Члены коллектива КГОКУ «Детский дом п. Славянка» пожаловались в прокуратуру района на нарушения их трудовых прав и нарушения в отношении воспитанников.
В «АВ» обратились люди, имеющие отношение к Детскому дому поселка Славянка. Они объяснили, что в январе в учреждении был создан профсоюз. Работникам не нравились некоторые вещи. Например, то, что в Детском доме работают родственники, на тот момент, директора Светланы Кордонской. Некоторые считали, что существует дискриминация в отношение тех, кто «приближенными» не является. В частности, они подозревали, что несправедливо распределяются денежные средства в учреждении.
Пять членов коллектива написали жалобу в прокуратуру Хасанского района и депутату Зак. собрания. Депутат переслал жалобу в департамент образования, откуда пришла отписка. А прокуратура отреагировала очень интересно. Пишет заместитель прокурора Хасанского района Варавенко:
«11.10.2008 произошел несчастный случай со смертельным исходом с воспитанником детского дома …, в связи с чем, прокуратурой района в адрес директора детского КГОКУ «Детский дом п. Славянка» вносилось представление по факту ненадлежащего контроля за воспитанниками детского дома... В настоящее время, какие-либо материалы проверок ... не сохранились, нарушений при уничтожении материалов доследственной проверки, проводимой по данному факту, не установлено».
Далее зампрокурора отвечает на жалобу коллектива о применении физического насилия к двоим воспитанникам. Дескать, это они так игрались, вследствие чего оказались в больнице. Дальше зампрокурора пишет:
«Расследование несчастного случая, произошедшего с …, не проводилось, в связи с чем прокурором района директору детского дома было вынесено представление».
Прокуратура установила, что дети из этого детского дома передаются в семьи граждан и нарушений в этих моментах не выявлено. Однако, на момент проверки, в детском доме длительно отсутствовали два мальчика. Руководство местонахождение мальчиков не устанавливало, в правоохранительные органы не обращалось. В связи с этим прокуратура вынесла предписание.
Также отсутствовало пять девочек — они были в гостях, так как их отпустила директор. Законных оснований передавать этих девочек в семьи у директора не было, в связи с чем хасанская прокуратура направила в краевую проект предписания. Далее зампрокурора устанавливает:
«... на должность педагога дополнительного образования назначена Кордонская О.А., на должность инструктора по труду – Кордонский В.В. Однако, в силу Приказа Минздравсоцразвития …, данные работники не имеют соответствующего образования для осуществления трудовой деятельности на данных должностях».
Также хасанская прокуратура установила, что один из воспитанников необоснованно привлекался к трудовой деятельности на пищеблоке. И по этому факту вынесли представление.
Прокуратура района привлекла специалиста из Роспотребнадзора и установила, что «в ежедневном меню отсутствуют овощи, фрукты, в рационе питания детей отсутствует творог». А в суточном рационе почти в три раза больше углеводов, чем положено.
Еще, что важно: «... согласно арматурных карточек воспитанников одежда выдана в полном объеме, однако при опросе ряда воспитанников установлено, что одежда не выдавалась давно». И по этому факту вынесено представление директору. ОБЭП ОМВД на момент прокурорской проверки узнавал, насколько законно расходовались бюджетные средства на эти цели.
Также устанавливают, что 34 сотрудникам задержали заработную плату, в детском доме есть зарплаты ниже прожиточного минимума, не выплачивается компенсация за задержку по заработной плате, несвоевременно платятся отпускные.
Поставлен вопрос об уголовной ответственности в отношение директора Светланы Кордонской по ст. 159 УК РФ (мошенничество), т.к. были выявлены два работника, в отношении которых есть подозрение, что они фактически не работали.
И еще прокуратура обнаружила, что выплаты стимулирующего характера платились с нарушением положений об оплате труда работников детского дома. Грубо говоря, наши информаторы, заявляют, что «приближенным» шел слишком большой процент стимулирующих выплат.
К тому же, прокуратура засвидетельствовала нарушения в отношении профсоюза, на запросы которого не давались ответы.
Теперь об отписке департамента образования. Департамент полностью отрицает, что дети передавались в семьи граждан. Я, честно говоря, не пойму, почему. Также директор департамента Григорьева пишет, что питание сбалансировано, выдача пищи проводится после снятия пробы медицинским работником. Департамент отрицает проблемы с денежным обеспечением воспитанников и зарплатами сотрудников.
В общем, у департамента все пучком, хотя заместитель прокурора Хасанского района в первом своем письме так не считает.
Как говорят наши информаторы, директор детдома ушла в мае, но стало только хуже — ведь она покинула детский дом, а ее команда осталась.
– Люди, которые, как мы считаем, кормились с руки бывшего директора, стали активно сотрудничать со следственными органами, вытаскивая новые подробности и эпизоды ее нарушений, делая ее «козлом отпущения». По-прежнему работает главный бухгалтер Юлия Кокина, только руководит детским домом ее сводная сестра Надежда Бондарь, как мы считаем. Она была во времена Кордонской социальным педагогом. Хотя Надежда Бондарь и являлась одним из инициаторов написания жалобы, и «ярым борцом» за справедливость, но подпись под жалобой предусмотрительно ставить отказалась.
И теперь кто, как, кому, за что и в каких размерах распределяет стимулирующие выплаты, остается только догадываться. Профсоюзную организацию, которая всколыхнула этот вопрос, пытаются развалить, под давлением нынешего руководства члены профсоюзной организации вынуждены писать заявления о выходе из профсоюза, – говорят наши информаторы.
