В очередной раз проехав по автомобильной дороге Владивосток – Хабаровск, которая называется «Уссури», преодолевая ее ухабы и рытвины, мы решили немного погрузиться в причины ее плачевного состояния, так как на всех уровнях нам говорят о том, что финансирование федеральных автомобильных дорог осуществляется в полном объеме.
Начали с разработки проектной документации. Из открытых источников получили сведения, повергшие в откровенный шок. «Рука руку моет» – принцип, который отлаженно работает в системе Росавтодора? И если в ближайшее время ничего не изменится, то с течением времени все будет только хуже.
Оперативное управление автомобильной дорогой «Уссури» осуществляет ФКУ ДСД «Дальний Восток», расположенное в городе Хабаровске. Именно оно является заказчиком проектных и строительных работ, а также работ по контролю за качеством строительства – строительным контролем.
Считаю, злоупотребления видны невооруженным взглядом уже на первом этапе – этапе разработки проекта. На мой взгляд, ФКУ ДСД «Дальний Восток» допускает здесь возмутительные нарушения, которые приводят к денежному ущербу для федерального бюджета.
Впервые информация о нелогичных действиях конкурсной комиссии при определении победителей в конкурсах на проектно-изыскательские работы появилась в 2015 году. Тогда на ресурсе https://forums.drom.ru/habarovsk/t1152210090.html было опубликовано письмо, в котором говорилось, что из-за неверной оценки государственному бюджету был нанесен ущерб в размере 40 миллионов рублей. Победителем конкурсов стала организация из г. Владивостока – ООО «Евро-Консалтинг», «победив» дорожные проектные институты при самой большой стоимости и при отсутствии опыта. Данная организация не имела никаких собственных ресурсов для выполнения работ. Об этом свидетельствует не только размещенная информация о наличии лишь одного принтера и одного работника, но и информации из бухгалтерской отчетности. В настоящее время она ликвидирована с формулировкой – в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности.
Максимальное количество работников организации было в 2017 году и составляло 3 человека. В остальное время в ней трудился всего один человек, исполняя государственные контракты на 218 миллионов рублей, заключенные в 2014 году.
Следующий звонок прозвенел в 2021 году. Тогда был проведен ряд закупок. Комиссии необходимо было оценивать пояснительные записки участников и расставлять баллы за соответствующие разделы. Так как одному из участников, впоследствии ставшим победителем (по самой высокой цене) были присвоены максимальные баллы за отсутствующие разделы, федеральному бюджету был нанесен существенный урон, как я полагаю.
Думаю, для понимания того, что оценка произведена «по понятиям», рядовому обывателю не нужно иметь специальные познания в дорожной отрасли, достаточно проанализировать материалы оценки, размещенные в открытом доступе на сайте государственных закупок. Там размещены оцениваемые пояснительные записки участников и их оценка каждым членом конкурсной комиссии. Иными словами, в открытом доступе находятся все материалы, считаю, для возбуждения уголовных дел по данным эпизодам с привлечением к ответственности как членов конкурсной комиссии, так и директора ФКУ ДСД «Дальний Восток». Сейчас ФКУ ДСД «Дальний Восток» проводит конкурсы на проектно-изыскательские работы на общую сумму 552 миллиона рублей, где победителем станет, полагаю, также участник, предложивший самую дорогую стоимость. «Методика» выбора победителя 2022 года заключается в следующем. 44-ый федеральный закон имеет широкий диапазон возможностей для выбора поставщика любого товара или услуги. Заказчик, который стремится получить максимально надежного поставщика, использует все его механизмы.
Что в этот раз сделало ФКУ ДСД «Дальний Восток» для того, чтобы выбрать самого дорогого по стоимости поставщика? Например, если заказчику требуется построить баню, в качестве нестоимостных критериев оценки он устанавливает количество построенных бань или объектов аналогичной стоимости, или площади за определенный промежуток времени. И фаворитом в этом показателе становится та организация, в чьем активе больше построенных объектов-аналогов за определенный период. В том случае, если в качестве аналогов для бани заказчиком применяется количество построенных кварталов небоскребов, победителем в конкурсе на строительство сельской бани станет именно организация, которые строит небоскребы целыми кварталами.
