«MAXIM» предлагает максимум удобств и минимум гарантий
Автомобиль, как известно, не роскошь, а средство передвижения. И это, пожалуй, самый мобильный транспорт.
Если собственного авто у Вас нет, то к Вашим услугам – такси.
На территории нашего городка (и, думаю, не только нашего) всё чаще мелькают автомобили с интригующей маркировкой «Maxim».
Однако фирмы такой, оказывается, нет!
«Сваха» из интернета
На территории Спасска расположен лишь офис сервиса заказа такси «Maxim», и деятельность его, как выяснилось, не связана с оказанием услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Как это может быть? – спросит дотошный читатель.
А вот примерно так.
1 ноября 2017 года некий директор управляющей организации «Управление регионами» Максим Шушарин, представляющий ООО «Максим – Владивосток», заключил договор франчайзинга (это заковыристое слово означает коммерческую концессию – вид рыночных отношений, когда одна сторона передаёт другой за плату право на определённый вид предпринимательства) с индивидуальным предпринимателем из Хабаровска.
Таким образом, Ильяс Валиев получил, так называемый, «комплекс прав» на информационную деятельность с использованием бизнес-модели и бренда «Сервис заказа такси Maxim» в пределах административных границ территории г. Спасска.
Всё новое – хорошо забытое старое. Как сказал поэт, «мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь» и помним, как во время татаро-монгольского ига русские князья получали от ордынских ханов ярлыки на княжение. Тогда, правда, мир ещё не накрыла невидимая сеть интернета, а так всё очень даже похоже. Гражданин из Владивостока передал гражданину из Хабаровска ярлык на «княжение» в Спасске…
Дальше – дело техники.
«Ваш звонок важен для нас…»
Вы набираете номер, и «Maxim» размещает Ваш заказ в программно-информационном комплексе, предоставляя доступ к нему реальному перевозчику. При этом сервис заказа такси «Maxim» лишь гарантирует внесение заказа в программно-информационный комплекс, и ничего более!
В правилах работы «Maxim» недвусмысленно записано: сервис не принимает на себя ответственность за неисполнение перевозчиком своих обязанностей, а также за возможные прямые убытки или упущенную выгоду заказчика в результате пользования его услугами.
Т.е. «Maxim» не является таксомоторной организацией. Он самостоятельно не оказывает услуги по перевозке пассажиров и багажа. Это – агрегатор. Толкование непривычного для многих слова даёт Википедия:
«Агрегатор — электронная торговая площадка, обеспечивающая проведение закупок «в один приём».
Нечто вроде электронной «свахи»: «Ваш товар – наш купец». Есть потенциальный пассажир-заказчик и гипотетический перевозчик. Чтобы встретились эти «два одиночества», и работает упомянутый сервис. Это оператор, передающий заказ перевозчику. Его «фишка» – информационные услуги, т.е. предоставление доступа к электронной базе данных о существующей потребности в перевозке пассажиров!
Таким образом, ответственность за исполнение заказа несёт только перевозчик.
Для легковых такси разработаны специальные правила, обеспечивающие комфорт и безопасность пассажиров.
Водитель должен иметь водительские права с открытой категорией «В», действующую медицинскую справку, подтверждающую его возможность управлять автотранспортом. Он должен обязательно пройти перед рейсом медицинский осмотр, о чём делается отметка в путевом листе, иметь разрешение (лицензию) на перевозку.
Гражданин может работать в такси, если с момента первого получения им прав прошло минимум пять лет, или он имеет водительский стаж более трёх лет, подтверждённый выпиской из трудовой книжки.
Водитель легкового такси обязан иметь при себе, кроме водительского удостоверения, и другие документы. Например, свидетельство о регистрации, диагностическую карту технического осмотра автомобиля, оригинал лицензии (её могут получить только индивидуальные предприниматели или юридические лица), путевой лист с отметками о прохождении технического и медицинского осмотра перед выходом на линию. И, естественно, полис ОСАГО. Причём не простой, а предусматривающий возможность использования авто в качестве такси.
Автомобиль такси должен быть в исправном техническом состоянии и проверяться перед каждой рабочей сменой. Отметим, что и периодичность прохождения технического осмотра более частая, чем обычно, – раз в 6 месяцев. На один из бортов наносится цветографическая схема в виде чёрных квадратов, расположенных в шахматном порядке, на крыше устанавливается оранжевый фонарь. Обязательно наличие аптечки для оказания первой помощи, знака аварийной остановки, огнетушителя, запасного колеса, шанцевого инструмента, специального удерживающего устройства для перевозки детей младше 12 лет.
Правила использования легкового такси, рекомендации по правам и обязанностям водителей и пассажиров направлены не только на обеспечение безопасности при движении, но и на снижение числа нелегальных таксистов, которые, силу разных причин, могут сделать Вашу поездку фатальной.
«Ямщик, не гони «лошадей»…
Кто же он – водитель, которому мы вверяем свою жизнь?
Автомобиль – не старинная тройка. Это – средство повышенной опасности с куда большим количеством «лошадей».
Ситуация с водителями от «Maxim» – особая.
