Я хоть и изредка, но заезжаю в родные места – в Забайкальский край, в поселок Вершино-Дарасунский. В котором был последний раз шесть лет назад. Малая родина постоянно снится и зовет. Да и могилу отца надо время от времени приводить в порядок.
СКОРЫЙ НЕСКОРЫЙ ПОЕЗД
Итак, случилось «окно» в моей трудовой пенсионерской охранной деятельности сроком на полмесяца. Двое суток, вроде как, пустяк до станции Шилка, а там еще восемьдесят километров на север до моего родного поселка.
Скорый поезд Москва-Владивосток номер 9 отходит на запад в два часа дня. И вот первый минус моего путешествия. На входе проводница предупреждает, что вагон старый и кондиционера в нем нет. Но он просто необходим при жаре за сорок градусов. Середина лета как-никак. 
Ночью в вагоне было даже прохладно. Свежесть обеспечивали две узкие форточки в коридоре купейного вагона. В самом купе форточек нет и окна не открываются.
Хабаровский край на следующий день встретил наш скорый поезд тропической жарой. Температура в вагоне поднялась до сорока градусов, а скорость нашего поезда сократилась. Его движение иногда замедляется до скорости пешехода, когда мы догоняем впереди идущий состав.
Проводник объявляет, что стоянки поезда будут сокращены. Это еще один небольшой минус моего путешествия. Ведь не выйти на станции, чтобы слегка отдышаться и размяться.
УСКОРИТЬСЯ? НЕТ ФИНАНСОВ...
Десятки раз я ездил по маршруту Москва-Владивосток, и не перестаю удивляться огромной территории нашей страны. От Хабаровска и вплоть до Бурятии, от станции до станции бывают прогоны по пять часов и больше, когда не встречается ни одной живой души. И это рядом с железной дорогой.
А на север, вообще, глушь беспросветная. И не только самое разумное, но и самое необходимое для огромной страны и россиян – это, как можно плотнее, соединить запад страны с востоком.
И для этого надо построить современную автомагистраль на шесть полос с минимальной скоростью в сто километров. Шоссейка Москва-Владивосток есть, но она по качеству ближе к третьему сорту. Сегодня в каждой второй российской семье имеется автомобиль, и расстояние в тысячу километров, в общем-то, не проблема. При наличии современной скоростной автомагистрали, россияне станут активнее перемещаться с востока на запад и обратно.
К сожалению, так думаю я, обычный рядовой россиянин, а не те, кто принимает решение и у кого в руках сосредоточены колоссальные финансы, которые они направляют зачастую не на пользу российского общества.
Наконец, через двое суток на станции Шилка под самый вечер покидаю раскаленный вагон и вздыхаю с облегчением. В этих местах климат резко континентальный, и с заходом солнца жара спадает. Находиться на улице уже довольно комфортно.
БОГАТЫЙ ГОРОД ШИЛКА
Порадовал город Шилка. За шесть лет центр города преобразился, главная площадь города ухожена. Макет самолета МИГ-21 на площади стремительно нацелен в небо, радует взгляд.
Уже вырос целый микрорайон из красивых домов в северной части города. Люди обустраивают свою жизнь на должном уровне, на зависть тем, кто существует в двухэтажных бараках на улице Лазо. Этим семи баракам уже больше ста лет. В них выросло, наверное, уже третье поколение. И дай Бог, чтобы успешных и счастливых в нашей стране стало на несколько порядков больше, чтобы не способные к созидательному труду остались в меньшинстве, чтобы у них и мысли не возникало пойти с «вилами» на тех, кто трудится с утра и до ночи. На тех, кто процветает благодаря своей предприимчивости и трудолюбию. Передел и дележку чужого в нашей стране уже проходили.
Хватит с нас бредовых коммунистических идей, вгоняющих народы и страны в нищенское равноправие.
А может, вся заслуга администрации города Шилка в том, что щедро раздают землю людям под частное строительство, ибо земли в этих краях очень много. Как, впрочем, и во всей нашей России.
