– так называлась моя статья, опубликованная в «АрсВест» 12 августа 2020 года.
Поводом для журналистского расследования стало очередное возгорание мусора на так называемом полигоне по захоронению твёрдых бытовых отходов (по существу, это громадная свалка!) в Спасске.
Как говаривал незабвенный премьер Виктор Черномырдин, «не было, не было – и вот опять».Через год, 23 июля, в разгар экстремальной жары и духоты, на городской свалке опять полыхнуло. Очевидцы из окрестных сёл свидетельствуют: пламя поднималось ввысь на несколько метров. А на город наползал удушливый дым. Только к утру следующего дня поднявшийся ветерок развеял запах гари…
Вот поэтому я решила не изменять заголовок – прежнийактуален!
СЛОВА И ДЕЛА
А как гремели литавры, когда бывший губернатор Сергей Дарькин решил заняться утилизацией мусора, которым зарастало Приморье!
«В самое ближайшее время в Спасске-Дальнем начнет действовать современный полигон твердых бытовых отходов, – сообщало агентство VL.Ru 5 декабря 2007 года.–Строительство ведётся по краевой программе «Отходы»... Эксплуатация новых полигонов позволит полностью решить проблему утилизации и захоронения бытовых отходов в муниципальных образованиях Приморья. Площадка… находится в Спасском районе на 536-м километре гострассы Хабаровск-Владивосток. Общая вместимость полигона в неуплотненном состоянии составляет около 1 миллиона кубических метров. Срок эксплуатации – почти 13 лет». (Запомним эту цифру!).
Полагаю, с самого начала была допущена роковая ошибка: при выборе места под объект власти пренебрегли не только «розой ветров» (а направлена онана город!), но и правом жителей окрестных сёл (Дубовское, Красный Кут, Прохоры, Калиновка) на благоприятную окружающую среду.
Полигон мыслили построить в несколько этапов. Проектом предусматривалась сортировка и частичная переработка отходов. Остальное должно было утилизироваться по принципу «слоёного пирога»: утрамбованный слой мусора, затем – земли, и снова – мусора. Это – гарантия от возгораний и загрязнения воздуха. Видела такой полигон под Артёмом, в районе посёлка Углового. Теперь и не догадаешься, что когда-то здесь была громадная свалка. «Слоёный пирог» укрыт сверху надёжным слоем земли. А природа «замаскировала» его травой, кустарниками и деревьями.
Но как-то у нас случается, что деньги кончаются раньше, чем объём работ.
Вот и в нашем случае ограничились первой очередью. Без линии сортировки и переработки.
Очень быстро «полигон» превратился в огромную, дурно пахнувшую свалку.
И – головную боль местных жителей.
Когда перестанет гореть городская свалка? Почему она постоянно дымится? Утром, проезжая по федеральной трассе Владивосток – Хабаровск (так называемый, полигон расположен в естественной придорожной лесополосе), все дышат едким и противным запахом. А в ветреную погоду удушливый дым наползает на посёлок СТА – окраину Спасска, и по «розе ветров» несётся на город. Куда смотрят защитники нашей природы? О чём думают местные власти?
Эти вопросы горожане и сельчане регулярно задают и депутатам, и чиновникам. Те обещают изменить ситуацию, но всё остаётся по-прежнему, причём угроза остаётся!
Первое серьёзное ЧП случилось в 2012 году – тотальное загорание хаотично сваленного мусора.
Процитирую ответ из администрации города Спасска: «Возгорание полигона твердых бытовых отходов ориентировочно (!!!) произошло 14 апреля 2012 года. Арендатором полигона ТБО по договору аренды муниципального имущества № 609 от 15.08.2011 с ООО «Капитал» в лице управляющего Кохан С.А. был сделан вызов в 20-й отряд Федеральной пожарной службы по Приморскому краю. Для тушения очага возгорания на территорию полигона ТБО пожарная охрана не выехала.Начальником отдела благоустройства и природопользования администрации Спасска Кузьминым С.В. были сделаны неоднократные обращения в 20-й ОФПС по Приморскому краю по тушению возгорания по средствам телефонной связи, которые были оставлены без рассмотрения. Расчет для тушения пожара прибыл на полигон ТБО спустя семь дней (!!!), вследствие чего пожаром было охвачено более 50 процентов (!!!) площади размещения ТБО.В связи с большой площадью возгорания полигона ТБО расчеты прибывшей на тушение техники (две единицы) отказались тушить его очаг».
