«Приморская транспортная прокуратура разъясняет…»
В связи с нынешней непростой экономической ситуацией в стране в Приморскую транспортную прокуратуру продолжают поступать обращения, заявления, жалобы моряков относительно несвоевременной выплаты, а зачастую и невыплаты заработной платы.
Львиную долю обращений на нарушение трудового законодательства составляют обращения, касающиеся невыплаты заработной платы за работу на морских судах, имеющих флаги иностранных государств.
Что необходимо знать и помнить каждому моряку при трудоустройстве и дальнейшей работе у иностранного работодателя, в особенности при работе на судах под удобными флагами.
В первую очередь перед подписанием контракта о найме моряка необходимо внимательно изучить документ, регулирующий условия найма и работы на судне в данной компании. Практически все указанные документы типичны и содержат, в том числе, условия, при которых моряк в случае ненадлежащего поведения либо совершения проступков (нахождение на судне в нетрезвом состоянии либо в состоянии наркотического опьянения, совершение преступления и пр.) может быть досрочно списан с морского судна без выплаты премии (бонуса), либо лишен таковой.
Нередко данные условия найма содержат положения о том, что в случае списания с судна досрочно (до отработки полностью срока контракта) премия (бонус) вообще не выплачивается.
В случае, если моряка устраивают условия найма, последнему необходимо подписать контракт и взять его копию на руки.
При списании с судна моряку необходимо потребовать у представителя компании-работодателя, капитана морского судна справку о стаже его работы на судне, денежный аттестат (подробный расчет невыплаченной заработной платы).
Только при наличии данных документов член экипажа судна, которому не выплачена заработная плата, вправе обратиться в транспортную прокуратуру с соответствующим заявлением с приложением копий документов, связанных с его работой.
Также необходимо отметить, что в соответствии со статьей 389 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации требование о выплате заработной платы и других сумм, причитающихся капитану судна и другим членам экипажа судна за их работу на борту судна, является морским требованием.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2003 № 18 «О подсудности дел, вытекающих из морских требований» согласно пункту 4 статьи 1 Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов, от 10 мая 1952 года (далее - Конвенция 1952 года), к которой присоединилась Российская Федерация (Федеральный закон от 06.01.1999 № 13-ФЗ), под «лицом, имеющим требование» понимается лицо, которое заявляет о наличии морского требования в его пользу.
В названной Конвенции к морским требованиям, в частности, относятся требования о взыскании заработной платы, причитающейся капитану, лицам командного состава или другим членам экипажа (подпункт «m» пункта 1 статьи 1).
В силу пунктов 2 и 4 части 3 статьи 402 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды Российской Федерации вправе рассматривать дела с участием иностранных лиц в случае, если ответчик имеет имущество, находящееся на территории Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суды Российской Федерации вправе разрешать по существу названные выше дела по спорам, вытекающим из морских требований, также и по месту нахождения на территории Российской Федерации судна, имеющего национальность иностранного государства и плавающего под государственным флагом данного государства.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2003 № 18 под местом нахождения судна следует понимать его нахождение в морском торговом, рыбном и специализированном портах, расположенных в Российской Федерации.
Таким образом, при обращении моряков в органы прокуратуры последние выясняют место нахождение судна; при наличии морского скудна в российском морском порту рассматривают вопрос об обращении в суд с иском о взыскании причитающейся моряку заработной платы.
Необходимо также отметить, что, согласно ст. 371 КТМ РФ, морской залог на судно прекращается по истечении одного года со дня возникновения обеспеченных морским залогом на судно требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 367 настоящего Кодекса, если только до истечения указанного срока судно не стало предметом ареста, ведущего к принудительной продаже судна.
Срок, установленный пунктом 1 настоящей статьи, исчисляется по требованиям, обеспеченным морским залогом на судно в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 367 настоящего Кодекса, - с момента увольнения с судна члена экипажа, имеющего такое требование.
Таким образом, моряк, имеющий задолженность по заработной плате за работу на судне в силу положений КТМ РФ вправе взыскать последнюю в судебном порядке в течение года с момента списания.
Старший помощник Приморского транспортного прокурора С.Ю. Окуневич