Во всем мире воплощать бизнес-идеи в реальность помогают венчурные инвестиции. И когда стартап еще не созрел, чтобы вызвать интерес у банков или фондов, на помощь с деньгами приходят частные инвесторы – бизнес-ангелы. Вложения рискованные, но если поддержанный проект выстреливает, – окупаются многократно. Интересных идей и отчаянных предпринимателей в России предостаточно. Но что мешает развивать подобное инвестирование – попробуем выяснить.
Что сокращает ангелов? На первый взгляд, с инвестированием у нас не все так плохо. Последние годы российский венчурный бизнес победно отчитывается об объемах вложенных средств. Но цифры заставляют задуматься. Да, рост инвестиций по итогам 2018 года превысил 50% (в этом году мы ожидаем похожие цифры), но на начальные стадии (когда проект еще находится на уровне идеи и только запускается) приходится не более 5% этих средств.
Сам российский рынок венчурного инвестирования оценивается в мизерные 0,35% мирового, что явно непропорционально российской доле в мировой экономике. Выходит, существует огромный нереализованный потенциал.
Энтузиастами венчурного инвестирования в проекты на начальной стадии традиционно являются бизнес-ангелы, на последующих стадиях их доля участия стремительно сокращается. С прошлого года начала уменьшаться и доля российских компаний в портфелях венчурных инвесторов. Не удивительно: глобализация рынка рискованного инвестирования в мире негативно отражается на инвестиционной привлекательности российских стартапов. Но это очень тревожный звонок. Он может свидетельствовать об утрате нами конкурентных преимуществ и снижении благоприятных условий для инноваторов.
Две главные причины. В чем же основные проблемы российского бизнес-ангела? Я бы выделил две: информационная и законодательно-экономическая.
Венчурные фонды и инвесторы стали заложниками «ахиллесовой пяты» эффективных рынков – асимметричности информации о реализуемых проектах. Острейший дефицит данных относится даже не к реализованным проектам, а скорее к абсолютному большинству венчурных инвестиций, закончившихся потерей денег. Возможность учиться на чужих ошибках в вычурном бизнесе сегодня скорее отсутствует, несмотря на абсолютную цифровизацию этой сферы.
Вторая проблема – в России права миноритариев де юре и де факто гораздо больше ограничены, чем в целом ряде развитых стран. Но это лишь объясняет, почему бизнес-ангелы не всегда заинтересованы в доведении успешного венчурного проекта до стадии крупного бизнеса.
Три решения. Тем не менее, выход есть. Можно предложить три инструмента, которые смогли бы вдохнуть еще одну жизнь в венчурных инвесторов:
- конвертируемый займ (законопроект внесен в Госдуму еще в 2017 году, где и продолжает пылиться);
- суперголосующие акции (класс акций, дающих большее количество голосов по сравнению с остальными);
- учет в налогообложении при выходе из удачного проекта понесенных затрат по неудачным.
Новые условия. Что касается создания технопарков, производственных кластеров и особых экономических зон, – они уже сыграли свою значимую роль в поддержке инновационной активности и стимулировании креативного класса предпринимателей. В настоящее время этот инструмент, несмотря на различные налоговые и иные преференции, перестал восприниматься венчурными инвесторами как инвестиционно-перспективный. Сменились мировые тренды и цифровая экономика начинает диктовать свои условия развития. Перечислю лишь некоторые из них:
- трансграничность;
- универсальность и многофункциональность;
- роботизация и автоматизация;
- интеграция в единую экосистему;
- миграция денежных потоков от собственников средств производства к создателям цифровых продуктов.
Это не исчерпывающий перечень, но практически все российские венчурные проекты «живут на облаках», т.е. существуют в виртуальном пространстве. Как следствие, физические границы каких-либо зон уже давно стали пережитком прошлого, а наличие образовательного и финансового центра лишь приятным дополнением, но не обязательным условием.
Шансы есть. Успешные российские инновационные проекты обладают колоссальной добавленной стоимостью, демонстрируя отменную динамику финансовых показателей. Крупнейшими сделками на рынке венчурного инвестирования стали сделки по покупке проектов Ozon, Citymobil, NGINX, «Активный Компонент» и др. Суммы сделок измерялись десятками миллионов долларов, да и представляли разные отраслевые сегменты.
Если перефразировать высказывание одного мудреца, то: «Если не я, то кто? Если не сейчас, то когда?». Современные «интернет-гиганты» Google, Facebook, Amazon и др. успешно реализуют тактику «выжженной земли», не оставляя пространства для выращивания наших российских «единорогов» (компании со стоимостью более миллиарда). Но тем цифровая экономика и хороша, что никогда не знаешь, какой проект может привести к миллиарду.