С тех пор и пошло…
«Под Спасском горит городская свалка, - сообщали «Новости Приморья» 9 октября 2012 года. – Сегодня утром в редакцию газеты «Спасск» позвонила Надежда Шитова, живущая в Новинке в переулке Мира: «Мы задыхаемся от дыма! Снова горит свалка, люди травятся угарным газом. Закрыли все окна и двери, сидим в домах. За что же нас так наказывают?!»
А вот выдержка из ответа на жалобу: «Арендатору ООО «Капитал» в лице управляющего Кохан С.А. начальником отдела благоустройства и природопользования администрации Спасска указаны мероприятия для эффективной борьбы по тушению возгорания (отсыпка изоляционного слоя грунтом на территории карт первой и второй очереди, опашка минерализованной зоны вокруг полигона ТБО, складирование вновь привезенных твердых бытовых отходов на территории, огороженной от возгорания, закрытие доступа). Прокуратурой Спасска-Дальнего совместно с администрацией городского округа проводится разбирательство по факту возгорания и наказанию винновых лиц. По состоянию на 12.09.2012 выполнены отсыпка и тушение карты второй очереди, и с 17.09.2012 приступают к отсыпке карты первой очереди, ведётся подготовка котлована для сбора вновь привезенных твердых бытовых отходов».
Елена Телегина, старший помощник прокурора Приморского края, по горячим следам сообщала СМИ: «Прокуратурой Спасска-Дальнего совместно со специалистом Управления Роспотребнадзора по Приморского краю осуществлён выезд на полигон твёрдых бытовых отходов, в ходе которого установлено, что проверяемый объект не отвечает гигиеническим требованиям к устройству и содержанию подобных объектов. К примеру, выявлено беспорядочное складирование отходов по всей территории полигона до проезжей части. Промежуточная изоляция уплотнённого слоя ТБО не проводится, о чём свидетельствует отсутствие запасов грунта. На момент проверки вся территория полигона была задымлена. При этом меры по недопустимости горения отходов не принимались. В соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения. За нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения администрация городского округа, по постановлению прокурора, привлечена к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ. Главе администрации внесено представление об устранении выявленных нарушений. Прокурор города обратился в Спасский районный суд с заявлением о возложении на администрацию ГО обязанности принять конкретные меры по приведению полигона ТБО в соответствие с гигиеническими требованиями к его устройству и содержанию».
Насколько «эффективными» оказались эти меры, показала жизнь.
СВАЛКА ГОРИТ – ЧИНОВНИК СПИТ…
В ночь со 2-го на 3-е ноября 2015 года мы вновь оказались на грани катастрофы.Ядовитый смог затягивал город, а руководство города и района видело радужные сны. И, зная о надвигающейся беде, явилось на работу точно к 9 часам. Война войной – обед по расписанию?
А ведь именно администрация Спасска отдала экологически опасный объект в частные руки – компании «Капитал»!
Кампания «Капитал» существует с октября 2008 года. Основной заявленный вид её деятельности – обработка и утилизация неопасных отходов. Обработка и утилизация!
Всезнающий интернет выдаёт о ней такую информацию: уставной капитал – 10 тысяч рублей. Пять сотрудников. Отсутствие имущества (!!!).Выручка за 2014 – 2020 годы увеличилась с 10-ти до 55 млн рублей, прибыль возросла до 23,7 млн рублей (рост на 1369%). Неплохо, не так ли?
… 1-го августа 2020 года вместо ночной прохлады в открытые окна вполз знакомый удушливый запах гари. Я выскочила на балкон. Как назло, летняя духота и – ни ветерка! Именно он спас нас в ноябре 2015 года.
