фото

Они позволяют калечить и лишать жизни наших детей

Председателю Следственного комитета Российской Федерации А.И. Бастрыкину

Мы, учредители региональной общественной организации помощи потребителям медицинских услуг «Астрея», поднимаем вопрос о решении острой, социально значимой проблемы, которая касается каждого из нас.

Истории женщин, которые в той или иной степени пострадали от действий медицинских работников родильных домов, то и дело будоражат общественность.

Эксперты «в доску» свои

Для данной категории правонарушений ввели термин «ятрогенные преступления», т.е. действия либо бездействие медицинских работников, которые повлекли за собой причинение вреда здоровью пациента или смерти. Правоохранители относят эту категорию уголовных дел к сложным, трудно раскрываемым. Это происходит потому, что основным доказательством по делу является судебно-медицинская экспертиза, которую проводят коллеги самих подозреваемых.

Судебно-медицинские эксперты, в свою очередь, понимая последствия своих выводов, зачастую делают их неоднозначными и уклоняются от точного ответа на поставленные вопросы, а то и вовсе искажают факты, противоречат научным данным, вводя следствие в заблуждение.

Да и следователь в большинстве случаев не подходит критично к изучению выводов экспертного заключения, безусловно принимая его как достоверное, допустимое доказательство, без соответствующей оценки.

15 уголовных дел

Мы сами являемся потерпевшими, наши дети погибли, считаем, считаем, из-за дефектов оказания медицинской помощи, допущенными врачами акушерами-гинекологами во время родов.

Представляем интересы потерпевших по пятнадцати уголовным делам, где женщинам во время беременности и родов была оказана медицинская помощь с дефектами. В результате дети становились инвалидами, либо вовсе погибали в ранний или поздний неонатальный периоды, либо гибли во время рождения из-за асфиксии, родовых травм.

Мы постоянно и повсеместно сталкиваемся с нарушением законных прав потерпевших, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, со стороны сотрудников следственного комитета при производстве уголовных дел.

С волокитой, не связанной со временем производства судебно-медицинских экспертиз. С необоснованными прекращениями производства уголовных дел, с приостановлением производства по уголовным делам, когда по факту следственные действия продолжаются.

Это порочная система, которую необходимо комплексно менять, т.к. виновные лица уходят от уголовной ответственности в связи с тем, что сроки давности привлечения к уголовной ответственности истекают.

Следователи знают, как дело развалить

По нашему мнению, следователи следственных отделов по Приморскому краю недобросовестно относятся к своим должностным обязанностям. При получении экспертных заключений с сомнительными выводами либо выводами, противоречащими фактическим и научным данным, нормативным актам, полагаем, осознавая это в силу своего образования и специализации, спешат выносить постановления о прекращении уголовных дел.

При назначении экспертиз нарушается закон о государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации, следователи задают, а эксперты отвечают на правовые вопросы, дают оценку проведенным ранее экспертным заключениям, что является исключительно компетенцией следственных органов, прокурора и суда.

Объективных, принципиальных, честных экспертов «отфильтровывают»

Следователи назначают повторные экспертизы при достаточной ясности и полноте исследования, если экспертизы приходят «положительные», с наличием множественных дефектов и установленной прямой причинно-следственной связью между ними и тяжкими последствиями. Ходатайства потерпевших о производстве экспертиз в конкретных экспертных учреждениях с привлечением специалистов не удовлетворяют.

Считаем, следователи выработали практику и направляют материалы уголовных дел в те экспертные учреждения, где пишут «нужные» экспертизы. При этом, эти учреждения не являются государственными и даже экспертными учреждениями.

По ряду уголовных дел выносили постановления о назначении экспертиз и отправляли материалы уголовных дел на производство экспертизы, не ознакомив с постановлением о их назначении ни потерпевших, ни нас – их представителей. Таким образом, права потерпевших, предусмотренные уголовно-процессуальным кодексом, реализовать мы не могли. Ознакомление с постановлениями происходило фактически спустя месяцы от начала производства экспертиз.

Группировка приморских экспертов!

По пяти уголовным делам, расследуемым в следственных отделах городов Уссурийска, Артема, Находки, Владивостока, нами были заявлены ходатайства о производстве комиссионных судебно-медицинских экспертиз в КБУЗ Приморское краевое «БЮРО СМЭ» с привлечением в качестве судебно-медицинского эксперта Тупикова А.Е., начальника Уссурийского межрайонного отдела ГБУЗ Приморское краевое «БЮРО СМЭ», которые были удовлетворены следователями в полном объеме. Материалы уголовных дел были направлены в экспертное учреждение для производства экспертиз.

Далее, от начальника Приморского краевого «БЮРО СМЭ» Голубевой А.В. и руководителя отдела «сложных экспертиз» Дмитриевой О.А. стали поступать заявления в следственное управление и следственные отделы по Приморскому краю о том, что в их экспертном учреждении длительное время по «ятрогенным преступлениям» плодотворно функционирует рабочая группа, в состав которой эксперт Тупиков А.Е. не входит, с перечислением конкретных судебно-медицинских экспертов и привлекаемых специалистов.

