В своей статье «Страсти по правам человека» («АВ» № 50 от 10.12.14 г.) журналист Марина Завадская четко подметила, что свою деятельность на посту Уполномоченного по правам человека В. М.Розов начал с нарушения конституционных прав граждан.
Хочу подробно рассказать как это было.
Главным своим достижением ста дней работы господин Розов считает изменение структуры аппарата Уполномоченного по правам человека в Приморском крае «в целях повышения результативности в реализации задач».
За весь же период нахождения на посту Уполномоченного (с февраля 2014 года по сегодняшний день) главным достижением господина Розова, считаем, стало то, что он сумел отбросить развитие института Уполномоченного по правам человека в Приморском крае на уровень 2004 года.
Начиная с мая месяца 2014 года, господин Розов везде, где только можно, заявляет: структуру аппарата Уполномоченного надо изменить. «Ему не нужно пять помощников, потому что он и в бытность председателем думы Владивостока обходился без оных».
Вопрос господину Розову: если тебе не нужны помощники, зачем ты их тогда принимал на работу? Помощники Уполномоченного принимаются на период срока полномочий Уполномоченного. При уходе с должности В.Г. Ушакова все помощники были уволены. Господин Розов, заступив на должность, сам принял на работу помощников. Более того, если у его предшественника было 4 помощника, господин Розов сделал себе 5 помощников. Напрашивается мнение, что господин Розов просто ломает комедию.
Если вся реорганизация затеяна ради того, чтобы избавиться от М.А. Журавского, занимавшего должность руководителя аппарата, то все можно сделать гораздо проще. Полагаю, достаточно было, как это принято делать в государственных органах, пригласить меня и сказать: уходи. Тем более, что к этому времени я уже понял, что назначение В.М. Розова на должность Уполномоченного — это ошибка, что будут словоблудие, ложь и воспоминания о былых заслугах. А реальной работы не будет.
Новая структура аппарата готовилась в строжайшей секретности, в спешном порядке, в ночь с 5 на 6 июня.
Думаю, что 6 июня первым, кто увидел этот приказ и, не исключено, что единственным — был я, так как срочно нужно было вручить мне уведомление о сокращении должности.
Утвержденная структура аппарата представляла собой, да и представляет по сегодняшний день, уникальное формирование, аналогов которому в России нет. Аппарат состоит из 7 начальников и 7 подчиненных, считаю, никто ни за что не отвечает.
По моему мнению, господин Розов любит апеллировать к высоким должностным лицам, типу, что подумают или скажут наверху. Полагаю, только надо не оглядываться на них, а учиться хотя бы иногда у них.
Рекомендую господину Розову изучить структуру аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ, созданную Э.А. Памфиловой, практически одновременно с ним пришедшей на должность. Ее структура создана для эффективной работы, а не для избавления от неугодных, пусть и высококвалифицированных сотрудников.
Новая структура государственного органа это, естественно, событие затрагивающее интересы каждого сотрудника аппарата, и при всей строжайшей секретности люди знали, что что-то такое делается, и ждали, что 6 июня Уполномоченный соберет аппарат, ознакомит с приказом и все разъяснит. Но этого не произошло.
Господин Розов 7 июня (суббота) улетает в Москву. В понедельник 9 июня на аппаратном совещании сотрудники мне задали вопрос о новой структуре.
Я разъяснил, что есть такая, состоящая из Уполномоченного, одного помощника и трех отделов, что должность руководителя аппарата сокращена, должность помощника сохраняется за С.В. Долотовым. Сокращение должности руководителя аппарата вызвало недоумение и вопросы у сотрудников. С.В. Долотов и ряд других сотрудников заявили, что не согласны с такой структурой. Но разъяснения дать было некому, так как господин Розов находился в командировке.
В день возвращения Розова из командировки, 11 июня сотрудник аппарата, отвечающий за работу с кадрами, дает сотрудникам аппарата подписать лист ознакомления с приказом от 6 июня по структуре аппарата и просит поставить дату подписания шестым числом. Долотов С.В., как и все, поставил дату ознакомления шестым числом и выразил несогласие со структурой, написав «не согласен».
К концу рабочего дня 11 июня господин Розов собирает аппарат и поздравляет с Днем России, не касаясь по-прежнему вопроса о структуре аппарата. Помощник Уполномоченного Сергей Васильевич Долотов просит дать разъяснение по структуре. Господин Розов сказал, что новая структура включает в себя (дословно): «…три отдела, Уполномоченный, помощник, один помощник». С.В. Долотов сказал, что он считает неправильными действия Уполномоченного по сокращению должности руководителя аппарата.
Очевидно это вызвало сильное раздражение у господина Розова: как посмел кто-то не согласиться с его позицией, высказывать свои убеждения, отличные от его? По нашему мнению, любимый метод господина Розова, видимо понимающего свою слабость, прикрываться кем-то. Не преминул он сделать это и в своей гневной речи, завив, что о структуре аппарата он доложил губернатору края.