Звоню в полицию дежурному с единственной целью – зафиксировать официально сам факт загорания полигона. Однако через несколько минут ко мне притопала парочка молодых парней в форме – записать показания в протокол. Так положено. Спрашиваю: что дальше? «Дежурный участковому передаст, когда тот на работу выйдет. Он и будет разбираться».
Пожар тушить надо, срочно! И это – явно, считаю, не функции участкового.
Звоню в пожарную часть и МЧС. Один из руководителей службы, Михаил Николаевич Зюзь, как раз дежурит. Делится информацией: городская свалка загорелась накануне вечером. Выезжал туда лично. Люди работают – как я поняла, бульдозер пытается локализовать возгорание, нагребая на очаг землю. Заливать глубинные тлеющие слои мусора водой бесполезно, пожарники не раз пробовали. Горит-то на всю глубину, а это – несколько метров…
А что же администрация города? Там есть конкретный человек, отвечающий за наше благополучие, – заместитель главы, курирующий полигон КБО. С трудом выясняю его сотовый телефон, набираю номер, представляюсь, извиняясь за поздний звонок: уже за полночь. Но рабочий-то день у чиновников ненормированный, верно? За это, если не ошибаюсь, им и к зарплате что-то капает.
Интересуюсь, как дела на свалке. И с первых же слов понимаю: Павел Олегович Журавский давать мне какую-либо информацию не желает: «Я знаю, кто Вы такая». Звучит не очень оптимистично и где-то даже оскорбительно. Смысл: напишите ещё какую-нибудь гадость. Чиновник недвусмысленно намекает, что он, собственно, уже спит.
Будить человека, конечно, неприлично. Однако приходится, если к этому вынуждают обстоятельства. И если этот человек – ответственный чиновник, который обязан обеспечить безопасность жителей города и нормальное функционирование вверенных ему объектов.
Кстати, руководитель «Капитала» Сергей Кохан в ночь на 1 августа вообще отключился от мира. Ни по одному телефону связаться с ним я не смогла. Надеюсь, что он был на вверенном ему объекте и руководил работами, а не просто не хотел общаться с назойливыми гражданами и журналистами.
Поговорить с Сергеем Анатольевичем мне удалось только после июльского ЧП нынешнего года. И кое-какие моменты добавили опасений.
Например, этот. Край намеревается «переключить» на Спасский полигон, мощности которого уже на пределе (остались две карты), бытовые отходы Черниговского района. Расширяться свалке некуда – вокруг сёла, рядом – трасса Владивосток – Хабаровск. Да и плановые сроки её существования уже истекли (вспомним указанный в 2007 году срок эксплуатации – 13 лет). Ежегодно сюда доставляется более 36 тысяч тонн бытовых отходов.
Уменьшить их количество, говорит мой собеседник, могла бы переработка. Мусор – это не просто хлам и отбросы. Это и сырьё для вторичной переработки. Себестоимость стекла, бумаги, металла, пластмасс, получаемых из него, в пять - шесть раз меньше, чем из первичного сырья.Однако в России до сих пор нет мусороперерабатывающих заводов полного цикла, как, например, в Японии, где из переработанных пластиковых бутылок делают свитера и футболки, офисную мебель, из пережаренного масла изготавливают мыло, из пищевых отходов производят удобрения, из битого стекла – плитку для дорожек. Из отходов в стране Восходящего солнца соорудили даже… искусственный остров Порт Айленд!
– Половина объема мусорного ведра – это вторсырье: пластик, стекло или бумага, которые можно легко перерабатывать. А мы выкидываем все это на свалку, не имея возможности отделить от остальных отходов. При этом российские переработчики завозят вторсырье из-за границы, – говорит член комитета Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды Александр Фокин.
По его мнению, запуск механизма раздельного сбора ТКО в два раза сократил бы объемы захоронения мусора. Сейчас в России более 50% от общего объема ТКО приходится на упаковку различных товаров:
– Пластик разлагается столетиями, литиевые батарейки токсичны. Все это наносит непоправимый вред окружающей среде вместо того, чтобы стать важным элементом экономики замкнутого цикла.