Перевозчик приобретает у сервиса за плату лицензию на право использования его базы данных о заказчиках, т.е. потенциальных пассажирах, и принимает на себя ответственность за оказание услуги. В лучшем случае, заказчик может пожаловаться в «Maxim» на перевозчика, и сервис передаст претензии недобросовестному водителю. А дальше «электронная сваха», как Пилат, умывает руки. «Дальнейшее урегулирование конфликта осуществляется между заказчиком и перевозчиком без участия «Maxim», – записано в правилах работы сервиса. И уточнено: «Содержание настоящего пункта не может расцениваться как принятие Maxim на себя каких-либо обязательств по возмещению вреда в натуральной или денежной форме».
Дьявол – в деталях
Как правило, для местных водителей работа с сервисом такси «Maxim» – элементарная подработка. И это неплохо, ведь в Спасске и его окрестностях очень непросто найти хорошо оплачиваемую работу. Однако здесь и таится опасность. Такой водитель – практически «человек с улицы». Его профессионализм и надёжность пассажир вынужден принимать на веру. Это в официально зарегистрированных фирмах такси есть руководитель, технические специалисты, медики, контролирующие водителей и несущие персональную ответственность за их деятельность.
Сотрудники отдела ГИБДД говорят, что сложно установить, занимается ли гражданин перевозкой людей. Как правило, он пытается объяснить присутствие пассажиров «дружеской услугой». Типа, подвожу своих знакомых, разве нельзя?
Водители работают неофициально. Естественно, и налоги не платят. Но это уже – головная боль фискальных органов.
Дело в куда более серьёзных моментах. А если уставший после основной работы водитель (тут не до режима труда и отдыха – человек стремится заработать, и состояние его здоровья, в частности, трезвость, в момент выхода на линию никто, кстати, не проверяет) не справится с управлением, и случится ДТП? Виновник, конечно, понесёт ответственность, но в каком объёме? Выплаты пострадавшим в аварии от «частника» несопоставимы с теми, которые сделало бы юридическое лицо, т.е. официально зарегистрированная фирма такси.
Не случайно бдительные граждане бьют тревогу, обращаясь в правоохранительные органы. Вот одно из таких писем, адресованное городской прокуратуре:
«Деятельность сервисов заказа такси является неправомерной, осуществляется с грубыми нарушениями законодательства и создаёт угрозу жизни и здоровью неопределённого круга лиц, а также публичным интересам.
Так, какие-либо договоры (трудовые или гражданско-правовые) между указанными юридическими лицами и гражданами, выполняющими перевозки (водителями), не заключаются, путевые листы не выписываются. Это является нарушением трудового и гражданского законодательства и приводит к тому, что ответственность несёт или будет нести, в том числе за возможное причинение вреда жизни и здоровью граждан, не юридическое, а физическое лицо...
Транспортные средства не проходят предрейсовые технические осмотры.
Несмотря на то, что автомобили, на которых осуществляется перевозка пассажиров, используются в коммерческих целях (т.е. для предпринимательской деятельности), их водители имеют полис ОСАГО как для транспортных средств, которые используются для личных нужд. В результате плата за полис ОСАГО производится по заниженному тарифу.
Кроме этого, к автомобилям, используемым в качестве такси, предъявляются повышенные требования в части периодичности прохождения технического осмотра, тогда как иные транспортные средства такому постоянному и тщательному техническому осмотру не подвергаются.
Несмотря на это, транспортные средства, используемые в качестве такси, в данном случае такой тщательный технический осмотр и диагностику не проходят.
В нарушение налогового законодательства в автомобилях, используемых в качестве такси, кассовые аппараты не установлены, что указывает и на нарушение законодательства о защите прав потребителей».
– Сотрудниками МО МВД России «Спасский» в рамках контроля безопасности дорожного движения и законности предпринимательской деятельности неоднократно привлекались к административной ответственности лица, пользующиеся услугами сервиса заказа такси «Maxim» и перевозящие пассажиров на коммерческой основе, – свидетельствует начальник ОГИБДД Николай Колесник. – В соответствии с частями 1 и 2 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях в Российской Федерации при проведении профилактических мероприятий под условными названиями «Перевозчик» и «Такси» выявляются и пресекаются правонарушения в области безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом. Около 20 материалов за незаконную перевозку пассажиров без лицензии направлено в Спасский районный суд…
«Трое в лодке, не считая Харона»…
Всё сказанное выше заставило автора этих строк усомниться в верности поговорки «Лучше плохо ехать, чем хорошо идти». Всё-таки лучше ехать хорошо, чтобы с Вами и Вашими близкими не случилось непоправимой беды.
И мне кажется, следует тысячу раз подумать, прежде чем вверять свою жизнь водителю с сомнительным правом на перевозку пассажиров.
Не исключено, что он может оказаться Хароном – мифическим перевозчиком душ умерших через Стикс – реку невозвращения…
Ольга Купчинская,
руководитель Спасского филиала регионального общественного движения по противодействию коррупции в органах государственной власти и органах местного самоуправления в Приморском крае «Хранители закона».
Фото Vladtime.ru