Что такое структура и штатное расписание, это рядовой вопрос. Любой руководитель может их менять хоть каждый день в рамках закона. Думаю, прикрываться губернатором — это ставить крест на себе как руководителе и унижать губернатора, которому, по Розову получается, губернатору больше делать нечего как заниматься аппаратом Уполномоченного.
Полагаю, у господина Розова есть уникальная способность: он сам начинает верить в то, что говорит. Позже, в письме депутату Законодательного Собрания Приморского края он пишет: «Об изменении структуры аппарата Уполномоченного я докладывал губернатору Приморского края В.В. Миклушевскому 05 июня с.г. на заседании Совета председателей представительных органов городских округов и муниципальных районов при Законодательном Собрании Приморского края».
Заседание такое действительно было, и действительно на нем выступал господин Розов. Вот только доклада об изменении структуры аппарата губернатору не было. Тема его выступления была «Законодательное и нормативное обеспечение деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам защиты прав человека».
Говорил он обо всем, в том числе и о пяти помощниках, которые ему не нужны, правда, по теме не было сказано ни слова. К счастью для Розова, Губернатор края не присутствовал на этом заседании и не мог слышать ту ахинею, которую он нес, по моему мнению, в своем выступлении.
Очевидно, простить С.В. Долотову его несогласие с ним, господин Розов в силу своего менталитета не мог. После 11 июня появляется пресловутый приказ от 07 июня 2014 года № 31-а, согласно которому, опять-таки «в целях повышения результативности в реализации задач», должность помощника Уполномоченного, занимаемая С.В. Долотовым, сокращена.
Об этом приказе многие сотрудники аппарата, в том числе и я, долго ничего не знали и не видели его. Сам Долотов С.В. узнал о нем только 14 июля.
Я направил господину Розову служебную записку, указав, что издание приказа, датированного задним числом и сокращение должности, занимаемой Долтовым С.В., только за его убеждения является не только грубым нарушением федерального и краевого законодательства, но и противоречит всяким этическим и моральным нормам. И попросил приказ отменить.
Ну, погорячился, с кем не бывает? Взял да и отменил приказ, тем более страсти по сокращению должности руководителя аппарата уже улеглись.
По моему мнению, так делает настоящий руководитель, а господин Розов на такие «подвиги» не способен. Он дает указание сотруднику аппарата, отвечающему за кадры, подготовить справку о том что, Розов 7июня находился на работе (это правда), и что приказ по сокращению Долотова был подготовлен и подписан в этот день, и что он поручает кадровику 9 июня ознакомить аппарат с этим приказом (считаем, это все ложь).
Более того, подготовлено уведомление Долотову С.В. о сокращении его должности, датированное 9 июня. Но почему-то кадровик 9 июня на аппаратном совещании не выполнил «поручение» Розова, не довел до сведения сотрудников, что должность помощника сокращена, не вручил Долотову уведомление о сокращении, и почему-то 11 июня Розов озвучивает структуру аппарата «…три отдела, Уполномоченный, помощник, один помощник».
К сожалению, на этом втягивание аппарата «в болото» не прекращается. Во второй половине июня и в июле ряд сотрудников аппарата, считаем, заставляют подписать лист ознакомления с приказом о сокращении должности помощника и поставить дату ознакомления 9 июня.
Видимо, боясь, что об этом узнаю я, мне этот лист ознакомления даже не показывали, узнал я о нем, так же как и С.В. Долотов, недавно, совершенно случайно. Огласки он не предавался и предоставлялся только официальным органам, как самый главный документ, подтверждающий, что все действия господина Розова по расправе с Долотовым законны.
Не будь я участником и свидетелем всего описанного, я бы не поверил, что защитник прав человека, начнет свою деятельность с нарушения конституционных прав с использованием, считаю, столь грязных методов. Проработав более 10 лет с С.В. Жековым и В.Г. Ушаковым, я был уверен, глядя на них, что Уполномоченный по правам человека, это, прежде всего, глубоко порядочный человек. Как я, оказывается, заблуждался.
Одна знакомая чиновница, знающая господина Розова не один год, сказала мне, надо было пойти Долотову к Розову, поклониться, покаяться, попросить прощения, и был бы сейчас в шоколаде. Ей, конечно, виднее, видимо, она регулярно этим пользуется, благодаря чему и работает государственным служащим. Только в чем каяться С.В. Долотову? В том, что он совершил гражданский поступок, на который большинство государственных служащих сегодня неспособно? Или в том, что он хочет прожить жизнь так, чтобы его «не жег позор за подленькое и мелочное прошлое»?
Я был свидетелем в судебном процессе по иску Долотова к Розову. Суд мои показания не учел, однако господин Розов, почему-то не подал заявления о привлечении меня к уголовной ответственности за дачу ложных показаний.
Надеюсь, эта статья станет поводом для защиты своей чести и достоинства господином Розовым.
Михаил Журавский, автор Закона Приморского края «Об Уполномоченном по правам человека в Приморском крае», один из создателей в крае института Уполномоченного по правам человека.
Рисунок http://www.rezvyakov.com