Если долгие годы шла дискуссия о разделении затрат на образование между студентами и государством, то сегодня вполне резонно задать вопрос: а почему в финансировании активно не участвует третья сторона – частный бизнес? Ведь будущие специалисты готовятся, в том числе, для него?
Где инвесторы? Вопрос этот не праздный. Сегодня на образование в мире выделяются огромные деньги. Значительная часть – со стороны частного сектора. И прежде всего в развитых странах бизнес заметно «разбавляет» затраты государства на просвещение населения. Нередко, совокупные вложения частных компаний составляют от нескольких сотен до тысячи долларов на человека в год. Например, в США, Австралии, Канаде, Великобритании.
Что остается делать развивающимся странам, чтобы отставание не стало критическим, а население было образованным по современным стандартам? Эта проблема поднималась на недавнем Всемирном инновационном образовательном саммите в Катаре. Эксперты пришли к выводу – не стоит гнаться за абсолютными цифрами, но для развития человеческого капитала страна должна тратить не менее 5% своего ВВП, как рекомендует Всемирный банк. И без привлечения частных инвестиций здесь не обойтись.
Это касается и России. По данным Минфина РФ, сейчас расходы на образование у нас составляют 3,7% национального ВВП, а в следующем году прогнозируется – 3,8%. Несмотря на рост финансирования, без ощутимой поддержки образования со стороны частного капитала нам будет крайне сложно сохранять конкурентоспособность своей экономики и науки в мире.
Что для этого могут сделать сами учебные учреждения? Сегодня главные источники внебюджетных средств российских вузов – доходы от самостоятельной и коммерческой деятельности (которая не финансируется учредителем), а также различные пожертвования, не имеющие целевого характера. Таким образом Плехановский университет зарабатывает 8 млрд руб. в год, при этом от учредителя в лице государства мы получаем только 2 млрд руб.
Как найти средства? Мы можем дать ряд рекомендаций, опираясь на опыт Российского экономического университета. Среди примеров успешного внедрения механизма привлечения частных средств в высшее и дополнительное образование, можно выделить следующее:
Оказание платных образовательных услуг. Это, пожалуй, один из главных источников частного финансирования в образовании. Например, в следующем 2020 году мы планируем набрать на бакалавриат и специалитет Московского кампуса 3,5 тысячи студентов на платной основе и 711 «бюджетников». Стоит отметить: платить за целевое обучение могут не только физлица, но и организации, которые заключают со студентами и вузом соглашения. После выпуска «целевик» должен будет отработать в компании, которая инвестировала в его подготовку.
Участие частного бизнеса в создании и софинансировании деятельности вузов (факультетов, кафедр). Наглядный пример – факультет бизнеса «Капитаны», который был образован в РЭУ в 2016 году совместно с Благотворительным фондом поддержки образовательных программ и молодых предпринимателей «КАПИТАНЫ». Программа родилась, как инициатива частного бизнеса в ответ на призыв Президента создать в течение шести лет 25 миллионов новых рабочих мест.
Сейчас студенты факультета с первого курса создают бизнес-проекты, где на практике закрепляют базовые знания, полученные не только от доцентов и профессоров вуза, но и владельцев крупных предприятий, предпринимателей и профессиональных коучей. В систему обучения встроен бизнес-акселератор, где менторы и наставники помогают студентам работать над собственными проектами.
Совместно с бизнесом университет уже открыл несколько базовых кафедр: это кафедра «Управление проектами и программами Capital Group», кафедра Благотворительного фонда поддержки образовательных программ «Капитаны» «Инновационный менеджмент и социальное предпринимательство», базовая кафедра компании 1С.
Партнерские кафедры не только обеспечивают нас преподавателями-практиками, но и позволяют выполнять различные бизнес-задачи, осуществлять финансирование реализуемых проектов, проводить подготовку и переподготовку сотрудников компаний в стенах университета.
Участие в выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ по заказу частного бизнеса. Это одно из важных направлений, которое необходимо развивать в России. Слабое взаимодействия бизнеса, как заказчика технологических решений, и российских вузов, которые могут выгодно поставлять свои разработки на рынок, сегодня отмечают многие эксперты. Укрепить эти связи – двусторонняя задача. Мы со своей стороны сами стремимся заинтересовать бизнес, демонстрируем возможности университета и находим партнеров.
Сейчас кафедры и научные подразделения РЭУ активно участвуют в технологических разработках по заказу различных компаний, в том числе международных. В этом году по итогам выполнения научно-исследовательских работ только головная часть вуза может привлечь порядка 300 млн. руб. И с каждым годом оплата за подобные заказы увеличивается.
Подготовка и переподготовка сотрудников компаний. Сегодня российские университеты активно развивают дополнительное профессиональное обучение: реализуют программы повышения квалификации и переподготовки, проводят семинары и дополнительные общеразвивающие программы. Что касается РЭУ, то в этом году мы ожидаем очередной прирост поступлений по программам ДПО – до 386 млн. руб. Замечу, это без учета филиалов.
Создание эндаумент-фонда (фонд целевого капитала). Назначение этого ресурса – финансирование новых инициатив, направленных на развитие учреждений. Средства в фонд поступают от благотворителей – это могут быть как компании, так и частные лица, например, выпускники. Управлением полученных денег занимается не сам вуз, а профессиональная компания. Ее задача – преумножить средства. Доходы фонда направляются на цели, определенные жертвователями, оставшиеся деньги фонда продолжают «работать». Сейчас в России действует свыше 70 эндуамент-фондов, преимущественно в сфере образования.
В нашем университете уже идет создание такого фонда. Благодаря ему мы планируем улучшить материально-техническую базу, повысить эффективность научной и учебной деятельности, а также оказать дополнительную поддержку талантливым студентам и преподавателям.
Предоставление во временное пользование объектов недвижимости и движимого имущества. Вузы могут предоставлять частным лицам и организациям помещения для ведения различной профессиональной деятельности. Это могут быть как небольшие офисные помещения, так и залы для проведения конференций, выставок, соревнований и других массовых мероприятий.
Таким образом привлечь частный капитал в финансирование и развитие российского образования учебные учреждения могут уже сегодня. Задача государства – решить ряд вопросов, связанных с «зарегулированностью» отечественной системы образования, и открыть больше возможностей в ней для инвесторов и потенциальных работодателей.