После празднования Дня Победы депутаты Госдумы подобрели и решили выпустить на волю массу недосидевших зэков. Зачем они это сделали — объяснить сложно, но примерно в это же время решили принять закон, о том, что день в СИЗО будет приравниваться к 1,5 дням в колонии общего режима и к двум дням в колонии-поселении (закон № 73983-5 пока в силу не вступил, но принят в двух чтениях).
Амнистия: к инвалидам и детям приравняли военных
Для начала об амнистии. Текст можно прочитать здесь http://advocatshmelev.narod.ru/amnistia_2010_ER.html. Кого собираются освободить? По стандарту, это подростки, пожилые граждане, инвалиды, люди с маленькими детьми, чернобыльцы. Освобождают тех, кто совершил несерьезные преступления впервые. К ним небольшой плюс — лица, которые защищали Отечество и приравненные к ним. И это все понятно. Однако, удивляют следующие категории: ст.1 п.2 лица, воевавшие в Афганистане; п.3 военнослужащие и прочие, воевавшие в Чечне; п.4 лица, получившие награды РФ или СССР.
Для меня лично преференция какая-то странная. Понятно, почему отпускают подростка, старика или инвалида — им сидеть сложнее, и они менее социально защищенные, чем прочие люди. Но почему человек, который убивал в Афганистане или Чечне, более вправе совершать «умышленные преступления небольшой и средней тяжести», чем кто-либо другой? К чести этой категории лиц, убивал не по своей воле и не имел права отказаться от такой деятельности, но все же убивал...
По поводу наград. Еще Наполеон при учреждении ордена сказал: «Этими побрякушками я смогу управлять людьми». Государственная награда — вопрос политический. Уголовное наказание политическим вопросом быть не должно.
Кроме умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, амнистия распространяется на осужденных: срок которых не более 5 лет за преступление по неосторожности, которым реальное наказание заменено условным, отсрочено или смягчено (или если наказание не связано с лишением свободы). Вышеперечисленное распространяется на категории людей (и преступлений), дела по которым сейчас в следствие, дознании или суде.
Ст. 10 просто атас! Сократить срок тем же самым лицам за умышленные преступления, если срок больше пяти лет — на одну треть, если срок больше десяти лет — на одну четверть. Итак, убивал в Афганистане, в Чечне, вернулся, натворил дел, получил 20 лет лишения свободы. Бах, амнистия — сидеть уже 15 лет. Еще пара таких амнистий — и на свободу с чистой совестью. Впрочем, могу понять такие меры только в отношении подростков.
Если же человек, будь он инвалид, чернобылец, старик или отец 15-летнего недоросля, если он насовершал чего-то на 10 лет лишения свободы, нечего ему этот срок резать — пусть досиживает до конца. Ибо при таких сроках речь идет о преступлениях очень серьезных.
Депутаты думают о перспективе тюрьмы
Однако, думаю, на вопрос, почему так мягко, отвечает обсуждение другого закона №73983-5. В нем идет речь о том, чтобы день в СИЗО засчитывать, как 1,5 дня в колонии общего режима и 2 дня в колонии-поселении. Специально созданный для юристов сайт право.ру о нем выпустил материал «Этот закон круче амнистии», в котором приводит истинные, на взгляд автора, причины принятия этого закона.
Они приводят в пример депутата госдумы от ЛДПР Ивана Сухарева, который заявил, что Европейский суд по правам человека приравнивает условия содержания в некоторых изоляторах к пыткам. Как пишут на праве.ру, один из авторов закона единоросс Александр Хинштейн напомнил про «золотое правило»: от тюрьмы и сумы не зарекаться: «Один из наших коллег, переехавший из этого зала в следственный изолятор, тоже, видимо, это остро осознал и прислал законопроект, который был внесен еще несколько лет назад. Поддержав этот законопроект, мы с вами в том числе закладываем фундамент и своего будущего».
О нововведениях в профильное законодательство мы задали вопросы в ГУФСИН РФ по ПК, нам ответил врио начальника Алексей Павленко.
Корр.: – Сколько человек в связи с амнистией выйдет на свободу в Приморском крае?
– Предварительное количество лиц, к которым может быть применена амнистия, в местах лишении свободы – 602 чел., осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы – 4538. На 15.05.2015 освобождены от наказания 34 человека. Из них мужчин – 32, женщин – 2.
Корр.: – Осужденных по каким статьям ожидается больше всего?
– Ч. 1 ст. 158, ч. 2 ст. 158 УК РФ (кража); ч. 2 ст. 159 УК РФ (мошенничество); ч. 1 ст. 161 УК РФ (грабеж); ч. 1 ст. 166 УК РФ (неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения); ч. 1 ст. 228 УК РФ (незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в значительном размере, а также незаконное приобретение, хранение, перевозка без цели сбыта растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, в значительном размере).
Слушайте, какие добрые наши депутаты! Я бы поняла, если бы освободили тех, кто от налогов уклоняется, или дезертиров, или оппозицию. Но грабители, мошенники, наркоманы... Можно подумать, мы тут на воле без них загрустили...
