За последнее время вопрос введения прогрессивной шкалы подоходного налога поднимался не раз. Такая норма действует практически во всех странах мира, да и в России до 2000 года была. Тогда максимальная ставка НДФЛ составляла 40%. Затем, правда, Путин добился принятия плоской шкалы, когда все платят одни те же 13%, независимо от размеров дохода.

Предложение о введении прогрессивного налога только депутаты Госдумы отклоняли более десяти раз. Аргументы тут приводятся разные, но главных всего три.

Первый – что, якобы, народ против, так как он, в принципе, против любого вообще увеличения налогов.

Второй аргумент, его недавно повторил наш новый премьер, заключается в том, что у нас, якобы, нет среднего класса, который, в основном, и должен платить повышенный налог.

Третий аргумент – крайняя незначительность сумм, которые может дать прогрессивная шкала.

Давайте же рассмотрим эти аргументы поподробней.

Говорить о том, что народ будет против прогрессивной шкалы – значит просто нагло врать. Во все времена и во всех странах бедные недолюбливали богатых. И потому даже, если полученные с них деньги просто жечь, народ бы не возражал. Ну, а коль эти деньги не сгорят, а пойдут на улучшение жизни простых людей, россияне приняли бы это на ура.

Но тогда вопрос: а кто для наших властей народ? Ведь единственные, кому такой шаг не понравится, это богатые россияне. То бишь, что для власти народ – это только те, кто богат.

Возьмем второй – что процент богатых людей в России достаточно невелик. Однако лиц, имеющих на сегодня ежемесячный доход выше 100 тысяч – примерно 2 млн.

Но в данном случае важно не количество таких людей, ведь речь идет не о душевом налоге – а то, какими доходами они располагают. Так вот, в современной России эти около 7% населения получают 83% совокупного общенационального дохода. Поэтому говорить о малом количестве налогоплательщиков с большими доходами неправильно по двум причинам. Во-первых, 2 млн. – не такая уж и малая группа, как нам пытаются внушить; а во-вторых, для налога важна сумма, с которой он платится. Поэтому надо говорить, что это коснется 83% доходов в РФ – а эту цифру никак не назвать незначительной.

И переходим к третьему аргументу: о незначительности для экономики полученных сумм. Давайте посчитаем. За прошлый год 10% самых богатых россиян получили совокупный доход около 700 млрд долл. Если бы ставка подоходного налога для этой категории россиян была хотя бы на уровне 35%, что по сравнению с другими странами довольно мало, бюджет России получил бы дополнительно 700*22%= 154 млрд долл. или почти 9,7 трлн руб.

Это почти половина национального бюджета 2019 года. Это больше, чем доходы бюджета от нефти и газа, почти в два раза больше, чем мы получаем от НДС, повышение которого всего на 2% нам преподносили, как колоссальную помощь экономике страны.

То есть введение прогрессивной шкалы налогообложения позволило бы, как минимум, вдвое увеличить расходы на социальную политику. Соответственно, в два раза выросли бы пенсии и пособия, а также зарплаты бюджетников. Пенсии в 25-30 тысяч и зарплаты в 80-90 тысяч рублей в месяц – это была бы не утопия, а уже сегодняшняя реальность. При этом можно было бы и значительно увеличить расходы на здравоохранение, образование и культуру. Не собирать больше деньги на лечение больных детей всем миром и не закрывать тысячами сельские медпункты и школы.

Но, видимо, нормальная жизнь 90% россиян не настолько важна нашим властям, насколько им важно сохранить в неприкосновенности доходы 10%. Отсюда и все лживые насквозь, как видим, доводы против введения прогрессивного налога.

Публицист.ру