фото

дружно заявили 14 июня на митинге жители села Красный Яр

Немного предистории.

07.11.2013 года за № Пр-2624 на свет родилось поручение президента Российской Федерации Владимира Путина.

В пятом пункте этого документа сообщается (дословно):

«Правительству Российской Федерации совместно с Администрацией Приморского края обеспечить подготовку и принятие нормативного правового акта, направленного на создание в бассейне верхнего и среднего течения реки Бикин особо охраняемой природной территории федерального значения в форме национального парка, обратив особое внимание на необходимость урегулирования вопроса о возможном участии в органах ее управления представителей проживающих на данной территории коренных малочисленных народов»

И срок указан — 25 декабря 2013 года. Ответственные за выполнение поручения назначены Дмитрий Медведев и Владимир Миклушевский.

Малочисленное коренное население – удэгейцы – узнав об этом, начали активно выступать против создания национального парка в указанных местах. Их поддержали депутаты муниципального комитета Краснояровского поселения. Они, как и народ, посчитали, что создание национального парка нанесет непоправимый вред коренному малочисленному населению, и предложили создать территорию традиционного природопользования федерального значения. Но, «верха» не услышали «низы», и начались, мягко говоря, неприятности.

От народа посыпались обращения в разные места, в том числе и самому создателю поручения Владимиру Путину. Люди сообщали, что при создании национального парка возможны нарушения законных прав коренных малочисленных народов. При этом в пример приводили организованные в Красноармейском районе Приморского края и в Хабаровском национальные парки «Удэгейская легенда» и «Анюйский», где жизнь коренного населения только ухудшилась.

Но «большая» власть голос «маленького» народа, судя по всему, совсем не слышит.

По опасной дороге в Красный Яр

14 июня жители села Красный Яр вынуждены были выйти на протестный митинг, чтобы во весь голос заявить «Нет национальному парку!»

По их просьбе я 13 июня выехала на место проведения митинга.

Честно говоря, я не думала уже, что по такой потрясающе разухабистой, раскисшей узкоколейки, язык не поворачивается назвать это дорогой, да еще в дождь, да еще по перевалам, доберусь до места живой и невредимой. Казалось, что микрик, видавший виды, местами вот-вот перевернется, или рассыпется на ходу…

Расстояние от Лучегорска до Красного Яра 150 километров, и мы добирались до места более четырех часов! У меня не выходило из головы, как же быть беременным женщинам? Тут нас тряхонуло так, даже парни, не выдержав, застонали, жалуясь, что почки у них чуть не оторвались!

Надо бы, очень надо, уважаемый Владимир Владимирович, проехать Вам до Красного Яра к простому люду, как и все мы, смертные… Может после этого бы «почки не отваливались», да беременные реже стали в дороге мучиться и рожать. Честно говоря, сама дорога говорила – да выживайте, люди, как хотите!

Дорога-то, судя по — всему, ничейная. Да и кто бы ее осмелился на свой баланс брать, да еще лицензировать? По этой и без того расхристанной дороге нам встречались огроменные КАМАЗЫ, загруженные кругляком. Слов нет…

На протестном митинге

В назначенный день опять пошел дождь. Однако к 12 часам подошло около трехсот человек.

Надо учесть, что все население Красного Яра более 600 человек. Из них детей примерно 130. Поэтому явку на митинг можно назвать высокой.

Сюда приехали и полицейские из Лучегорска. Из медиков была медицинская сестра Галина Ушакова, она же заведующая участковой больницей. Приехали и, трое молодых людей, журналисты из «Приморской газеты, то есть краевой администрации». Почему стразу трое? Все же путь дальний, и обходится это в немалую копейку из средств налогоплательщиков.

Организаторы митинга — были одеты в традиционные национальные одежды.

«Наши мужчины – настоящие, сильные духом кормильцы семей. Мы выживаем, главным образом, традиционно за счет охоты, рыбалки. И мы не можем жить иначе. Мы так природой устроены, и нам не нужны никакие национальные парки. Кто их выдумал и для чего? Думается, чтобы захватить нами сохраненные богатства природы, организовать туризм и захламить, уничтожить тайгу.

Сегодня власть не может нам привести ни один положительный пример по улучшению жизни коренного населения после организации национальных парков. Только ухудшение. Яркий пример — «Удэгейская легенда» и «Анюйский», когда коренным жителям не разрешают даже днем рыбачить. Разрешили только ночью!

Если территория традиционного природопользования перейдет в случайные «свойские» руки, тогда прощай тайга, прощай традиционное территориальное природопользование. Чем будем детей кормить? Нас и так мало…»

Краснояровцы в резолюции приняли решение обратиться в ООН в отдел по делам коренных малочисленных народов, в случае, если власть их требования не выполнит.