По данным Superjob, 42% представителей поколения Z считают, что родители не должны помогать детям в трудоустройстве. Каждый четвертый отмечает, что родители должны помогать в поиске вакансий. 24% представителей поколения Z полагают, что родители должны помогать искать работу через знакомых и родственников. 6% готовы доверить родственникам телефонные переговоры с работодателем. 4% респондентов считают, что родителям необходимо ходить вместе с ребенком на собеседования. Среди прочих вариантов участия родителей в трудоустройстве молодые люди отмечали помощь советом, поддержку и мотивацию (4%).
Комментарий от Ксении Большаковой, руководителя направления «Карьера и профориентация»
Что нужно знать поколению Z, чтобы найти интересную работу?
Определитесь с направлением
Чтобы понять, что вам ближе, читайте книги и блоги, отмечайте интересное, участвуйте в различных мероприятиях, сделайте проект, в котором все роли возьмёте на себя — от идеи до реализации.
Изучайте технологии и прокачивайте навыки самостоятельно
В вузе вас знакомят с теорией, а работодателю нужна практика. В вуз приходят лекторы из реальных компаний? Не пропускайте их лекции! Учитесь даже тогда, когда едете в автобусе. Гуглите: на просторах интернета вы найдёте краткие курсы почти по любому направлению с практикой и сертификатами (это тоже важно). Помните: ответственность за знания только на вас. Выберите направление, создайте план, по которому постепенно будете осваивать инструменты, языки и т. д.
Делайте проекты
Вам нужен именно опыт, который можно показать работодателю. Где брать проекты? Лабораторные или курсовые работы — отличное поле для практики. Изобретайте «велосипеды», так вы быстрее разберётесь в предметной области. Помните: пока вы спите и отсиживаетесь на парах, кто-то прокачивает портфолио.
Прокачивайте soft skills
Зачем нужны гибкие навыки? Как минимум затем, чтобы общаться с командой на равных. А ещё чтобы планировать время и задачи, ставить правильные цели, быть ментором и управлять эмоциями. Soft skills помогут выступать на конференциях, рассказывать о победах и задачах, над которыми вы работаете. Помните: сегодня большинство продуктов разрабатывают в командах. Быть командным игроком, который не умеет слушать, задавать вопросы и доказывать свою точку зрения, очень сложно.
Общайтесь с работодателями
Очень часто работодатели ходят в университеты на ярмарки вакансий, приглашают на практику, читают лекции и ведут семинары. Отмечайте такие компании, составьте список интересных работодателей.
Создайте резюме на SuperJob, чтобы получать подборки вакансий для начинающих специалистов. Из них как минимум можно понять, чего именно ждут работодатели. Откликайтесь и ходите на собеседования.
Помните: присматриваться к работодателям и вакансиям нужно с первых курсов. Ваша работа на период учёбы — подготовить себя к требованиям рынка.
Будьте честными и научитесь разговаривать с работодателем на его языке
Да, вначале кажется, что опыта недостаточно. Это нормально! Указывайте в резюме те навыки и технологии, которыми действительно владеете. На собеседовании обязательно об этом спросят, и лучше честно сказать, с чем не сталкивались и о чём не знаете.
Помните: работодатель понимает, что вы начинающий. На собеседовании он хочет понять, впишитесь ли вы в команду и для какого из проектов подойдёте. А еще он хочет видеть перед собой человека ответственного и коммуникабельного. Покажите это, и результат не заставит себя долго ждать!
Как взаимодействовать с поколением Z?
Предлагайте интересные задачи
Люди поколения Z боятся однообразия и того, что взрослая жизнь будет лишена ярких впечатлений. Постарайтесь заинтересовать «зетов». Дайте возможность в рабочее время учить английский или осваивать новую технологию, которая скоро пригодится на проекте. Предложите поучаствовать в митапе, назначьте молодому сотруднику ментора — старшего коллегу, который привьет интерес к делу и поможет развиваться.
Давайте сразу несколько задач
«Цифровые дети» привыкли потреблять разнообразную информацию маленькими кусочками и делать это непрерывно. Кроме того, «зетам» комфортно узнавать новое из нескольких каналов одновременно. Они смотрят передачу и тут же гуглят что-то незнакомое; выбирая продукты, слушают подкаст — иначе им становится скучно. Поскольку мозг приучен к быстрой обработке информации, им неуютно, когда информации поступает мало. Смело давайте «зетам» сразу несколько задач — они не станут тратить рабочее время впустую!
Не сковывайте рамками графика
«Зеты» критично относятся к графику «с 9 до 6 в офисе». Выполнять задачи и общаться с коллегами можно с помощью ноутбука. Так уж важно находиться определенное количество часов в каком-то месте, чтобы выдать результат? Если в вашей компании есть такая возможность, не загоняйте молодых сотрудников в рамки графика, ведь главное в работе, чтобы она была выполнена качественно и в срок.
Чаще давайте обратную связь
Для людей поколения Z одобрение крайне важно — не только в соцсетях, но и в реальной жизни, в том числе — на работе. Отсуствие фидбека выбивает из колеи, поэтому не скупитесь на обратную связь. Это не значит, что их нужно постоянно хвалить, просто почаще замечайте, что они делают, будьте искренни. Не верьте, если вам говорят о «потерянном поколении», которое «только и делает, что сидит в телефонах». Если знать о сильных сторонах «зетов», с ними можно отлично сработаться.
Место проведения опроса: Россия, все округа
Населенных пунктов: 370
Время проведения: 14—19 августа 2019 года
Исследуемая совокупность: представители экономически активного населения России от 14 до 21 года
Размер выборки: 1600 респондентов
Вопрос: «Помогали/помогают ли вам в трудоустройстве ваши родители или другие родственники?»
Да | 11% | |
Нет | 76% | |
Затрудняюсь ответить | 13% |
Вопрос: «Как вы считаете, каким образом должны родители помогать в трудоустройстве своим детям?» (у респондентов была возможность указать необходимое количество вариантов ответа)
Родители не должны помогать в трудоустройстве | 42% | |
Должны помогать искать вакансии по открытым источникам | 25% | |
Должны помогать искать работу через знакомых и родственников | 24% | |
Должны общаться с работодателем по телефону и лично | 6% | |
Должны вместе с ребенком ходить на собеседования | 4% | |
Другое | 4% | |
Затрудняюсь ответить | 15% |