"Российские пенсионеры живут очень скромно - многие не могут позволить себе лекарства, не говоря уже об отпуске. Частные инициативы хотят им помочь, но сталкиваются с недовольством Кремля", - пишет немецкое издание Frankfurter Allgemeine Zeitung.
"Перед кафе на окраине Москвы образовалась очередь, - повествует журналистка Катарина Вагнер. - Три десятка пенсионеров терпеливо ждут на зимнем морозе: женщины в пальто пастельных цветов, мужчины в черных куртках и кожаных кепках. Каждые пару минут, когда снова открывается дверь и дружелюбный молодой человек приглашает нескольких пенсионеров в "Добродомик", очередь немного продвигается. По будням пенсионеры могут пообедать в этом кафе бесплатно".
Александра Синяк, основательница кафе, помогает раскладывать по тарелкам гречневую кашу, котлеты и кетчуп. Вместе с мужем они управляют двумя "Добродомиками" в Санкт-Петербурге, одним в Оренбурге, в ближайшее время откроется и кафе в Новосибирске. Утром и вечером заведения работают как обычные кафе и открыты для всех. Финансируются они преимущественно пожертвованиями.
"Публика в Москве, говорит Александра Синяк, сильно отличается от посетителей в Санкт-Петербурге или Оренбурге. Для людей, проживающих в столице дольше десяти лет, пенсия в среднем составляет 280 евро в пересчете на европейскую валюту, что на 75 евро больше, чем в остальной стране. В России это большие деньги. Дополнительно столичные пенсионеры получают много льгот, например, на посещение музеев, некоторых театров и бассейнов; они бесплатно ездят на общественном транспорте".
"В "Добродомике" быстро понимаешь, что даже привилегированным московским пенсионерам тяжело сводить концы с концами. Большинство россиян живут в собственном жилье и не должны платить за его аренду. Еды также им хватает, рассказывают гости. Но проблемой являются лекарства и расходы на лечение: государство обеспечивает лишь самым необходимым; даже в государственных поликлиниках приходится платить, если не хочешь неделями ждать приема у врача. Когда выписывают лекарства, пациенту зачастую приходится выбирать между бесплатным российским препаратом с побочными действиями и неясным эффектом и более качественным, но дорогим импортным лекарством", - пишет издание.
"15% семей, состоящих только из пенсионеров, не хватает денег на лекарства, говорит Елена Гришина, долгое время изучающая тему бедности в России в Институте социального анализа и прогнозирования РАНХиГС. По ее словам, 64% таких семей не могут позволить себе одну неделю отпуска в году, а 29% не имеют возможности есть фрукты круглый год".
Объявленное летом 2018 года повышение пенсионного возраста стало проверкой на прочность их верности режиму, но сейчас пенсионную реформу уже не обсуждают в таком масштабе. "Тем не менее, она способствует растущей подавленности многих россиян, чьи условия жизни ухудшаются уже много лет", - говорится в статье.
"Разочарование чувствуется и в "Добродомике". Например, когда речь заходит о том, как живут пенсионеры в других странах. Один посетитель, который раньше работал в гостиничной отрасли и поэтому мог ездить за границу, рассказывает об одном знакомом из Германии: он, по его словам, едва ли может ходить, но, несмотря на это, раз в год ездит на Канарские острова - вот как должны жить пенсионеры! В России пожилые люди, которые больше не могут нормально ходить, по возможности остаются дома. Во многих простых домах советской постройки нет лифтов, а на улице на пути людей с ходунками оказываются высокие бордюры или ступени подземных переходов".
Катарина Вагнер, Pressa, (в сокращении).