Администрация: «Мы не знаем, что делать с жильем»
Валентина Исаева находится в таком сложном положении, что голодает в администрации Шкотовского района. Как она говорит, голодовку начала в пятницу, звонила в редакцию в понедельник, заявив, что до сих пор не принимает пищи.
– Как ко мне здесь относятся? Как к врагу. Как будто я кого-то убила. Как будто я преступление совершила. А мне нужна помощь, – говорит Валентина Игнатьевна.
Как она рассказывает, в пятницу она сидела в администрации Шкотовского района, ее оттуда выгнали, выгнал из своего кабинета и глава администрации Михайлов, однако разрешил «бастовать» в самом здании.
Не так давно Валентине Исаевой еще было, где жить. Она занимала чужую жилплощадь, как говорит, с согласия одного из наследников и администрации.
– Это была квартира, пустующая лет 50. Окна забиты фанерой, туалета не было — ставила сама. Я в этой квартире сделала ремонт, прожила там четыре года, – вспоминает наша страдалица.
Она не претендует и не претендовала никогда на это жилье — знала, что живет у чужих людей. «Ни дня просрочки», – так серьезна она относилась к коммунальным платежам. Аренду она не платила. И, единственная претензия к хозяевам, – слишком безжалостно выселили. Пришла собственник, стала кричать. В пятницу пришла, в понедельник — с полицией: «выметайся на улицу». Найти другое жилье времени не было. Часть вещей до сих пор находятся на лестничной площадке.
Валентине Игнатьевна говорит, что много лет стоит в очереди на получение жилья Владивостока. Была в очереди 85-й, сейчас 820-я, потому что очередь перемешали. Куда ни обращалась – президенту, в мэрию... Да везде ответ один.
– Как будто все сидят в одном кабинете, и пишут один ответ. «Нет средств», – говорит Исаева.
Нормального жилья ей не обещают — домик с печным отоплением. Но... ей уже 75 лет. Колоть дрова, заготавливать воду... Она не сможет.
– Даже временно я не могу согласиться на такое жилье. Вы ведь знаете, у нас все временное становится постоянным, – говорит Исаева.
Приходили к «бастующей» из следственных органов, советовали ехать в Москву, что-то добиваться у президента. Правда, не сказали, на какие деньги.
Валентина Исаева остановилась у знакомых в Подъяпольском сельском поселении. Куда она пойдет, пока никто не знает.
Комментирует Ольга Шевченко, руководитель аппарата администрации Шкотовского района:
– Сегодня (мы говорили во вторник, – прим. авт) она не приезжала в администрацию района. Я сегодня разговаривала с главой Подъяпольского поселения. Он говорил, что планировал к Валентине Игнатьевне пойти, у него есть предложения по поводу предоставления жилья. Какое конкретно жилье предлагает поселение, я сказать не могу. Ситуация с жильем в поселении сложная и сложной была всегда. И с того момента, когда она в первый раз туда приехала, ничего никогда не было построено. Какой-то дом там возводится, но он пока еще не сдан в экспуатацию. На протяжении более 20 лет в поселении ничего не строится, поэтому о каком предоставлении благоустроенного жилья может идти речь?
– В районах, не только в Шкотовском, масса пустующего жилья...
– Часть приватизирована, часть — в собственности у людей. В муниципальной собственности остается минимум, и тот уже занят. Если бы Исаевой не предоставляли жилье, имея его в собственности, тогда можно сказать, что администрация нарушает законы и ущемляют права человека. Но, когда его нет в принципе...
– Мне известна ситуация по краю. Очень много незанятого жилья. Во Владивостоке, кстати, масса людей, которым необходимо любое жилье, хоть где в крае. Пытались как-то договориться с собственниками?
– Конечно, поселения в этом плане работают. Жилье может быть забито досками, закрыто на замок, и мы такую квартиру не можем никуда деть, потому что она в чьей-то собственности, а собственника нет. Эта проблема, действительно, не только в нашем районе — она везде. У нас район состоит из ряда поселений. Они раскиданы. Конечно, ситуация по жилью везде разная. Валентине Игнатьевне неоднократно предлагали жилье в разных поселениях, когда там оно освобождалось. Ей хочется жить именно Подъяпольском поселении и все. Но на хотелки есть и реальная ситуация.
В общем, ситуация понятна. Людей, попавших в такую ситуацию, как Валентина Игнатьевна — пруд пруди. Жилье в поселках ветшает и рушится. Восстанавливать его некому, обживать — тоже. Денег на это, я знаю, как скудны бюджеты поселений и районов, попросту нет. Собственник, как я полагаю, иначе не бывает, должен платить коммуналку. А она у нас ого-го. Замкнутый круг. Люди будут бичевать, дома — разрушаться, собственники – нести лишние траты. Города – задыхаться от народу, районы — пустеть, потому что некому там жить и работать. И все будут несчастны. У меня предложение. Что, если в этом году выделить небольшую для краевого бюджета сумму. Например, миллиард. Выкупить на эти деньги в собственность местных администраций какое-то количество копеечного поселкового жилья и просто отдать тому, кому вообще негде жить? Не захочет взять? Значит, не так нуждается в крыше над головой, как говорит. А ведь найдутся люди, которые примут эту помощь, будут благодарны и переедут. А, если в районах появятся люди, там начнет появляться все. Задумайтесь над моим предложением. Такая тупиковая ситуация. И такой простой выход.