МВД нуждается в реформе, но не такой…
На прошлой неделе в национальном исследовательском университете экономики подвели итоги реформы УМВД, которая проходила на территории Молдовии, Кыргызстана, Украины и России. Правозащитники, эксперты-юристы и представители депутатского корпуса отметили, что реформа не принесла ожидаемого результата.
Впрочем, она изначально была направлена на перераспределение финансирования и чистку кадров. Очевидно, МВД России и бывших союзных республик нуждается не просто в усовершенствовании, на чем делали акцент политические лидеры, а в кардинальных переменах.
По словам представителей из разных регионов, коррупция в правоохранительных органах в России, в Кыргызстане и на Украине приобрела гораздо больший масштаб, чем, к примеру, в Грузии.
Как сказал член комитета правозащитников Кыргызстана Борис Грозовский, взрывоопасная ситуация 90-х и 2000-х годов, которая сложилась в бывших республиках и в стране в целом, сохраняется: за всплеском креминагенной обстановки последовало сращивание криминала с государственными структурами. В первую очередь правоохранительные органы превратились в коррумпированную систему, из-за чего участились случаи пыток, незаконных задержаний, насилия по отношению к детям, в случаях, где милиция должна работать более эффективно, она работает плохо.
В настоящее время правоохранительные органы в государстве охраняют власть от негативно настроенных граждан, выражающих протест, подавляя их гражданские права и интересы. По своей сути, в нашем государстве МВД всегда являлась «охранкой» для власти. В результате негатива, который с течением времени вскрылся в системе МВД, мы пришли к выводу, что нам нужно ее реформировать. Однако начавшаяся реформа в полной мере наших надежд не оправдала.
Сначала не было информации, потом - экспертов
Как говорили последующие выступающие из числа экспертов-юристов, проблемы возникли, прежде всего, из-за того, что подразделения милиции оставались закрытыми от постороннего взгляда, в том числе, от тех, кто разрабатывал проект реформы. МВД на местах – в регионах – не выпускало информацию о работе милиции. И это мешало найти «болевые точки», определить то, над чем нужно работать.
Потом возникла другая проблема: оказалось, что в депутатском корпусе отсутствует экспертный состав, который смог бы вести не иллюзорный, а реальный диалог с УМВД и представить им какие-то практические рекомендации. Потому избежать ошибок в ходе реформы УМВД не удалось.
Когда появился экспертный состав, который был готов давать здоровые советы, оказалось, что система МВД бесконечно больна и требует большего «хирургического» вмешательства, чем просто ее усовершенствование, о котором говорил президент В.В. Путин. «Зачистка» кадров, которую предполагала так называемая реформа, не стала хирургическим ножом, отсекающим коррупцию в МВД.
МВД – охранка для власти от протеста недовольных
По сути, УМВД превратилось в структуру, которая охраняет власть от недовольного населения. Ни для кого не секрет, что это население живет у крайней черты социальной пропасти и бедности.
Как указывает юрист-эксперт Татьяна Михайловская:
«Власть была вынуждена заявить о начале долгожданной реформы МВД. Которую провели в 2011 году. По итогам реформы министр внутренних дел Рашид Нургалиев отрапортовал о том. Что в прошлом остались взяточничество, злоупотребление служебными полномочиями, коррупция и весь негатив.
Фактически реформа свелась к принятию Закона «О полиции», смене вывески, сокращению части подразделений и численности сотрудников и отдельным косметическим изменениям. В России пустила корни государственная монополия, сделавшая насилие «легитимным». Причем люди в погонах часто применяют насилие в собственных корыстных интересах.
А вот в Грузии реформа прошла более эффективно. Отбор кандидатов и подготовку полицейских нового образца возложили не на само МВД, а на существующую с 1990 годов Полицейскую академию, которую предварительно «вычистили», например, устранили ректора, который бесконечно устраивал племянников и друзей. В 2005 году на эту должность назначили Анну Чихиташвили – сотрудницу американской исследовательской организации Rand Corporation, избавились от коррумпированных преподавателей. И уровень доверия к полиции вырос до 87%».
Для чего нам нужен спецназ?
Уровень доверия к полиции в Украине, России и Молдове, как говорили за круглым столом, наоборот, за последние годы значительно упал.
«На Украине такая обстановка в целом привела к конфликту, который прогремел на весь мир. – говорили представители правозащитного комитета Украины. - Еще в 2013 году на Украине планировали создание правоохранительного многопрофильного Министерства внутренних дел с включением в его систему функций, характерных для европейских стран. Но реформа МВД в Украине также потерпела крах».
На вопрос из зала представители общественных организаций из Украины отметили, что «Беркут», который вел расстрел граждан, являлся официальным подразделением УМВД.
«Я лично против подобных подразделений УМВД, - но на данный момент таких секретных подразделений в МВД шесть. Я лично за то, чтобы сократить их численность или вообще ликвидировать: как известно, они не всегда выполняют благородные задачи. В некоторых случаях они действуют, как группа назначения далеко не для защиты граждан».