А строители, которые строят бани, чисто математически не смогут стать победителями, так как для того, чтобы выиграть, будут вынуждены предлагать цену строительства бани, которая значительно ниже себестоимости.
Несомненно то, что компания, которая строит небоскребы, может построить баню, только стоимость ее строительства у нее будет значительно выше, чем у той организации, которая специализируется на строительстве бань из-за целиком технико-экономических аспектов. По моему мнению, именно это и сделало ФКУ ДСД «Дальний Восток», заказав строительство бань, фактически объявила конкурс между строителями небоскребов.
Все это уже приводит к тому, что на конкурсах по «строительству бань», по которым подведены итоги, выигрывает «фирма-строитель небоскребов» по самой дорогой цене, а строители бань, которые предлагают цену до 50 процентов дешевле – попросту проигрывают.
К слову, о «строителе небоскребов», который уже выиграл и выиграет оставшиеся закупки по самой дорогой цене, как я думаю. Это предприятие из Санкт-Петербурга под названием ООО «Гео-проект». До момента назначения руководителем Росавтодора одного господина К., который также является выходцем из северной столицы, данное предприятие ничем особым не отличалось, «строило бани», как и большинство предприятий отрасли. После вступления в должность, объемы государственных контрактов с подведомственными Росавтодору структурами выросли в 5 раз. После ухода К. на повышение, на должность первого заместителя министра транспорта РФ, его место занял Роман Витальевич Новиков, который ранее возглавлял обсуждаемое нами ФКУ ДСД «Дальний Восток», после чего, согласно данным системы «Контур. Фокус», работал руководителем ФКУ Упрдор «Тамань» и ФКУ «Центравтомагистраль», где выбирал ООО «Гео-проект» победителем конкурсов, которые и организовывал. По моему мнению, став руководителем Росавтодора, по всей видимости, совместно со старым приятелем Петраевым и решил организовать конкурс на строительство бань среди строителей небоскребов, искусственно увеличив стоимость закупок за счет их объединения, чего раньше никогда не делалось (проведенный анализ с 2013 года показал, что таким образом закупки никогда не организовывались).
По моей оценке, ожидаемый ущерб по проводимым конкурсам будет уточнен к концу мая и по предварительной оценке составит порядка 200 миллионов рублей. Полагаю, если бы ФКУ ДСД «Дальний Восток» корректно использовало механизмы федерального закона 44-ФЗ, экономия средств была бы колоссальной. При этом ни о каком снижении качества речи не идет. Похоже, задача четкая – чтобы выиграли свои в 2 раза дороже рынка.
Очевдино, впоследствии строители небоскребов будут пытаться отдать на субподряд эти работы строителям бань по цене, которую они, строители бань, предлагали на конкурсе и которая до 50 процентов ниже, но при этом оставшиеся «субподрядные», доходящие до половины стоимости государственных контактов, будут поделены между участниками госзаказа – заказчиком и генеральным проектировщиком. Полагаю, такая нехитрая комбинация практикуется руководителем Росавтодора и с рядом его подведомственных учреждений не только в сфере проектно-изыскательских работ, но и в области контроля за строительством (вероятно, чтобы свой контролер закрывал глаза на огрехи проектантов и строителей). В структуре Росавтодора есть подведомственное учреждение ФГБУ «Росдортехнология», руководителем которого является Голодный Сергей Владимирович. В полномочия Росдортехнологии входит надзор за качеством строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог.
Но с приходом на должность руководителя Росавтодора Новикова Р.В., очевидно, было принято решение накинуть узду на финансовые потоки, направляемые на услуги по строительному контролю, «завернув» торги на Росдортехнологию. Строительный контроль – контроль соответствия выполняемых работ проектной документации и требованиям технических регламентов, проводимый в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильной дороги. При этом, в соответствии с п. 8 ГОСТ 32731-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля» – строительный контроль должны осуществлять государственные органы в соответствии с их полномочиями. Государственным органом, осуществляющим контроль на федеральных автомобильных дорогах как раз и является ФГБУ «Росдортехнология». То есть, в том случае, когда она выигрывает закупку на строительный контроль – начинает контролировать сама себя, полностью убивая возможность объективности?!
