Государственная Дума приняла в первом чтении пакет законопроектов, во второй раз за последние 12 лет радикально меняющих пенсионную систему страны. Введенный с 1 января 2002 года обязательный накопительный компонент перестал быть обязательным, о плавном, растянутом на десятилетия переходе к полностью накопительной пенсионной системе можно окончательно забыть, а гражданам предложено сделать выбор между распределительной системой и распределительно-накопительным гибридом. Выбор, причем окончательный, необходимо сделать до конца 2015 года. У тех, кто начнет трудовую деятельность после 2015 года, будет пять лет на то, чтобы определиться – тоже окончательно.
Те, кто предпочтут сохранить за собой накопительный компонент, смогут менять негосударственный пенсионный фонд или частную управляющую компанию не ежегодно, как сейчас, а раз в пять лет. Кроме того, право перевести свои пенсионные накопления в другой НПФ действует лишь в том случае, если до наступления пенсионного возраста остается более пяти лет.
Что же касается распределительной пенсии, то для того, чтобы иметь право на ее получение, необходимо будет достичь пенсионного возраста (женщины – 55 лет, мужчины – 60), а также иметь минимальный трудовой стаж, который будет повышаться с 6 лет в 2015 году до 15 – в 2024. Размеры пенсии зависят от количества баллов или индивидуальных пенсионных коэффициентов, которые вычисляются по сложной пенсионной формуле. Но, даже зная количество накопленных баллов, точно определить, сколько будешь получать в старости, невозможно, поскольку правительство стоимость баллов будет пересматривать каждый год.
Помимо утверждения пенсионной формулы, Дума приняла в первом чтении законы, направленные на ужесточение требований к негосударственным пенсионным фондам и на создание двухступенчатой системы гарантирования пенсионных накоплений. Так, требования к собственным средствам НПФ будут постепенно повышаться с нынешних 50 млн рублей до 100 млн рублей в 2021 году. Те фонды, которые претендуют на работу с пенсионными накоплениями в рамках государственной пенсионной системы, должны иметь вдвое больше. Кроме того, эти фонды лишаются права самостоятельно управлять активами, они должны будет заключать договоры с управляющими компаниями. А управляющие компании теперь будут нести ответственность за «надлежащее управление» переданными средствами, в то время как в настоящее время УК отвечает за «сохранность» средств.
Самое удивительное заключается в том, что принятый Думой в первом чтении пакет законов не нравится абсолютно никому, за исключением разве что авторов этих законов. Против высказались и Минфин, и ЦБ, представивший на днях собственную концепцию развития пенсионной системы страны, и независимые эксперты, и парламентская оппозиция, не говоря уже о непарламентской. Даже "единороссов" устраивает далеко не все. Например, председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев заявил, что в его профильном комитете со многими новеллами категорически не готовы мириться. «Но невозможно отколупать шоколад от эскимо, съесть шоколад и выбросить эскимо, — сделал он несколько парадоксальный вывод, — Нужно принимать все вместе». Они и приняли, лишний раз доказав свой отрыв от тех, чьи интересы представляют.
Пожалуй, ни одна инициатива властей до сих пор не воспринималась еще настолько негативно совершенно разными слоями общества. С того момента, как начала обсуждаться нынешняя реформа и встал вопрос о ликвидации накопительной части пенсий, количество «молчунов» стало серьезно сокращаться. За последний год заявление о переводе средств в НПФ написало столько же российских граждан, сколько это сделали за предыдущие 10 лет. Общая численность тех, кто предпочел забрать свои накопления у государства, превысила 20 миллионов человек, и забрали они у ПФР более триллиона рублей. Причем основная масса тех, кто этого не сделал, оставила деньги в ВЭБе вовсе не потому, что доверяет государству, а из уверенности, что государство в случае нужды заберет деньги и из негосударственных фондов.