Еще недавно инвестиции в экопроекты считались чуть ли не благотворительностью, а сегодня они приносят солидные дивиденды. Правда, тем, кто выжил в борьбе за своего потребителя. Как развивается рынок экопродукции в российских мегаполисах и что нужно учесть стартапам, желающим на него выйти, — об этом в нашей статье.

Мода, ответственность или выгода? Приставку «эко» в названии продуктов или компаний сегодня можно встретить повсеместно. Зеленая направленность бизнеса становится трендом в стране, и особенно в городах-миллионниках. Экологическая составляющая включает в себя как используемые сырье и материалы, так и экологичность бизнес-процессов и утилизации.

В основе популярности данного тренда лежат в первую очередь запросы покупателей: люди хотят потреблять более натуральное, безвредное, полезное. Параллельно растет и желание компаний вносить свою лепту в решение проблем экологии и избытка химии в продуктах и окружающей среде, то есть социальная ответственность бизнеса.

Некоторые производители и продавцы используют экологическую составляющую как новомодную тенденцию и маскируют ею свою деятельность, поэтому потребителю нужно уметь отличать реальный экологичный бизнес от подделок.

Еще лет 20 назад инвестиции в экологичные технологии считались в российском бизнесе жестом доброй воли и, по сути, социальными расходами. Сегодня многие компании убедились: вложения данного рода заметно увеличивают прибыль организаций. Прирост выручки дают потребители, у которых среди прочих факторов выбора производителя немаловажную роль играет экологическая составляющая.

Найти изюминку. Появившийся спрос быстро породил множество бизнес-стартапов с экологической составляющей. Но большинство из них копируют идеи друг друга. На этом фоне заметно выделяются экостартапы с новаторскими идеями. К таким проектам, по нашему мнению, можно отнести продуктовую сеть Москвы «Зеленый рынок». Это новый формат гастрономического рынка для микрорайонов, который запустила компания Ginza Project в сотрудничестве с инвестиционной группой «Аваль». На «Зеленом рынке» представлены мясо, овощи, молочная продукция из различных районов Подмосковья, регионов России, а также стран СНГ.

Одна из главных задач проекта — дать возможность фермерам выйти напрямую на потребителей. В поставке свежих сельских продуктов на рынок и заключается экологическая составляющая этого бизнеса. С точки зрения инноваций на «Зеленом рынке» реализована особая система оплаты, которая позволяет посетителю рассчитываться за все совершенные покупки одним платежом: на входе ему выдают карточку гостя, далее он совершает покупки, которые заносятся на эту карточку, а при выходе из фуд-корта происходит расчет. Эта система избавляет от необходимости производить оплату у каждого прилавка, что увеличивает комфортность совершения покупок, уменьшает возможность обсчета продавцами и воровства со стороны недобросовестных покупателей.

Более 95% исследованных отзывов потребителей о данном формате торговли имеют положительную окраску, что говорит о востребованности стартапа.

Среди позитивных отзывов доминирует оценка продукции (ее качества, свежести, вкуса). Таким образом, экологическая составляющая данного стартапа подтверждается реакцией рынка.

В целом рынок продуктов здорового питания сейчас находится в стадии роста, если отталкиваться от кривой жизненного цикла. На этой стадии наблюдается появление новых и, главное, интересных игроков. Их основная задача — не ценовая конкуренция, а конкуренция качества, сопутствующих услуг и так далее.

Десять лет назад игроков на российском рынке продуктов здорового питания можно было пересчитать по пальцам. Выжили те, кто, развиваясь на растущем рынке, смог найти свою так называемую изюминку.

Все в сети. Одним из успешных игроков можно назвать проект «И-МНЕ» («Интернет-Магазин Настоящей Еды») — из небольшого стартапа в 2009 году он вырос в сеть с филиалами во многих российских городах. Проект начался с идеи совместных покупок натурпродуктов. Затем ее автор Надежда Брюллова-Безенкова решила расширить круг возможных покупателей и открыть интернет-магазин для всех желающих. Как результат — взрывной рост количества заказов и среднего чека. Через полгода работы интернет-магазина был открыт шоурум. Далее был создан интернет-чат, затем запущена информационная рассылка, к сетевой коммуникации с потребителями стали привлекаться эксперты. За первые полтора года было открыто 50 филиалов — они оплачивали только технические расходы и поддержку центра. Для организации снабжения филиалов были созданы оптовый сайт и логистический хаб.

Но в 2011 году компания не справилась с ростом количества посетителей на сайте — организаторы бизнеса не успели достаточно быстро развить техническую сторону проекта. В итоге в течение следующего года компания отдавала долги, и еще год ушел на восстановление. За это время был налажен компьютерный учет — это важный нюанс. По словам участников рынка, успех современного бизнеса во многом зависит от уровня компьютеризации, учета всех операций. Но далеко не все стартапы уделяют этому большое внимание при выходе на рынок, что в дальнейшем может приводить к негативным последствиям для бизнеса. Похожая проблема произошла и с данной компанией.

Если продолжить исследовать опыт «И-МНЕ», то можно отметить, что сейчас компания активно использует франшизу. При этом она сохранила старые отношения с первыми филиалами, которые работают на прежних условиях. Компания активно развивает как онлайн-, так и офлайн-составляющую бизнеса, открывая как интернет-магазины, так и традиционные розничные точки продаж. В ассортиментном ряду ­несколько тысяч наименований товаров, количество поставщиков давно перевалило за сотню. Также компания пошла по пути открытия собственных производств.

Четыре вывода. Сравнив эти два проекта в области продажи продуктов здорового питания, можно сделать выводы:

1) тренд здорового питания не теряет своей актуальности, более того, он находится в активной стадии развития;

2) при развитии бизнеса требуется активная интернет-составляющая проекта;

3) при создании бизнеса рекомендуются компьютеризация и техническое оснащение на старте проекта;

4) каждый проект в данной сфере должен иметь свою «фишку»: в «Зеленом рынке» — это использование карточной системы оплаты и фуд-корт, в «И-МНЕ» — использование принципов клубного сотрудничества.

В завершение следует отметить, что, по оценкам экспертов, рынок продуктов здорового питания в 2019 году составит 901 422 млн рублей, а к 2023 году его объем достигнет отметки 1 017 984 млн рублей, что привлечет на рынок новых игроков, которым нужно будет придумывать свои «фишки» для завоевания места под солнцем.