Некоторые из членов коллектива, подписавшиеся под жалобой, сейчас уже не работают? В сентябре воспитанники пошли в школу. Но как пошли... Как мы установили, некоторые старшие ребята школу не посещают, не у всех детей есть рабочие тетради для начальной школы, портфели, школьная форма. Доходило до того, что старшие дети ходили в школу с пакетами. Наши информаторы считают, что ребята в этом не виноваты – детей втягивают в разборки и используют против опальных воспитателей.
– Все легло на плечи воспитателей, которые по-прежнему с задержками получают заработную плату и вынуждены работать без участия других специалистов, которые в детском доме все же есть. Это педагог-психолог, медицинская сестра, социальный педагог. Но у них, как мы считаем, стоит грандиозная задача – как бы расправиться с теми, кто хочет порядка, задает неудобные вопросы. И чтобы никаких жалоб и обращений в надзорные органы! – говорят наши информаторы.
Я позвонила в школы, в которых учатся дети. Это вечерние школы №1 и №2.
Директор школы №1 Наталья Гадзаман отмечает, что дети стали хуже посещать школу в последнее время:
«Все у них есть, другой вопрос, носят ли они эти вещи с собой. Дети обеспечены и учебниками, и тетрадями, и формой — в сентябре все ходили красивыми.
Дети халатно относятся к учебе, но их никто не контролирует. Чтобы совсем не ходили в школу, такого нет, а прогуливают часто. Я считаю, что эта ситуация ненормальная. Контроль над детьми, практически, не осуществляется.
Когда ребенок прогуливает, говорит: «Пошел к зубному», например. Но это может занять, максимум, час, а ребенка нет весь день. Мы приглашали на комиссию сотрудников. Детей никто не сопровождает в больницу. Во сколько ребенок ушел, во сколько пришел, что с ним случилось – неизвестно. Объясняют прогулы они так: «Заболел», «Постирал вещи». Хотя они сами ничего не стирают. Да и какой смысл стирать одежду в среду?
Младшеклассники у нас тоже есть, они более дисциплинированные — еще не поняли, что можно хитрить, а старшие дети это уже поняли. Я не отслеживала, приходят ли они с пакетами. Я сама веду в шестом классе математику, у моих учеников форма была. Ребенок какое-то время ходит в форме, потом мальчики начинают носить треники. Портфели у детей есть. У девочек красивые сарафаны.
Всем они обеспечены. Не носят они это из халатности. Над детьми нужно осуществлять контроль! У нас и другие дети, не детдомовские, не хотят форму надевать — ходят в олимпийках. Повлиять на это может только родитель. В каком виде идут в школу дети из Детского дома, видимо, не отслеживается.
На вопрос: «Почему ваш ребенок не пришел?», воспитатель может ответить: «Не смогли разбудить». Это что такое? У нас и раньше были проблемы, но они были решаемы. Я сейчас вижу только одного воспитателя. Звоним в Детский дом: «Сегодня не пришла такая-то и такая-то», нам отвечает воспитатель: «А я ничего не знаю»».
Дозвонилась до директора вечерней школы. Как говорит Наталия Крутских, у них учатся подростки-детдомовцы 15-18 лет:
«У нас в школе форма не предусмотрена. Экипированы дети нормально. А то, что дети не ходят... Мы каждый день звоним в Детский дом. Дети придут на три урока и уходят. Это у них в генах заложено — бродить. Приходят и начинают рассасываться сквозь пальцы.
Воспитатели каждый раз отправляют их в школу, классный руководитель звонит каждый день, сообщает, сколько ребят пришло в школу, сколько ушло с уроков. Они и в дневных школах также себя вели. Это все не нормально, но это не сейчас началось. Дети начинают искать причины — то ему туда надо, то сюда. То на работу устроился, то к врачу пошел. Как всегда».
На вопрос, рассказывали ли дети о проблемах в учреждении, директор ответила: «Не рассказывали».
То есть, как мы видим из пояснений директоров школ, у детдомовских ребят с посещаемостью, действительно, есть проблемы. С внешним видом в первой школе также проблемы есть, но директор считает, что это не от экономии на детях, а от того, что за ними плохо следят.
– Органы опеки Хасанского района ситуацию знают, но почему-то закрывают на все глаза, хотя и сейчас со слов сотрудников директор детского дома, так же как и раньше, отпускает детей «в гости» по району на выходные, – говорят наши информаторы.
Хочется отметить, бумаг из прокуратуры нам предоставили две. Вторая от 11 сентября. В ней заместитель прокурора Варавенко в некотором роде опровергает свой первоначальный ответ. По поводу фиктивно трудоустроенных сотрудников ведется расследование уголовного дела.
По поводу того, что дети недополучали вещей, полиция вынесла постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Прокуратура посчитала его законным. Далее зам прокурора пишет:
«В остальной части проверки финансовой деятельности … оснований для проведения процессуальной проверки не установлено. Ввиду вышеизложенного оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется». Что довольно странно — столько всего нашли...
Мы позвонили в Детский дом с просьбой прокомментировать претензии к ним. Пригласили к телефону Надежду Бонбарь, она комментировать ситуацию отказалась. Нарушения в этом доме, как я считаю, есть. Я не могу считать иначе, поскольку на Светлану Кордонскую, бывшего директора, возбуждено уголовное дело. Да и ситуация с посещением детьми школ настораживает.
Я воспринимаю ответ из департамента образования как отмазку. Хотят игнорировать проблемы? Их дело. Я думаю, что сейчас эта ситуация будет только усугубляться. Еще я думаю, департаменту образования надо не забывать, что все доказуемо, а таких вещей, как описано выше, в детских домах происходить не должно.
Анастасия Попова
Фото go32.ru