Подготовить востребованных специалистов для цифровой экономики будущего оказалось задачей непростой. Перед вузами возникло как минимум 7 проблем, которые нужно решать в ближайшее время. Как преодолеть возникшие сложности, выяснили эксперты РЭУ им. Г.В. Плеханова и поделились опытом на конференции Проекта 5-100 «Ведущие вузы России: пройденный путь в лидеры и новые стратегии развития».
Обозначу проблемы, с которыми мы сталкиваемся и как мы их решаем.
Проблема номер 1 – вероятность возникновения так называемых профессий будущего. Это может быть «аналитик интернета вещей» или «создатель цифровых двойников». Но какие точно возникнуть профессии на горизонте ближайших лет, определить сложно, поэтому задача университета – дать, прежде всего, глубокие фундаментальные знания, отработать прикладные подходы и сконцентрироваться на гибких навыках и исследовательских компетенциях через организацию проектной и научной работы студентов. То есть развить у студентов способности работать в реальной и виртуальной проектной группе, креативность, умение учиться, критическое мышление и так далее.
Необходимо развивать компетенции, которые будут востребованы в прогнозируемых профессиях, цифровой экономике. И сам процесс совершенствования знаний может длиться в течение всей жизни.
Проблема номер 2 – необходимость обеспечения непрерывности и преемственности между школьным, средним профессиональным, высшим и дополнительным образованием. Цифровая грамотность – основной элемент компетенций успешного игрока новой реальности. Задача непрерывного образования – обеспечить сквозное формирование компетенций со школьного уровня и в течение всей жизни. Важное условие – постоянное обновление спектра программ дополнительного образования. Они должны оперативно реагировать на технологические и практические вызовы внешней среды, обеспечивать формирование компетенций, необходимых «здесь-и-сейчас» для вновь возникающих цифровых профессий.
Многоуровневая система подготовки кадров РЭУ обеспечивает реализацию такого принципа в полной мере. Для этого в частности в системе вуза был создан Институт цифровой экономики и информационных технологий. Он включает 10 кафедр, научные и практические лаборатории, центр компетенций цифровой экономики, НИИ «Стратегические информационные технологии» и Московский приборостроительный техникум.
Основная задача такой системы – формирование для каждого обучающегося, начиная со школьного уровня, эффективного профиля компетенций. Такой профиль должен обеспечить максимальную профессиональную мобильность в условиях высокой неопределенности рынка труда.
Для успешного освоения сквозных технологий в университете создана и продолжает развиваться лабораторная база. Она дает возможность студентам использовать программное и аппаратное обеспечение ведущих мировых и отечественных разработчиков, что в свою очередь позволяет проводить проектное обучение, научно-исследовательскую работу, подготовку к участию в хакатонах, конкурсах, олимпиадах и соревнованиях.
Проблема номер 3 – при ранней профориентации необходимо учитывать личностное самоопределение – внутреннюю готовность личности к самостоятельному и осознанному выбору одного из многих вариантов развития.
Для максимального раннего старта подготовки будущих специалистов и их профессиональной ориентации с этого учебного года в экономическом лицее нашего университета открыты классы подпрофиля «Цифровая экономика». Ученики этих классов, в частности, решают задачи повышенной сложности по математике, участвуют в проекте «Основы искусственного интеллекта и машинного обучения».
Для усиления работы по раннему профессиональному старту и расширению возрастных категорий слушателей намечено создание молодежного технопарка по освоению сквозных технологий и их практического применения в отраслях экономики. В лабораториях технопарка будут проводиться занятия не только для учащихся школ, лицеев и техникумов, но и откроются курсы для старшего поколения.
Проблема номер 4 – перенос акцентов с передачи знаний на решение реальных практических задач. Эта задача потребовала серьезной переработки методики преподавания. В результате практикоориентированность образовательной программы обеспечена за счет выполнения широкого спектра практических заданий в рамках учебного плана на основе созданной лабораторной базы, а также при поддержке индустриальных партнеров. С некоторыми из них созданы базовые кафедры в структуре института. Подтверждением высокого уровня подготовки студентов стали победы, одержанные нашими студентами в различных хакатонах, конкурсах, олимпиадах и соревнованиях.
Проблема номер 5 – формирование исследовательских компетенций как базиса для дальнейшего профессионального развития. Формирование таких компетенций у нас происходит на всех уровнях образования в рамках научной и проектной деятельности. В том числе на базе лаборатории цифровой подготовки института и научных лабораторий научно-исследовательского объединения университета.
Подготовка кадров продолжается в аспирантуре и докторантуре. Исследования, проводимые в рамках данных уровней, охватывают весь спектр проблем современного этапа становления цифровой экономики России.
Проблема номер 6 – преодоление цифрового разрыва между поколениями. Являясь так называемыми «цифровыми аборигенами», наши студенты сами формируют цифровую среду университета за счет максимальной интеграции работы студенческих проектных групп с задачами цифровизации университета.
В настоящее время у нас ведутся работы по проектам: «Цифровой тьютор», «Мобильное кроссплатформенное расписание занятий», «Интерактивная карта РЭУ». Последнее представляет собой информационную систему навигации внутри здания университета при использовании смартфонов и QR-меток, размещённых на стенах.
Проблема номер 7 – риск потенциального роста безработицы с развитием цифровой экономики. Этот риск связан с трансформацией рынка труда и постепенным вымыванием некоторых профессий и даже отраслей за счет внедрения новых информационных технологий. На минимизацию угроз такой трансформации рынка нацелена система программ ДПО, призванная оперативно реагировать на изменения. В настоящее время мы предлагаем более 50 программ для адаптации в новых условиях цифровизации. Например, по программе «Управление, основанное на данных» в университете проходят подготовку 250 государственных служащих, которые будут играть роль ключевых агентов цифровой трансформации в своих организациях.
Принятие мер по решению данных задач позволит вузам максимально эффективно готовить специалистов будущих профессий. И достойно конкурировать на рынке образовательных услуг, в том числе на международном уровне.