Хочется верить, что городом руководят здравомыслящие люди, не в пример прошлым «слугам народа», которые поставили на площади памятник-самолет МИГ-21, когда главная улица Ленина, и эта самая площадь были покрыты разбитым асфальтом на тридцать процентов. Хотя, в первую очередь, на мой взгляд, надо было заниматься не памятником, а асфальтом.
Радует то, что администрация города не забывает тех людей, кто отдал все силы на благо своей родной земли. На монументе, который на главной площади города, портреты героев Советского Союза и героев Социалистического Труда.
ЭХ, ДОРОГИ!
При советской власти от города Шилка до поселка Вершино-Дарасунский ходил два раза в день автобус. Сегодня общественного транспорта в Шилке нет, от слова совсем. Хотя расстояния от центра до окраин большое.
От Шилки до поселка Вершино-Дарасунский водители такси берут три тысячи в одну сторону. Это, конечно, дорого. Но проехав восемьдесят километров по грунтовой дороге, при постоянной тряске, понимаешь водителей такси. Они не хотят на такой дороге разбивать свои машины. Это, пожалуй, главный минус моей малой родины, так и не решенный за последние семьдесят лет.
За полтора часа преодолели путь до моего родного поселка, который за последние шесть лет здорово изменился в лучшую сторону. Это сразу бросилось в глаза.
Гравийная «гребенка» закончилась за километр до поселка. Начался отличный асфальт. Так же заасфальтированы главные улицы. И это, в совокупности с летней зеленью деревьев, сразу создает отличный пейзаж, который шесть лет назад выглядел довольно убого. Центральные улицы тогда были разбиты тяжелыми машинами напрочь. Снесены два двухэтажных барака на улице Центральная. И таких же два барака на улице Пушкинская. Сорок лет назад жить в этих убогих строениях было не то что не комфортно, а просто стремно, выражаясь языком улицы.
ВЕСЕЛЫЙ ПРАЗДНИК С ЗАВЕСОЙ МОЛЧАНИЯ
Восьмого июля попал на праздник семьи, любви и верности. Он отмечался в кинотеатре «Кристалл», который заменил дом культуры. Администрация поселка поздравила три семьи дарасунцев, которые прожили в любви и согласии больше двадцати лет. После поздравлений был концерт. Очень душевно пели песни две красивые девушки. Если процветает народное творчество, то, значит, все в моем родном поселке хорошо. И это самое главное. Где все плохо, там веселых песен не поют и не радуются жизни.
Как и в Шилке, в центре поселка размещены портреты тех, кто погиб на СВО. Есть пропавшие без вести. Эта тема сегодня запретная. О них только, как о героях или никак. И все равно в подсознании бьется мысль: им бы жить да жить. Ведь в расцвете сил ушли туда, откуда возврата нет.
Здравствует поселковый стадион, на котором я еще в свое время играл в футбол-хоккей. Два полноценных спортзала при двух средних школах. Также в отличном состоянии средняя школа, под названием «Белая», которую я закончил в 1970 году.
Гуляя по поселку понимаешь, что неограниченные возможности есть у каждого человека и в любом месте. Это показывают добротные дома за современными железными оградами. Какой дом, такой и хозяин.
МЫШЬЯКОВАЯ ТРУБА
Работает современная обогатительная фабрика, на которой, как я понимаю, моют золото. И на которую постоянно везут руду тяжелые машины. Предприятие отсвечивает ярким синим цветом на фоне безрадостных и серых развалин старой, еще советской фабрики.
На сопке, над этими самыми фабричными развалинами возвышается кирпичная труба высотой почти тридцать метров. Она построена еще пленными японцами в конце сороковых годов.
Я не знаю, зачем она построена. В совдепии часто строили то, не зная что. Водонапорная башня возле восьмилетней школы так и простояла невостребованной в течении двух десятков лет.
Чуть выше на сопке была, так называемая, мышьяковая труба высотой тридцать шесть метров. Из нее постоянно валил ядовито-желтый дым. Когда он опускался на близлежащий лес, то вся зеленая листва мгновенно желтела и опадала. Вроде, это было связано с мышьяком.
