки незаконной застройки Кезевского лесопарка (пос. Сиверская, Гатчинский район). Впоследствии Росимущество в суде доказало незаконность действий застройщиков, и большая часть захваченного участка была возвращена в лесной фонд.
Однако, защищая, как теперь уже доказано в суде, захваченное госимущество, Илья вынужден был вступить в драку с экскаваторщиком. Последний добился возбуждения подряд двух уголовных дел. Лишь последовательные амнистии спасли Пинигина от унизительного клейма судимости. Одно из дел было прекращено прямо в суде.
Все мы знаем, как трудно противостоять наглости земельных рейдеров. В их распоряжении априори больше ресурсов, чем у природоохранного актива. И пусть даже потом суд десять раз докажет незаконность их действий, лес к тому времени давно будет вырублен, а берега – застроены коттеджными поселками.
А то, что построенное у нас никогда, ни по каким решениям судов, не сносится (в Ленинградской области не было случаев исполнения судебных решений о сносе незаконных капитальных строений на территории лесного фонда или на берегах водоемов) – об этом напоминать, думаем, не надо. Поэтому единственный способ пресечь нарушение закона – это остановить захватчиков здесь и сейчас. Либо, как в случае с акцией 11 августа 2018 года – просто физически снести незаконный забор, которого, как утверждала прокуратура, и вовсе не существовало.
Но это значит – принести себя в жертву, потому что потом закон запросто может обрушиться на тех, кто защищал его же.
На видео с акции хорошо заметно, что все участники в лучшем случае пытаются защищаться от агрессивного Мутохина. При этом они как раз дерутся слишком мало, опасаясь превысить пределы самообороны, и эта безнаказанность в итоге позволяет Мутохину сломать палец одному из жителей.
Но так как обвинить в избиении Евгения Мутохина ни пенсионеров Новопашиных, ни Ирину Андрианову (еще одна участница акции, которой тоже пришла повестка) не получается, то жертвой на заклание избран тот, кто единственный умеет физически постоять за себя – Пинигин.
Сейчас Илья находится в сложной ситуации: в четверг ему предстоит очная ставка с Мутохиным. Никаких свидетелей со стороны токсовского актива на ставку не пригласили. Пока он находится в статусе свидетеля, но мы очень опасаемся, что следователь постарается переквалифицировать его в обвиняемого. Илье нужен адвокат.
Просим тех, кто обладает соответствующей квалификацией, откликнуться и помочь делу борьбы с незаконными берегозахватами.
Илья Пинигин,
Диляра Новопашина.
Санкт-Петербург.
Фото авторов.