Невозможность участия в торгах по строительному контролю, равно как и выступление заказчиком строительного контроля для ФГБУ «Росдортехнология» должно быть закреплено законодательно, однако до настоящего времени данный пробел не заполнен. Более того, ходят слухи о том, что Новиков, совместно с Голодным, лоббируют принятие закона, позволяющего Росдортехнологии быть единственным поставщиком услуг строительного контроля на объектах строительства стоимостью свыше 2 миллиардов рублей! Только в последнее время на Росдортехнолгию завернули, по нашему мнению, с участием административного ресурса, следующие торги по строительному контролю, проведенные подведомственными Росавтодору Упрдорами по федеральному закону № 44-ФЗ и впоследствии полностью переторгованными в полном объеме Росдортехнологией по федеральному закону № 223-ФЗ.
По шести проведенным закупкам, отданным на исполнение Росдортехнологии начальная стоимость работ составила 519 миллионов рублей. По результатам проведенных конкурентных процедур Упрдоры, подведомственные Росавтодору заключили контракты на 513 миллионов рублей, то есть практически без снижения. Впоследствии, Росдортехнология в полном объеме переторговала эти объекты на конечных исполнителей за 247 миллионов рублей. То есть, считаю, ничего не делая, Росдортехнология оставила себе 266 миллионов рублей (больше половины!) генерального подряда. А что мешало сразу провести правильно конкурсы, не оставляя на такую прокладку – 52 процентов генподрядных? Вероятно, меркантильные интересы.
52 процентов генподрядных – это просто заоблачная величина. На мой взгляд, если бы конкурсы были проведены правильно, победителем стал бы конечный исполнитель работ без генподрядной государственной прокладки, которая, считаю, ничего не делая, оставляет у себя огромные суммы денежных средств. Думаю, для таких генподрядных нужно иметь колоссальные аппетиты и быть не просто Голодным, а очень Голодным. Не лишним будет отметить и то, что Росдортехнология участвовала на торгах по строительному контролю, которые организовывало ФКУ ДСД «Дальний Восток», на другой подведомственной ему автомобильной дороге – Хабаровск-Лидога-Ванино с подъездом к Комсомольску-на-Амуре, сначала была признана победителем по самой дорогой цене. Однако участник, которого отклонили, решил оспорить данное решение конкурсной комиссии в Хабаровском УФАС и выиграл дело. Ознакомившись с материалами запросов на разъяснение результатов конкурса, заявлением в УФАС и решением, мы убедились в том, что заказчиком все было сделано «по понятиям». В результате договор был заключен с той организацией, которую первоначально отклонили. Потому очень надеемся на то, что строительный контроль за той дорогой был осуществлен не предвзято, и она была построена качественно.
Таким образом, полагаю, можено прийти к выводу, что выигрывая в торгах на строительный контроль, государственное учреждение, созданное для надзора за качеством строительного контроля, не только попадает в финансовую зависимость от тех субъектов, деятельность которых она должна контролировать в связи возложенной на нее государственной функцией, но и «отжимает» 52% стоимости работ в виде генподрядных, которые, очевидно, также распределяются между ограниченным кругом лиц, и в случае правильно организованных торгов могли бы являться экономией средств федерального бюджета, которые можно было бы направить на дополнительный ремонт автомобильных дорог.
К сожалению, приведенный перечень примеров, по моему мнению, злоупотреблений финансами на федеральных автомобильных дорогах является далеко не исчерпывающим. И до тех пор, пока у руля дорожной отрасли стоят подобные руководители, считаю, наши дороги будут в плачевном состоянии, на них будут ежедневно гибнуть люди.
Резюме: проектируют непонятные Евро-Консалтинги и строители бань, которые потом закрываются, а контролируют строительство те, кто должны контролировать контролеров, «рука руку моет», как я считаю. Описанная выше информация дала повод независимо проинспектировать все федеральные дороги, которые обслуживает ФКУ ДСД «Дальний Восток». Поэтому в ближайшее время в планах – разобраться с затратами на ремонт и содержание, оценить их качество не только по дороге Уссури, но и по всем остальным. Так что, продолжение следует.
Сергей М.
Рисунок RSSing
© Арсеньевские вести, 1992—2022. Индекс подписки: П2436
При перепечатке и при другом использовании материалов, ссылка на «Арсеньевские вести» обязательна.
При републикации в сети интернет так же обязательна работающая ссылка на оригинал статьи, или на главную страницу сайта: https://www.arsvest.ru/