ЧАСТНОЕ ЗОЛОТО
В интернете гуляет видео забайкальских журналистов о, так называемой, нелегальной добыче золота местными жителями. Не понимаю, почему нельзя  организовать легальную скупку золота у населения без бюрократических проволочек? Судя по репортажу читинских журналистов, все нелегально добытое золото уходит также нелегально в Китай. А по большому счету, всю добычу золота в этом месте должно взять на себя государство, как в далекое советское время. А не отдавать ее на откуп частным компаниям, как делается сейчас. Ведь в забайкальской руде, кроме золота, присутствуют еще много других полезных металлов.
ТАМ, ГДЕ НЕ МЕШАЮТ ЛЮДЯМ ХОРОШО ЖИТЬ
Русская народная пословица гласит, что не место красит человека. Именно в небольших городках и поселках хорошо видно, кто есть кто. Лентяи и пьяницы останутся такими, какие они есть, и в большом городе.
Дарасунцы, которые не ноют о плохой жизни, а трудятся на благо семьи и себя, имеют отличные дома и красивые машины. У таких людей обустроены и ухожены личные огороды, которые их обеспечивают овощами. И делают независимыми от частной и государственной торговли. В этих местах, еще не загаженных цивилизацией, отличная рыбалка и охота. Получай лицензию на этот вид деятельности и обеспечивай себя дичью и свежей рыбой. Главное не лениться.
Как писал выше, все торжественные мероприятия проходят в кинотеатре «Кристалл». Хороший парк в поселке был всегда. Сегодня он отлично благоустроен. Деньги на благоустройство сквера и парка выделены государством.
КАК БЫ РАСЦВЕЛА НАША РОССИЯ
И я подумал, как бы расцвела наша Россия, включая далекую провинцию, если бы те, кто принимает решения, тратили деньги на благоустройство всей страны, а не на ее ничтожно малую часть.
По крайней мере, дорога Вершино-Дарасунский-Шилка стала бы гарантированно дорогой, а не направлением. Была бы покрыта асфальтом, как и все улицы поселка. Повторюсь еще раз. Вид тех улиц, где нет асфальта, очень уж убогий.
Лично мне кажется, что наша Россия, на фоне генералов-миллиардеров, с которыми сегодня разбираются правоохранительные органы, богатая настолько, что вполне могла бы конкурировать по уровню жизни с супер богатейшими Эмиратами и такой же ухоженной Европой.
Огромные деньги, полученные за двадцать лет от продажи нефти, газа и прочих полезных ископаемых, пользы и достатка основной массе россиян не принесли, как я считаю.
ПРЕЛЕСТИ И ГАДОСТИ РУССКОЙ ПРОВИНЦИИ
И так, что в сухом остатке? Провинция очень ярко показывает на своем примере все недостатки и плюсы большой страны. Которые отлично маскируются при большом скоплении народа в огромных городах, типа Москвы.
Также провинция доказывает очень ярко, что самое главное в любой стране – это люди. Только они развивают и делают процветающей страну. В маленьких городах и поселках каждый человек на виду. Все видят и знают, кто на что горазд. Кто на что способен. Кто чем дышит. И редко в этом ошибаются.
На примере города Шилка, ясно и понятно, что один умный и предприимчивый руководитель способен сделать жизнь людей благоприятной в любых условиях. Даже в условиях минимального государственного финансирования. Как впрочем, не исключено обратное. Ярчайший пример Германии, когда генеральская верхушка и многовековая аристократия подчинились одному психически ненормальному человеку. Чем поставили свою страну и свой народ фактически на грань уничтожения... И к большому сожалению, зачастую не делается из прошлого опыта никаких разумных выводов.
Через двенадцать дней поезд снова несет меня на восток. И снова в вагоне не работает кондиционер, который обещают отремонтировать только во Владивостоке.
Одуряюще липкая жара сопровождает наш поезд на всем протяжении пути. В купе днем находиться практически невозможно. Все пассажиры толпятся в коридоре, где легкий сквозняк от двух открытых форточек. У меня одно желание. Скорее бы доехать до Владивостока.