Убила ребенка — попала под амнистию
Три вопроса, на которые сотрудники ГУФСИН отказались отвечать. Мы спрашивали: возрастает ли количество преступлений после амнистии; в каких районах следует ожидать прибавление бывших сидельцев (можно предположить, что неподалеку от колонии, в Находке, например). Также мы попросили оценить, несет ли амнистия положительные или отрицательные моменты. Почему тюремное руководство не знает, как проходила амнистия в прошлый раз?
Зато на просьбу пояснить, что за птица такая «преступления небольшой и средней тяжести», нам охотно ответили: «Преступлениями небольшой тяжести признаются деяния, совершенные умышленно или по неосторожности, за которые максимальное наказание не превышает 2 лет лишения свободы (например, злостное уклонение от уплаты алиментов – ст. 157 УК РФ, а также ст. 113, 114, 115, 116, 118, 119, 121, ч. 1 ст. 122, ч. 1-2 ст. 123 и т.д.)». 113-119 — это... — преступления, вменяемые драчунам (причинение легкой тяжести вреда здоровью, побои и прочее). Ст. 121 — заражение венерической болезнью, ч1. ст.122 — знал, что у тебя ВИЧ, но не сказал об этом партнеру.
К преступлениям средней тяжести относятся как умышленные, так и неосторожные деяния, максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы (например, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью – ст. 112 УК РФ, а также ст. 106, 107, 109, 110, ч. 1 ст. 117, 120 и т.д.) 106 (убийство матерью новорожденного ребенка), 107 (убийство в состоянии аффекта), 109 (причинение смерти по неосторожности) 110 (доведение до самоубийства), 120 (принуждение к изъятию органов для трансплантации). Во имя чего убийцы получают среднюю тяжесть и менее пяти лет лишения свободы — вопрос отдельный. В конце постановления об амнистии куча статей, нарушение которых под амнистию не попадает. В частности, амнистия не распространяется, например, сидельцам за такие статьи как 354 (публичные призывы к развязыванию агрессивной войны), 329 (надругательство над гербом или флагом РФ), 282 (экстремизм) и т. д.
Вот так, порвал флаг – и век воли не видать, а человека убил, хоть и в состоянии аффекта, ну, или до самоубийства довел, попаришься годика четыре в зоне.
Райская тюрьма
Также мы задали вопрос, чем СИЗО принципиально хуже колонии общего режима и колонии-поселения. Нам привели формулировку того, что такое СИЗО и что такое ИК. Сравнив формулировки, можно сказать, отличаются они только тем, что в СИЗО вина еще не доказана (а также, когда осужденных перемещают, а также осужденные, оставленные для выполнения хозяйственных работ, а также с согласия осужденных на срок не более 6 месяцев)... В ИК вина уже доказана, и граждане живут по распорядку. Чем ИК лучше СИЗО, непонятно. Нет... вернее, по вышеописанным словам депутата понятно — состряпавшие закон госдумовцы считают, что там пытают. Но если в СИЗО пытают (а в колониях, я слышала, вообще петухом могут сделать), то, наверное, надо наказывать того, кто пытает (ибо статья «пытки» в УК есть).
Однако из ответа понятно, чем принципиально лучше в колонии-поселении: «...КП отличаются более мягкими условиями содержания: осужденные могут свободно перемещаться по территории КП без конвоя и покидать территорию с разрешения администрации, иметь денежные средства, пользоваться обычной одеждой и т.д. В КП также действуют Правила внутреннего распорядка, утвержденные Приказом Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. N 205», – отвечает Павленко.
Естественно, когда амнистия следует за амнистией. Или когда придумали хитроумно уменьшать будущие сроки за счет пересчета дней в СИЗО, на ум приходит только одно — колонии переполнены, селить некуда. Впрочем, депутаты озвучили реальные мотивы, а на вопрос с переселением Павленко пояснил: «В настоящий момент, в ИК Приморского края перелимита осужденных нет, и норма жилой площади для осужденных соблюдается согласно законодательству РФ». И добавил: «Современные учреждения УИС постоянно модернизируются: открываются новые улучшенные корпуса, в медицинских учреждениях УИС Приморья установлено современное медицинское оборудование, функционируют школы и училища, где осужденные могут получить образование и профессию, также желающие могут дистанционно получать высшее образование в ИУ. В каждом учреждении оборудована комната досуга, которую осужденные могут посещать по расписанию. Для повышения уровня юридической грамотности осужденных практически во всех учреждениях УИС установлены электронные терминалы, с помощью которых осужденные могут узнать последние изменения в законодательстве, прочитать Правила внутреннего распорядка или подыскать работу к освобождению». Блин, почему человек, который кого-то убил может получать дистанционное образование, а я не могу? Вернее, я могу, только деньги придется тратить. Почему в колониях стоят терминалы по повышению юридической грамотности, а на улице не стоят. Неужели законопослушные граждане Приморья обиделись бы?
А теперь о процессе реабилитации говорит Павленко: «С осужденным непрерывно работают сотрудники воспитательного отдела и психологи. Учреждениями УИС заключены договоры с Центром занятости населения. Сотрудниками ЦЗН регулярно проводятся профинформационные лекции и консультации. Также в учреждениях УИС Приморья функционирует «Школа подготовки осужденных к освобождению». Красиво пишет. Молодцы, депутаты, думают о своем будущем!