фото

Как одержать судебную победу и привлечь к ответственности полицейских, нарушивших права гражданина

В студии руководитель правового отдела Фонда «Общественный вердикт», адвокат Елена Першакова и пострадавшая от действий полицейских москвичка Нина Беляева. Ведущая Марьяна Торочешникова.

4 июля Нагатинский суд Москвы признал незаконными действия полицейских, больше суток удерживавших в ОВД москвичку Нину Беляеву. Если решение вступит в силу, женщина надеется получить 30 тысяч рублей компенсации морального вреда.

Нина Беляева обратилась в суд за компенсацией. 29 октября 2013 года она пришла в Симоновский суд на заседание суда, где рассматривался ее трудовой спор.

Меня окружили восемь человек полицейских, шестеро в синем обмундировании, а двое — в сером, и без предъявления удостоверения, без объявления причин объявили мне, что я задержана. Схватили меня под руки и задом наперед увели. Посадили меня в машину Прямо от зала судебных заседаний, на глазах у судьи, которая выбежала из кабинета. И увезли меня в УВД Даниловский, где мне объявили за что задержали. Оказывается меня обвинили в том, что я пишу на столбах нецензурные слова в адрес судей, якобы. В УВД Даниловском закрыли меня в одиночной камере без света, без стульчика, где в дверях было несколько дырок, точечных, в которые заходил воздух и стояла там я целые сутки.

Воду мне давали мальчики гастарбайтеры, которые тоже были задержаны, они находились в соседней камере. Когда полицейские не видели, они открывали засов моей камеры и давали мне воды, пропускали свет и успокаивали. Я просилась у полицейских по нужде, но они как будто бы меня не слышали, отвечали «Потерпишь». Но поскольку я на инвалидной группе, я принимаю таблетки, то, естественно, я проделала все в этой камере. И в результате полицейские меня так избили, что потом вызвали скорую помощь. Меня избили за то, что я не смогла терпеть. Женщина особенно жестоко так меня избила, сдернула, стянули с меня блузку, вытерли пол этой блузкой, и потом избили. А в 6 утра видимо я уже была без сознания, меня потом перетащили на второй этаж и вызвали скорую помощь. Очнулась я на втором этаже, уже скорая помощь была, укол сделали мне, дали таблетки, врачи хотели меня взять в больницу, но полицейские запретили им и запретили зафиксировать мои побои, синяки на боках и на руках особенно, потому что я берегла свою голову.

30 октября после 12-ти часов дня меня привезли в Симоновский суд, где судья Гуров привлек меня к административной ответственности и наложил штраф 800 рублей.

Я пыталась у них добиться протокол, копию протокола мне должны были выдать, объяснить мне причину, где свидетели, где доказательства? Протокол мне не выдали даже на заседании суда.

Судье все рассказала о побоях. Он говорит — мы это дело не рассматриваем, рассматриваем ваше правонарушение. Меня привлекли к ответственности. Я, естественно потом ознакомилась с делом, написала встречное заявление, подала иск на апелляцию. Но апелляция как всегда отклонила. Мой иск на административное задержание не рассматривали вообще.

Я жаловалась на незаконные действия полиции в незаконном удерживании больше суток, в то время как в протоколе было записано, что меня задержали для составления протокола. И в течение 3-х часов меня должны были освободить. Но этого не сделали, меня продержали более 25 часов. И просила взыскать моральный ущерб. А когда я получила справку со станции скорой помощи, что ко мне приезжали в УВД оказывать помощь после избиения, я суду предъявила ходатайство, чтобы оценили эту справку, приобщили к делу и оценили физический ущерб. Но суд меня не слышал. Первая судья вообще ничего не вынесла, только в части незаконного составления протокола он вынес, что поздно составили, а когда был пересмотр 4 июля, второй судья она вынесла решение резолютивную часть только: признать действия незаконными и взыскать 30 тысяч за моральный ущерб.

Почему вы не требовали привлечения к уголовной ответственности? Ведь избивать в участке нельзя человека ни при каких обстоятельствах.

Я подала заявление об этом преступлении, оно зарегистрировано, материалы дела переданы в Симоновский следственный отдел, меня как потерпевшую опросили, но решение не принято ни о возбуждении уголовного дела, ни об отказе в возбуждении уголовного дела, мне сказали, что все пришлют по почте. Они не будут возбуждать дело, потому что в России против полицейских не возбуждаются дела.

По передаче радиостанции Радио Свобода 16 июля 2014 года.

Полностью аудиозапись передачи на странице сайта http://www.svoboda.org/content/transcript/25458971.html

Материал подготовлен Татьяной Романенко