В Приморье, к сожалению, практически нет раздельного сбора ТКО и, соответственно, их переработки. Видимо, пока российское «ноу - хау» – вывезти столичный мусор в северный Шиесили построить не менее экологически опасные, чем свалки, мусоросжигательные заводы.
– Несколько лет назад к нам приезжали китайцы, –- удивляет неизвестным мне фактом Сергей Анатольевич. – Они собирали пластик, измельчали и упаковывали его в мешки для отправки на родину. Однако что-то не срослось – вроде, пошлины на вывоз или на ввоз изменились…
В сентябре 2018 года и.о. губернатора Андрей Тарасенко во время проезда по краю, как сообщала «Приморская газета» со ссылкой на primorsky.ru, обсудил с главами Уссурийска, Спасска, Надеждинского и Ханкайского районов планы утилизации бытовых отходов. Речь шла о рекультивации старых свалок и строительстве мусороперерабатывающих заводов.
Бывший глава региона отметил, что в Приморье начал работу региональный экологический оператор (РЭО). Задача новой структуры – организовать работу по сбору и утилизации мусора.
Однако сразу что-то пошло не так. Новая структура озаботилась лишь рассылкой квитанций.
Что изменилось?
Поинтересовалась об этом у начальника отдела транспорта и благоустройства управления жилищно-коммунального хозяйства городской администрации Виктора Александровича Голубцова:
– Раньше деньги с жителей собирали управляющие компании. ООО «Капитал» обеспечивал вывоз мусора от контейнерной площадки до полигона ТБО, арендатором которого является. Теперь деньги с населения собирает региональный экологический оператор. Он заключил договор всё с тем же «Капиталом»…
Пока мы, жители, не ощутили реальных сдвигов в утилизации отходов. Ситуация прежняя. Только появилась ещё одна чиновничья структура.
Недавно в Спасске побывал губернатор со своей многочисленной свитой. Вместе с краевым министром ЖКХ Олег Кожемяко посетил и пресловутый «полигон», предложив С.А. Кохану взять его в концессию, а для начала вложить 50 млн рублей в покупку мусоросортировочного комплекса.
Кое-где в Приморье они уже установлены. Например, в поселке Ярославском соседнего с нами Хорольского района, а также в Дальнереченске и в Пожарском районе.
Комплекс можетежедневно сортировать до 10 тонн коммунальных отходов – стекло, бумагу, картон, пластик, алюминиевые, жестяные банки – и отправлять их на переработку. Опасные отходы, такие, как батарейки, электроприборы, лампочки, предполагается вывозить на соответствующие предприятия по утилизации. Оставшийся мусор в прессованном виде утилизируются на полигоне в Уссурийске.
Сергей Анатольевич пока думает над предложением губернатора, от которого, похоже, нельзя отказаться: 50 миллионов – деньги немалые. Да и персонал дополнительный придётся набирать. А это не только зарплата, но и взносы в Пенсионный фонд и на социальное страхование…
ПРОЩЕ ЗАКРЫТЬ, ЧЕМ ИЗМЕНИТЬ
Мне несколько раз приходилось бывать на городской свалке (при всём желании не могу назвать её полигоном!). Считаю, страшное и опасное место! По моему мнению,нет грамотного, экологически безопасного обращения с коммунальными отходами.Спасский полигон ТБО, превратившийся в громадную свалку, которая периодически «самовозгорается», полагаю, в один далеко не прекрасный момент может реально задушить ядовитым дымом город и окрестные сёла.
Не пора ликраевому правительству вместе с Региональным экологическим оператором закрыть этот опасный объект, засыпав территорию слоем грунта, и найти для полигона другое место – с учётом «розы ветров» и передовых технологий утилизации, естественно?
Ольга Купчинская,
руководитель Спасского филиала регионального общественного движения
по противодействию коррупции в органах государственной власти и органах местного самоуправления в Приморском крае «Хранители закона».
Спасск-Дальний – Спасский район Приморского краю.