Юридический комплаенс - это контроль за "чистотой" и законностью деятельности компании. Главной его задачей является исключение потери прибыли. С этой целью проводится анализ соответствия деятельности актуальному законодательству, исключаются риски невыполнения договорных обязательств, наложения штрафов, предъявления исков о взыскании ущерба.
Но это только первоочередная задача. На прибыль в перспективе может повлиять и потеря репутации, если она приведет к сокращению доли на рынке, отказ контрагентов от сотрудничества, утрата клиентов.
Как организовать комплаенс-контроль на предприятии
Запуск комплаенса производится в три этапа:
- разработка стратегии, общих принципов комплаенс-политики на предприятии, выработка эффективных требований;
- анализ и аудит учредительных документов, нормативной и договорной базы, внесение изменений и исправление отступлений от закона при необходимости;
- контроль за текущей деятельностью, выполнением принятых требований.
Комплаенс можно считать рабочим только в том случае, если все проблемы отслеживаются, фиксируются и сразу же решаются "здесь и сейчас". Толчок при его запуске дает решение руководителя сделать деятельность компании прозрачной, работать честно и в соответствии с законом. Эффективный комлпаенс-контроль достигается при наличии твердого намерения воплотить это решение в жизнь, преодолеть косность структуры и возможное противодействие сотрудников и контрагентов.
Направления юридического комплаенса
Внутренний контроль осуществляется в следующих основных формах:
- создание комплаенс-службы и наделение ее конкретными полномочиями по осуществлению контроля. Сотрудники этой службы должны занимать высокое положение в организации;
- исключение коррупционной составляющей, взаимодействие с государственными органами только на основе закона;
- обеспечение законности правоотношений с работниками;
- проверка контрагентов и чистоты заключаемых сделок;
- принятие мер по противодействию отмыванию денежных средств;
- контроль за соблюдением сроков и порядка предоставления бухгалтерской и иной отчетности;
- обеспечение наличия всей необходимой документации для осуществления деятельности;
- постоянный мониторинг изменений в законодательстве.
Разработка документации по комплаенс-контролю
Прежде всего необходимо разработать нормативную базу, локальные правовые акты:
- общий внутренний нормативный акт: политику комплаенс-контроля с закреплением дисциплинарной ответственности за нарушение обязательных требований;
- кодекс корпоративной этики с основными стандартами поведения сотрудников в организации;
- политику противодействия отмыванию доходов, полученных незаконным путем, даже если организация не обязана принимать Правила внутреннего контроля по антиотмывочному закону;
- политику сообщений о нарушении законодательства и норм этики сотрудниками или контрагентами;
- политику выявления и регулирования конфликтов интересов с закреплением преобладания интересов компании над личными;
- политика дарения, которая закладывает понятия "подарок" и критерии его разграничения от взятки или "отката". Как правило, сотрудника не запрещается дарить и получать подарки, но накладываются ограничения по сумме. Здесь необходимо принимать во внимание лимиты ст. 575 ГК РФ, по которой подарки работникам госорганов, учителям и врачам, в отношениях коммерческих организаций между собой не могут быть больше 3 000 рублей.
Все эти документы должны учитывать реалии и создаваться не "для галочки", а для работы.
Мероприятия юридического комплаенс-контроля
В числе основных видов таких мероприятий выделяют следующие:
- анализ договоров на предмет обнаружения коррупционной или "отмывочной" составляющей (выявление признаков незаконных или подозрительных сделок, например, оплата на разные счета, условие об оказании дополнительных услуг и т.д.);
- проведение обучения сотрудников в форме семинаров с мероприятиями по проверке знаний. Рекомендуется привлечь для этого квалифицированных специалистов, собственных или из специализированных организаций;
- осуществление проверок партнеров (на сайте налоговой, ФССП, в банке судебных актов, в специальных реестрах, установление реального нахождения по юридическому адресу, наличия разрешительных документов на занятие декларируемой деятельностью и т.д.);
- проведение внутренних расследований по факту обнаружения фактов нарушения антикоррупционных и иных правил и требований;
- включение в договоры антикоррупционных оговорок, требований о соблюдении антикоррупционного законодательства.
Комплаенс - это постоянное отслеживание рисков, контроль за соблюдением законности в компании. Он может быть невыгоден с точки зрения текущей ситуации (потеря перспективного клиента), но гарантирует надежный базис компании, работает на перспективу.
Читайте в следующе статье: Управленческий учет как способ управления предпринимательскими рисками, налоговыми рисками и создания безопасного бизнеса. Как грамотно поставить, какие задачи предусмотреть, как помогает в структурировании налогообложения