Вашего эксперта не допустим в комиссию!

И категорически отказывались включать судебного эксперта Тупикова А.Е. в состав комиссий. Так по двум проведенным экспертизам «плодотворной группой» эксперт Тупиков А.Е. не привлекался при наличии удовлетворенных ходатайствах о включении его в состав комиссии, о чем нам стало известно только на стадии завершения производства экспертиз.

При этом одно уголовное дело было прекращено на основании полученной судебно-медицинской экспертизы с нарушением уголовно-процессуального законодательства, как мы считаем.

Руководителя И.О. Любченко освободите от должности!

В следственном отделе по Первомайскому району г. Владивостока, руководителем которого является И.О. Любченко, при проведении служебной проверки были выявлены множественные нарушения, допущенные при проведении и организации предварительного следствия по четырем уголовным делам, по которым мы являемся представителями.

Так что потом эти уголовные дела были переданы в производство следственному управлению по Приморскому краю. И решено рассмотреть вопрос о привлечении Любченко И.О. к мерам дисциплинарной ответственности в виде замечания.

По одному из уголовных дел была проведена отдельная служебная проверка по факту утраты всей медицинской документации и гистологических препаратов в связи с ненадлежащей организацией руководителем следственного отдела Любченко И.О. выполнения требований Инструкции, отсутствием контроля при передаче уголовного дела. При этом никакой, в том числе дисциплинарной ответственности, он не понес.

По данному факту на личном приеме у и.о. руководителя следственного управления по Приморскому краю В.В. Фомина нами было подано заявление о возбуждении уголовного дела.

Пропавшие документы и препараты нашли в камере вещдоков

Через два месяца после возбуждения уголовного дела и через полтора года после утраты медицинских документов и гистологических препаратов руководитель следственного отдела по Первомайскому району г. Владивостока И.О. Любченко, после проведения двух служебных проверок и следственных мероприятий по розыску вещественных доказательств, обнаружил их в камере хранения вещественных доказательств и добровольно сдал их. После чего уголовное дело было прекращено, И.О. Любченко от какой либо ответственности в очередной раз ушел.

Мы неоднократно обращались на личном приеме к заместителю руководителя следственного управления по Приморскому краю К.С. Пересыпкину и и.о. руководителя следственного управления В.В. Фомину о недопустимости нарушения прав потерпевших при производстве уголовных дел, также обращались через интернет-приемную. Но каждый раз получали, по нашему мнению, необоснованные, несвоевременные, незаконные ответы.

Контроль СК РФ: все жалобы вниз, тем, на кого жалуетесь

Все ответы были нами обжалованы в следственный комитет Российской Федерации через интернет-приемную, которые каждый раз, считаем, незаконно спускались заместителем руководителя отдела процессуального контроля за расследованием преступлений, совершенных несовершеннолетними, и в отношение несовершеннолетних, управления процессуального контроля за расследованием отдельных видов преступлений Ю.С. Коваль в следственное управление по Приморскому краю. При этом практически все уголовные дела, по которым мы являемся представителями, находятся на контроле в Следственном комитете РФ.

В обращении в Следственный комитет Российской Федерации от 13.03.2020, которое было зарегистрировано через интернет-приемную за номером 696264, но не зарегистрированого сотрудниками СКР мы подробно описали все нарушения, содержащие, по нашему мнению, признаки должностных преступлений следователей следственного управления по Приморскому краю.

Коронавирус закрыл доступ к правосудию

На данный момент на территории Приморского края с 31.03.2020 введен режим полной самоизоляции. В связи с этим проведение следственных и процессуальных мероприятий с участниками уголовного судопроизводства по уголовным делам, находящимся в производстве, становится затруднительным, а в некоторых случаях – невозможным.

В сложившейся ситуации с режимом самоизоляции потерпевшим доступ к правосудию закрыт, поскольку вход в следственные отделы ограничен, следователи принимают ходатайства, жалобы посредством электронной почты, но не регистрируют их. В установленном законом порядке срок ответы на ходатайства и жалобы мы получить не можем.

И «под шумок» закрываются уголовные дела

На фоне этого выносятся постановления о прекращении уголовных дел, обжаловать которые в данной ситуации невозможно.

Просим Вас лично, провести комплексную служебную проверку сотрудниками Центрального аппарата СК России по факту, считаем, незаконных действий, бездействия, нарушения уголовно-процессуального законодательства, прав потерпевших следователями СУ СК России по Приморскому краю.

По всем перечисленным уголовным делам №№11902050009000074; 1180205000400008; 11902050004000004; 11902050004000003; 11902050007000004; 11902050005000020; 051521; 059021; 605421; 118020500020000070; 11902050008000077; 11902050010000102; 11902050010000116; 11902050007000060; 11902050001000043.

Мы являемся представителями потерпевших, по которым готовы предоставить полную информацию, свидетельствующую, по нашему мнению, о фактах нарушения прав потерпевших при производстве предварительного следствия.

Председатель и руководитель общественной организации «Астрея»

Елена ШУБИНА.

Елена ДЗЕМА

Рисунок Comicsia.ru